Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кодекс поведения социальных работников




Сексуальное насилие над ребенком/подростком может совершить и социальный работник, воспитатель приюта, детского дома, педагог. Для того чтобы сотрудники, дети и подростки четко уяснили, что сек­суальное насилие в учреждении недопустимо, рекомендуется разрабо­тать кодекс поведения в приюте, в котором запрещаются все формы сексуальных контактов между сотрудниками и детьми/подростками.

Выдержка из примерного кодекса поведения для социальных работ­ников: социальный работник обязан не отвечать на сексуальные и/или агрессивные попытки сближения и лично не предпринимать подобных попыток, даже если ребенок/подросток желает этого или просит об этом. Кроме всего прочего, это включает в себя запрет прикасаться к ребенку/подростку таким образом, что ребенок/подросток и/или соци­альный работник по праву могут воспринять подобное прикосновение как носящее сексуальную или эротическую окраску (что, например, зачастую происходит при целенаправленном прикосновении к поло­вым органам, ягодицам и груди).

Разработка кодекса поведения и создание правил поведения в при­юте являются важными профилактическими средствами: они с самого начала разъясняют, что можно и что нельзя. Очень важно позаботиться о том, чтобы при этом не возникла атмосфера "дистанции", при кото­рой никто не осмеливается прикасаться друг к другу. Сексуально раз­виваясь, дети и подростки должны иметь возможность открыто об­щаться друг с другом и сталкиваться с интимностью и сексуальностью. Очень важно с педагогической точки зрения, чтобы сотрудники при­юта могли погладить подростка по голове, утешая, обнять или поса­дить ребенка к себе на колени. Однако, прикасаясь к ребенку, воспита­телю всегда следует помнить о том, как к подобному прикосновению относится подросток, как он его интерпретирует.

ПОМОЩЬ ПОДРОСТКАМ НА ПУТИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Юность - это период, в котором происходят большие перемены в развитии ребенка. С одной стороны, подростки меняются физически,

что увеличивает их возможности, с другой стороны, общество предъ­являет к ним новые требования и обязанности. Ни одного подростка не могут миновать задачи, связанные с периодом юности (см. гл. 1). Под­ростки, пользующиеся социальной помощью, часто имеют проблемы с одной или несколькими из этих задач. Но это вовсе не значит, что у них есть мотивация и готовность что-то сделать со своими проблемами и от­ставанием. С подростками должны работать несколько специалистов.

Социальный работник, социальный педагог, воспитатель пробует уста­новить контакт с подростком и построить свои отношения с ним так, что­бы подросток сам заговорил о своих проблемах и своем функционирова­нии. Социальный работник, воспитатель, руководитель помогают под­ростку разобраться в проблемах и найти решения. Так как в юности с человеком происходят разные изменения (и часто очень быстро), по­мощь подросткам должна быть конкретной, гибкой и направленной на будущее. Это лучший способ подключиться к возрастным задачам подростков. Внесение ясности в конкретные актуальные проблемы помо­гает подростку разобраться в часто кажущейся ему запутанной ситуации. Направленность в будущее находит свое выражение в стимулировании процесса учебы и развития, который дает возможность приобретать новый опыт, учиться на нем и интегрировать его. Особая гибкость является условием, помогающим правильно реагировать на часто меняющиеся и неожиданные задачи, с которыми сталкивается подросток. Поэтому социальная помощь должна осуществляться в таких методах, чтобы они обеспечивали гибкость приспособления к окружающим.

Помимо сочувствия и тепла важно выразить уважение к подростку. Социальный работник, воспитатель должны принимать обычаи, нормы и ценности разного (суб)культурного окружения. Очень важно под­черкнуть интересы подростка (не в ущерб интересам других).

В этой главе мы в первую очередь рассмотрим рабочие отношения ме­жду социальным педагогом, социальным работником, воспитателем и подростком. Затем уделяется внимание постановке целей и способам их дальнейшей конкретизации в виде рабочих вопросов. Далее речь идет о создании собственной рабочей/жилой/жизненной ситуации и о том, какие навыки и умения нужны подросткам для выживания в современном рос­сийском обществе.

Постановка целей

Существенной частью любой формы занятий, курирования, оказа­ния помощи подросткам является определение целей работы. Привле­кая подростка к постановке целей, педагог-наставник увеличивает мо­тивацию и уверенность подростка в себе. Подросток будет упорнее ра-

ботать над целями, если это касается его собственных целей; если он видит и слышит, что действительно что-то изменяется; если он замеча­ет, что может влиять на самого себя и на окружение.

Прежде чем формулировать цели, необходимо выяснить характер и величину проблем поведения, а также факторы окружающей среды, вызвавшие это поведение и способствующие его сохранению.

На что надо обращать внимание при постановке целей:

цели можно обсуждать и оценивать. Формулируйте контролируе­мые конечные цели. На основе этого впоследствии можно будет су­дить, есть ли прогресс. Подростку и педагогу-наставнику таким образом яснее, над чем точно они работают. Это увеличивает шансы на успех;

различайте цели на короткое время и цели на более длительное время;

описывайте реальные цели. Старайтесь так ставить цели, чтобы их можно было достичь за короткое время. Это действует стимулирующе как на подростка, так и на педагога-наставника;

описывайте цели по возможности в терминах увеличения компе­тенции. Задача педагога-наставника вместе с подростком найти пози­тивно сформулированные изменения или формы поведения, которых хочет достичь подросток;

цели, которые могут быстро дать результаты, должны находиться в рав­новесии с целями, для достижения которых подростку надо потрудиться;

лучше много четких целей, чем ограниченное количество глобальных;

цели должны соответствовать интересам/правам ребенка.

В принципе, вначале цели согласовываются с тем, что является са­мым важным для подростка. Иногда интересы окружения перевеши­вают, и вначале поставленные цели отражают эти интересы. При уста­новлении приоритетов важны следующие моменты:

степень трудности (работайте по принципу от легкого к трудному);

эффективность (способствуют ли они увеличению компетенции подростка);

важность (насколько подростка беспокоят определенные проблемы);

реализуемы ли цели и за какой срок;

соответствие сильным сторонам подростка.

При выборе цели, над которой подросток сам хочет работать, педа­гог-наставник может воспользоваться разными вспомогательными средствами: карточками желаний, линией жизни, целевыми карточками.

Карточки желаний и линия жизни. Карточки желаний и линия жизни - это увлекательные методы, имеющие отношение к планам подростка на будущее и его идеалам. К этим методам можно прибе­гать, если педагогу-наставнику нужно получить больше информации о подростке. Планы на будущее и идеалы нередко дают толчок к опре-

деленным тренировочным упражнениям, таким как, например, поиски работы, поиски жилья, знакомство с симпатичной девушкой, выбор образовательного учреждения, занятий по интересам.

Сделать карточку желаний - это значит расспросить подростка о его желаниях на короткий и длительный период (Что бы ты хотел изме­нить в своей жизни? Что в данный момент должно быть по-другому, что должно быть по-другому долгое время? Представь, что ты вол­шебник и все можешь. Какой бы ты хотел видеть свою жизнь? Что бы ты хотел в ней изменить? Каковы твои планы на будущее?). Ответы записываются в карточку желаний.

Некоторым подросткам трудно формулировать свои планы. У них нет планов на будущее, они не хотят изменять свою жизнь или не ви­дят возможностей внести изменения в свою ситуацию. Чтобы как-то помочь им нарисовать в воображении картину будущего, можно с вы­зовом поставить на обсуждение линию их жизни.

Педагог-наставник проводит на доске горизонтальную линию и сле­ва направо отмечает годы (например 0, нынешний возраст, 50 и 80 лет). Он заполняет эту линию последовательно в обратном направле­нии, спрашивая подростка, как он себе представляет свою жизнь в конкретном возрасте. Так, двигаясь в обратном направлении, педагог-наставник вместе с подростком далекие планы на будущее постепенно переводит на язык желаний более близкого времени.

Пример. "Эльза, представь, что тебе 50 лет. Какой ты видишь свою жизнь в этом возрасте? Ты все еще живешь с родителями? Ты все еще ходишь в школу? И каждую субботу на дискотеку? Нет?.. Тебе это смешно?.. А как ты себе это представляешь?"

Целевые карточки. С помощью карточек, на которых записывают­ся цели, может быть получена картина желаний изменения у подрост­ка. Работая с этими карточками, можно более структурированно прий­ти к специфическим и важным целям. Наряду с этим часто выявляются маленькие цели, которых относительно легко достигнуть. Это увели­чивает мотивацию к изменениям. Работа с целевыми карточками мо­жет облегчить определение приоритетов, так что становится более яс­ным, какие шаги надо предпринимать для разрешения проблем.

Работая с целевыми карточками, педагог-наставник поддерживает веру в возможности подростка. Это повышает мотивацию и вселяет надежду, что еще можно что-то изменить. Кроме того, работа с кар­точками делает возможным подростку дать трудную для него инфор­мацию, не глядя в глаза наставнику.

Работа с целевыми карточками проводится тогда, когда с помощью других средств удается поставить малое количество целей, или по ставленные цели не имеют отношения к делу.

Особые причины для работы с целевыми карточками: подростки не говорят о важных проблемах и желаниях изменений, как будто их не существует, в то время как, по мнению наставника, они есть; трудно прийти к единому мнению о целях. Образец целевой карточки

РОДИТЕЛИ И СЕМЬЯ Я очень хочу...

не зависеть от родителей, стать более самостоятельным

найти способ договариваться с родителями

поговорить с ними об их алкоголизме и наркомании

не ожидать слишком многого от родителей

перестать ссориться с родителями

научиться разговаривать с родителями

каким-то образом реагировать на родителей

рассказать о моих чувствах родителям

чувствовать себя с ними уютно

чаще навещать их

разговаривать с родителями

быть понятым родителями

избегать ссор с братом/сестрой

избегать ссор с применением физического насилия

быть в хороших отношениях с родственниками

не красть у родителей

больше времени проводить в семье

быть в хороших отношениях с родителями

Вопросы на разных карточках являются разбитым на категории анало­гом восьми возрастных задач. На каждой карточке дан список с возмож­ными желаниями и потребностями, касающимися предмета этой карточки.

Работа с целевыми карточками проводится в следующей последова­тельности.

1) Покажите подростку целевые карточки. Причину, побудившую вас обратиться к работе с карточками, можно объяснить примерно так: "Ты уже так много разного рассказал. У тебя, наверное, голова идет кругом от того, что приходится думать сразу о стольких вещах. Иногда хочешь изба­виться от проблем или что-то изменить в своей жизни и не знаешь, с чего начать. Эти карточки помогут тебе взглянуть на вещи, которые могут быть важными для тебя в жизни. Мы можем вместе посмотреть, не могли бы мы в чем-нибудь, что ты считаешь важным, что-то изменить".

желания и потребности, которые могут

быть важными для него. На каждой карточке, касающейся одного же­лания, написаны разные навыки, которые, может быть, он хотел бы в своей жизни изменить. Попросите его отметить крестиком, что он хо­тел бы изменить или что, по его мнению, является проблемой.

3) Запишите все отмеченные цели на отдельных полосках бумаги.

4) Попросите подростка разделить эти полоски на три группы: 1)"очень важно"; 2) "важно"; 3) "наименее важно" (т.е. это может подождать).

5) Если в группе "очень важно" оказалось более восьми полосок, попросите подростка отложить восемь наиболее важных из них в сторону.

6) Попросите полоски из группы "очень важно" (или восемь поло­сок из группы "наиболее важно") разложить в порядке их важности. Иногда можно пересортировать и целевые карточки в зависимости от того, какие проблемы требуют немедленного внимания; какие могут быть осуществлены только с помощью педагога-наставника.

7) Запишите восемь самых важных целей в порядке важности на от­дельный лист бумаги. Попросите при этом подростка пояснить каж­дую цель: чего он конкретно хочет добиться. Если подросток назвал "наиболее важными" более восьми целей, запишите все.

Пример. Педагог-наставник предлагает Марко (16 лет) проделать упражнение для выяснения, чтобы он хотел изменить в своей жиз­ни. Марко соглашается. Педагог-наставник раскладывает целевые карточки: "Не думай о том, правильный или неправильный получа­ется ответ. Нас сейчас интересует, что бы ты хотел изменить в сво­ей жизни". Марко просматривает все карточки и отмечает крести­ком два-четыре пункта. Бросается в глаза, что отмечены всевоз­можные, для педагога-наставника неожиданные, пункты. Педагог-наставник записывает все желания на отдельных бумажках. Марко должен, просмотрев все карточки, рассортировать бумажки по сте­пени важности: "менее важно" (может еще подождать), "важно" и "наиболее важно". Марко спрашивает, зачем это нужно, к чему это все ведет? Педагог-наставник говорит, что это хороший вопрос. Цель работы с карточками - помочь Марко выбрать, чем он будет заниматься в ближайшие недели в первую очередь. Прежде чем решить, с чего начинать, важно сначала разобраться, насколько это для него является важным и что должно быть изменено.

После того как Марко рассортировал все пункты по категориям, педагог-наставник просит его разложить бумажки с пометкой "наиболее важно" в порядке важности и зачитать их; при этом он записывает названные цели в нужном порядке на бланк "Целевые карточки". В заключение педагог-наставник просит пояснить наз­ванные цели.

Бланк целевой карточки

Педагог-наставник говорит, что цели, названные Марко, важны для ближайших недель. При их последующих встречах они будут обсуж­дать одну или две цели из этого списка. Марко получает копию анкеты.

Если цель сформулирована в негативной форме (я не хочу...) или слишком абстрактно, задача педагога-наставника перевести это в тер­мины конкретных целей, выражающих желаемое поведение или навы­ки и умения, которые надо обрести.

Несколько важных моментов в работе с целевыми карточками:

На работу с карточками отводите достаточно времени. Исходите из двух часов, хотя в большинстве случаев можно обойтись и более огра­ниченным временем.

Постарайтесь выбрать удобное время, чтобы можно было работать без помех извне. Вы можете подростка куда-нибудь увести, например выпить чай в специальном помещении и поговорить по душам. Если вы заметите, что он устал, остановитесь. Разговор продолжите во вре­мя следующей встречи.

Постарайтесь во время работы над карточками получить как можно больше информации. Разговаривайте с подростком, продолжайте рас­спрашивать, так чтобы на основе работы с карточками у вас с ним по­лучился настоящий разговор. Полученная информация поможет вам выявить недостаток навыков и умений подростка.

Может случиться так, что подросток свой выбор приоритетов попыта­ется согласовывать с тем, что, по его мнению, считает важным педагог-наставник. Постарайтесь это по возможности предупредить, подчеркните, что это не тест, речь идет не о "хорошо" и "плохо". Речь идет о его выборе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...