Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Беседы о (предполагаемом) сексуальном насилии над детьми




Чаще всего дети сами не рассказывают о домогательствах, насилии или о попытке насилия. Нередко они стыдятся того, что с ними про­изошло, чувствуют себя виноватыми и/или бояться, что их обвинят, опасаются последствий откровенного разговора с другими (к примеру, мести насильника(ков) и того, что окружающие их осудят и обвинят). В большинстве случаев жертва не объявляет немедленно: "меня изна­силовали (попытались изнасиловать)". Часто жертвы подают вербаль­ные и невербальные сигналы, которые могут послужить поводом к то­му, чтобы социальный работник, воспитатель расспросил ребенка о возможном отрицательном опыте в сексуальной области.

Рассказы о сексуальном насилии вызывают сильные эмоции: испуг, поскольку не ожидаешь, что такое могло произойти именно с этим ре­бенком, чувство вины, так как думаешь о том, что надо было раньше начать действовать, злость и ярость по отношению к насильнику и'или жертве, чувство бессилия и растерянность. В некоторых случаях по­добные эмоции приводят к тому, что рассказанному не верят ("жертва сочиняет") или умаляют значение услышанного ("все не так страшно"). Другая возможная реакция на услышанное - попытаться немедленно все уладить ("это должно немедленно прекратиться", "я должна при­думать выход из создавшегося положения"). Эмоции будут еще более сложными в случае, если ребенок из группы рассказывает, что его из­насиловал ребенок из приюта. При этом степень сочувствия (или ан-

типатии) или лояльность по отношению к жертве или к насильнику будут играть важную роль. Очень важно осознавать, какие эмоции вы­зывает подобная ситуация. Нельзя переносить свои чувства на жертву. Скажите ребенку, что услышанное вас напугало или сбило с толку и что он поступил правильно, поделившись с вами.

Ниже следуют несколько моментов, которым нужно уделить вни­мание, разговаривая с детьми о сексуальном насилии или о возникших подозрениях.

Располагающая к беседе поза, не вызывающая чувства угрозы, и контакт глазами. Занимаясь с детьми, о которых возникло подозрение, что их изнасиловали, очень важно не производить на них угрожающее впечатление. Чувство безопасности можно увеличить, сев за высокий стол (под углом в 90°), таким образом ребенок будет иметь возмож­ность смотреть соцработнику в глаза и отводить их по мере надобно­сти. Оказывая ребенку помощь, важно не только вступить с ним в кон­такт, но и одновременно держать установленную им дистанцию. К примеру, надо дозировать физический контакт: в большинстве случаев не рекомендуется класть руку на плечо жертвы во время беседы, как бы сильно не было ваше желание утешить ребенка.

Конкретное описание произошедшего своими словами. Для того чтобы узнать, что именно произошло, нужно помочь ребенку расска­зать об этом своими словами. Ребенку трудно говорить о том, что он испытал, например, потому, что он чувствует и свою ответственность за случившееся и/или ему трудно рассказывать об ужасных событиях. Однако очень важно поговорить об этих событиях. Если что-то неясно, попросите объяснить. Например, задавая подобные вопросы: "Ты мо­жешь об этом поподробнее рассказать?", "Можешь привести пример?". Если ребенок не сразу отвечает, держите паузу.

Примечания: 1. Задавайте вопросы не только о нежелательных сек­суальных действиях, которым ребенок подвергся (прикосновения), но и о том, что ему пришлось делать самому.

2. Задавайте вопросы не только о негативном сексуальном опыте, но и о позитивном или нейтральном опыте; упомяните, что прикоснове­ния могут быть сбивающими с толку или странными, или сначала при­ятными, а позднее неприятными.

3. Во время первого разговора не расспрашивайте обо всех сексу­альных подробностях, но спросите о том, когда это началось, сколько раз случалось, кто в этом участвует и т.д.

4. Расспросите о других случаях: после того как ребенок рассказал об одном случае/насильнике, может оказаться, что происходили слу­чаи и с другими насильниками.

5. Убедите ребенка в том, что верите услышанному от него (не со­мневаетесь в его рассказе).

Вопросы "закрытые", "открытые", "многовариантные".

Для того чтобы дать возможность ребенку самому рассказать о слу­чившемся и не влиять на его рассказ, додумывая за него, задавайте ему, когда возможно, "открытые" вопросы (Как...? Что...? Когда...? Где...?). Используя "открытые" вопросы, можно получить сначала об­щее представление, а затем узнать подробности. Часто можно задать "открытый" вопрос типа: "А дальше что произошло?" или "А до этого что произошло?".

Используя "многовариантные" вопросы, беседующий как бы пред­лагает ребенку выбрать ответ из нескольких вариантов. Часто возмож­ность такового выбора стимулирует дальнейший рассказ ребенка.

На "закрытый" вопрос можно ответить только "да" или "нет". Ино­гда ребенку слишком трудно отвечать на "открытые" вопросы. Можно при этом предложить ребенку вопросы, на которые он может ответить "да" или "нет". Иногда "закрытый" вопрос помогает немного продви­нуть разговор; ответив на него, ребенок рассказывает дальше и дает ответы (на более общие и специфические) "открытые" вопросы.

Примечания: 1. Задаваемые вопросы не должны быть слишком рас­плывчатыми, типа "Ты когда-нибудь подвергался чему-нибудь непри­ятному?". {г-

2. Не задавайте наводящие вопросы, касающиеся предполагаемого насильника, до тех пор, пока этот вопрос не проясниться, к примеру "Герман когда-нибудь тебя...?"

3. Не задавайте наводящие вопросы, касающиеся предполагаемых чувств, к примеру, "Возникали у тебя когда-нибудь ужасные/тошно­творные переживания на почве секса?".

4. Не задавайте вопросы, начинающиеся с "почему", типа "А почему он лег в твою кровать?", помня о чувстве вины, которое может возник­нуть у ребенка.

5. Задавайте вопросы как в настоящем, так и в прошедшем времени.

6. Когда нужно, используйте такие понятия, как "облапывать", "приставать", "заставить заняться сексом", "насильные прикосновения и секс" и "изнасиловать".

7. Можно использовать рисунки, картинки или кукол для проясне­ния произошедшего.

8. Если ребенок не может ответить на "открытые" вопросы, предло­жите задавать ему вопросы, на которые он может отвечать "да", кивая головой, или "нет", качая головой.

Используйте различные ситуации, в рамках которых может проис­ходить сексуальное насилие.

Если возникло подозрение, что ребенка подвергли сексуальному на­силию, а ребенок не (сразу) рассказывает, в чем дело, можно задавать ему вопросы о предполагаемом сексуальном опыте, используя различ­ные ситуации.

Примеры использования ситуаций:

Ежедневный туалет ребенка: спросите, как проходит подготовка ко сну и сон, принятие ванны/душа, посещение туалета.

Ласки и прочие прикосновения: расспросите ребенка о приятных (хороших), противных (неприятных) или сомнительных (странных) ласках/прикосновениях.

Страх и боль: расспросите ребенка о том, когда он боится и/или ис­пытывает боль (Ты когда-нибудь боишься? Чего? Когда? Кого?).

Имена:_расспросите ребенка о том, как его называют дома и в школе (ласкательные имена, клички) (Какие? Кто? Когда? Как ты сам к этому относишься?).

Тайны: расспросите ребенка о приятных сюрпризах (подарок, сюр­приз) и неприятных тайнах (тебя избили и не велели никому об этом говорить).

Представления о теле и частях тела: расспросите ребенка о том, как называются различные части тела, при этом можно использовать ри­сунки (не ограничивайтесь изображением только половых органов), спросите, прикасается ли к ним кто-нибудь против воли ребенка.

Сексуальное просвещение: спросите, слышал ли ребенок что-нибудь о сексе и от кого. (От кого? Как это проходило?)

Менструация: спросите, начались ли у нее месячные и как она к этому относится.

Влюбленность, ухаживание и сексуальность: спросите о друзьях и подружках, влюбленности, поцелуях, "первом разе", сексе (приятно/неприятно), как воспринимается это окружающими и т.д.

Можно использовать в беседах с ребенком следующие вопросы по вышесказанному:

"Тебя кто-нибудь трогает против твоей воли?"

"Тебя кто-нибудь трогает так, что тебе от этого становится неприят­но? А раньше такое случалось? Приходится тебе против воли прика­саться к кому-нибудь? А раньше такое случалось?"

"Тебя когда-нибудь заставляли заниматься вещами сексуального ха­рактера?"

Обобщение и отражение чувств.

Обобщая время от времени то, что рассказал ребенок, можно прове­рить, правильно ли понят его рассказ. Если ребенок проявляет эмоции,

можно "отразить " его чувства, назвав данное чувство, и спросить ребенка, правильно ли это. Но не рассказывайте ребенку о том, как он должен себя чувствовать. А что почти всегда можно сказать ребенку? - Что вам очень больно за него по поводу случившегося; что вы рады, что ребенок набрал-. ся мужества и рассказал о случившемся ("молодец!").

Попробуйте ограничить высказывания оценочного или осуждающе­го характера и помните, что ребенок испытывает чувство соучастия в произошедшем (скажите, что он не виноват) и может испытывать чув­ство лояльности по отношению к насильнику (не осуждайте насильни­ка, но скажите, что сексуальное насилие отвратительно, что оно нико­му непозволительно).

Некоторые жертвы, рассказывая о произошедшем, не проявляют никаких эмоций.

Дальнейшие шаги.

Заблуждение, часто встречающееся при разговорах с жертвами насилия, -желание как можно быстрее помочь и все устроить. Поэтому, проводя раз­говоры с жертвами насилия, нужно руководствоваться следующим:

скажите ребенку, что вы хотите ему помочь, но не торопитесь при­думывать решения (от вас не ожидают готовых "рецептов");

обговорите с ним различные возможности, предложите посовето­ваться со знающими людьми и (может быть) попросить у них помощи;

не обещайте никому не рассказывать об услышанном, но заверьте ребенка в том, что вы сначала согласуете с ним свои действия и всегда будете его поддерживать.

При обнаружении случая сексуального насилия, важно уделить внима­ние следующему: помощи и поддержке жертве насилия, гарантии безо­пасности различным причастным лицам, прекращению обстоятельств, при которых происходит сексуальное насилие, обеспечению поддержки при­влеченным к делу специалистам, созданию хорошо продуманного плана действий по постановке в известность о случившемся различных причаст­ных лиц. Поскольку после обнаружения случая сексуального насилия складывается довольно сложная ситуация, рекомендуется использовать поэтапный план, включающий в себя вышеназванные и другие пункты. Составляя поэтапный план после обнаружения случая сексуального наси­лия, учреждение фиксирует на бумаге договоренности и руководство к действиям. Среди всего прочего подобный план включает в себя:

кто за что отвечает;

на что нужно обратить внимание, разговаривая с жертвой (например, возможность заявить о случившемся в милицию, медицинское обследова­ние);

то, каким образом вести разговоры с насильником (зависит от того, поставлена ли милиция в известность о случившемся) и каким образом принимать меры;

то, каким образом ставят (не ставят) в известность о произошедшем других детей из группы/приюта;

как вести себя с причастными лицами, не находящимися в груп­пе/приюте или (если такая необходимость возникнет) с представите­лями прессы.

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...