Навыки в области физических контактов и интимности
Детям известны различные соприкосновения, доставляющие им удовольствие: побороться, погладить другого, положить руку на плечо, сесть "на ручки", прислониться к другому и т.д. Дети дотрагиваются друг до друга, и часто им доставляет удовольствие прикосновение взрослого. Прикосновения могут вызывать приятное и возбуждающее чувство, создавать чувство доверия, тепла и защищенности, которых так не хватает детям в приютах, детских домах. Для воспитателей очень важно в ходе ежедневного общения с детьми создать обстановку, в которой есть место для физических контактов и интимности. Этого воспитатель может добиться, стимулируя прикосновения детей друг к другу, а также обнимая детей, дотрагиваясь до них. Конечно, надо исходить при этом из желаний самого ребенка. Интерес маленьких детей к гениталиям противоположного пола и играм "во врача" имеет четкую функцию при формировании сексуальной идентификации, т.е. той степени, в какой ребенок ощущает себя мальчиком или девочкой. С одной стороны, важно не запрещать проявлять подобный интерес ("фу, какой ты нехороший"), с другой стороны, важно наблюдать за тем, чтобы дети не принуждали друг к друга к нежелаемым ими действиям. Часто у детей присутствует сильное интуитивное чувство того, что им приятно, а что — нет. Воспитатели могут подкрепить это интуитивное чувство. Они могут научить детей тому, что прикосновение может быть как приятным, так и неприятным. Каждый испытывает это по-своему: одному нравится, когда его щекочут, другому - нет. Еще это зависит от того, кто прикасается и к какому месту. Поцелуй любимой сестры? Да, приятно! Объятие тети, которую ты немного боишься? Нет, спасибо. Лучше не надо.
При помощи жизненных примеров можно научить детей доверять своим интуитивным чувствам приятного и неприятного. Случается, что прикосновение не вызывает однозначных чувств: приятно или неприятно,.или сначала приятно, а потом становится неприятно. Следующее упражнение поможет научить детей отличать приятное чувство от неприятного. Упражнение. "Приятные и неприятные чувства" (для детей от 8 до 16 лет) Цель: введение понятия "приятные и неприятные чувства"; научиться отличать приятные и неприятные прикосновения; научиться называть чувства (различие между приятным и неприятным); научиться понимать, что одно и тоже прикосновение может иногда вызывать приятные, а иногда неприятные чувства. 1) Введение понятий "прикосновение" и "приятные и неприятные чувства" Для определения понятия "приятные и неприятные чувства" можно использовать следующие определения и примеры: "Что такое приятное чувство? Это чувство, вызывающее в теле удовольствие, наслаждение, сладость. Попробуй мороженое на язык и сразу почувствуешь: "Да, сладко, приятно, вкусно. Весна, светит солнце, ты гуляешь по парку и чувствуешь себя счастливым". Неприятное чувство - это чувство, заставляющее тебя чувствовать себя неприятно, противно, гадко, отвратительно, неуютно. Хочется, чтобы подобное чувство поскорее прошло или исчезло. Группа детей, собравшихся перед школой, смеется над тобой, потому что, по их мнению, на тебе дурацкое пальто. Ты чувствуешь себя как оплеванный". 2) Попросите детей назвать примеры прикосновений и запишите их в первую колонку таблицы. (При желании воспитатель может направить примеры в русло сексуально окрашенных прикосновений.) 3) Спросите приятные или неприятные чувства вызывает каждое из названных прикосновений. Запишите их во вторую либо в третью колонку.
Отметьте, что: некоторые прикосновения иногда приятны, а иногда - нет; это зависит от ситуации, от твоих чувств и от того, кто к тебе прикасается; некоторые прикосновения вызывают смешанное чувство: неясно, приятно или нет; иногда впоследствии становится понятно, приятно или нет. Моменты, на которые нужно обратить внимание, выполняя данное упражнение: позаботьтесь о том, чтобы дети приводили примеры как приятных, так и неприятных прикосновений; позаботьтесь о том, чтобы детям стало ясно, что одни и те же прикосновения могут иногда вызывать приятное чувство, а иногда - неприятное. (К примеру, тебе всегда неприятен толчок? И всегда приятен поцелуй? Используйте для этого преимущественно примеры из таблицы). Другая возможность научить детей различать приятные и неприятные прикосновения (чувства ПРИЯТИЯ и НЕПРИЯТИЯ) - использование знаковой системы светофора. Все дети знают, что красный свет означает "стоп", зеленый - "поезжай, все в порядке", желтый - "внимание, изменение света!". Детей можно научить "прислушиваться" к внутреннему голосу своего собственного или чужого "светофора" при прикосновениях. Какой свет "горит" можно часто заметить по выражению лица, движениям тела или просто прислушиваясь к тому, что говорят. Прикосновение приятно - "зеленый свет", неприятно - "красный". Увидев "желтый", надо быть особенно внимательным. "Желтый" означает со- мнение. Может быть, прикосновение уже стало неприятным, и сейчас "загорится красный". Дети могут научиться обращать внимание не только на чужой "светофор", но и на свой собственный: "Включи "зеленый", если тебе приятно, "красный" - если (стало) неприятно или хочешь, чтобы все прекратилось. Сомневаешься - выбери "желтый". "Желтый" означает, в принципе, "стоп". Впоследствии можно научить детей противостоять лицам, обращающимся с ними нежелательным образом, говорить им "нет". И, конечно же, очень важно научить детей считаться с чувствами приятного или неприятного, возникающими у других и уважать их. Ниже следуют примеры данных навыков и этапы их достижения. Кроме умения научить говорить "нет", очень важно обратить внимание детей на вопрос о том, кто виноват. "Если к тебе прикасаются так, что тебе становится неприятно, ты в этом не виноват. Тебя не имеют права трогать, если ты этого не хочешь. Поэтому всегда можно попросить помощи, если у тебя самого не получается сказать "нет". Продолжай искать, пока не найдешь того, кто тебе действительно может помочь".
У детей, подвергшихся (сексуальному) насилию, может быть сильно нарушена способность адекватно реагировать на приятные и неприятные прикосновения. Некоторые из них научились, к примеру, в обмен на внимание и тепло, исполнять сексуальные действия, к которым они еще не готовы и которые являются для них неприятными и "грязными". Другие дети с подобным опытом не допускают больше никаких прикосновений, из-за того что они напуганы и полностью утратили доверие к людям. С такими детьми нужно очень бережно обращаться, точно рассчитывая дистанцию в обращении и прикосновениях. Правила и привычки Как известно, в приютах, детских домах, кризисных центрах ведется много дискуссий о правилах и привычках, касающихся того, допустимо ли появление воспитанников сильно обнаженными в коридорах, о том, какие плакаты могут висеть в комнатах подростков и т.д. Приютам необходимы правила. Правила имеют относительную ценность, если руководство не может объяснить, зачем нужно данное правило, и если оно не обладает возможностями применять его на практике. Следующие четыре критерия помогут составить правила, касающиеся сексуальности и интимности. 1) Безопасность ("только те, у кого есть разрешение руководства на вход, имеют право войти"; "прикасаться к другому можно только в случае, когда он сам этого хочет"). 2) Защита личной жизни ("входя в чужую комнату, не забудь предварительно постучать"). 3) Корректное обхождение друг с другом (к примеру, договоренность о том, где можно находиться обнаженным, о том, какие слова употреблять для обозначения частей тела). 4) Открытость окружающему миру (посетителям приятен корректный язык и плакаты на стенах).
Составляя правила поведения для группы, примите во внимание следующее: подумайте о том, какова функция правил, чего вы хотите достичь ими; правила нужны для "iv.ro, чтобы научить, а не отучить; избегайте запретов, говорите о том, что можно; правила должны звучать приятно; объясняя правила, поясните, "почему" они нужны (исходя по возможности из интересов подростка); объяснение должно быть коротким, конкретным и прямым; правила обладают гибкостью: если они утратили свою функцию, замените их другими; правила должны быть выполнимыми, выполнение их возможно проконтролировать; правила должны быть четко сформулированы и изложены понятным языком. Несколько примеров правил (и привычек) для группы детей: обращаемся друг к другу по имени; твоя шутка должна быть приемлема для всех присутствующих; приветствуем друг друга словом "привет"; пользуясь туалетом, закрываем дверь на задвижку; если туалет занят, спокойно ждем пока он освободиться; дотрагиваемся до товарища, только если ему это приятно; целуемся только по взаимному согласию; возимся только при согласии товарища; если ему надоело, немедленно прекращаем; если чье-то прикосновение тебе неприятно, можешь сказать: "Не надо, прекрати!". Не помогло, обратись к воспитателю; в гостиной все находятся только одетыми; интимные части тела (половые органы, пенис, влагалище (вагина), грудь) являются для других неприкосновенными; половые органы мальчика называем "пиписька" для маленьких и "пенис" для более старших, девочки - "писька" для маленьких и "влагалище" для более старших. Выбирая и поясняя правила и обычаи, связанные с сексуальностью, необходимо помнить о том, что у подростков ни в коем случае не должно сложиться впечатление, что секс - это что-то "грязное", запрещенное, странное. Например, в Нидерландах секс с самим собой (мастурбация) -это нормально, большинство подростков делают это и получают удовольствие. Если подросток этим занимается, он должен уединиться в таком месте, где его никто не увидит. Атмосфера и язык общения Атмосфера в доме и открытое обсуждение интимности и сексуальности определяются, кроме всего прочего, и языком общения. Хорошей подсказкой является следующее правило: пользуйтесь литературным языком (например, "коитус"), используйте слова, понятные детям и подросткам, а также не вызывающие смущения у воспитателя. Очень важно положительно реагировать на проявление интереса к собственному телу. Особенно в переходном возрасте подростки много внимания уделяют своей внешности. Комплимент по поводу одежды, прически, косметики произведет на подростка впечатление, хотя он иногда и не сможет адекватно на него отреагировать.
Положительное и естественное отношение подростка к своему телу можно стимулировать, повесив зеркала в комнатах подростков. Воспитатели не должны уклоняться от обсуждения вопросов, возникающих у подростков по поводу собственного тела и/или об изменениях в подростковом возрасте. Половое просвещение Многие подростки испытывают затруднения в связи с сексом, поскольку не имеют фактической информации. У некоторых в семьях было не принято обсуждать подобные темы, разговоры о сексе находились под запретом. Такие подростки получают информацию от своих сверстников, по телевизору и из порнографии. Есть подростки, у которых дома слишком открыто обсуждалась сексуальность, двери родительской спальни оставались всегда открытыми, или такие, которые в слишком раннем возрасте столкнулись с порнографией, знаниями о сексуальной жизни взрослых. Из-за отсутствия или ущербности полового просвещения представление о сексе, сложившееся у подростков, сильно расходится с действительностью. Кроме того, оказывается, что подростки зачастую не знают самых "простых" вещей. В подростковой среде бытует множество историй и рассказов о сексе. Именно поэтому так важно половое просвещение. Половое просвещение должно подготовить детей и подростков к различным ролям в настоящем и в будущем. Далее приводится перечень тем, с которыми необходимо ознакомить подростков. Информация по половому просвещению (по возрастающей) До 12 лет: откуда берутся дети (информация о "семечке" и "яичке"); сведения о строении тела у подростков и об изменениях в переходном возрасте; сведения о первой менструации и семяизвержении. 12-16 лет: сведения о различных аспектах секса: поцелуи, ласки, удовлетворение партнера, вступление в интимную жизнь, половые связи и т.д.; сведения о венерических заболеваниях и их предотвращении (всегда пользуйтесь презервативом!); сведения о половых отношениях - они служат не только продолжению рода, но и получению наслаждения. Секс - это одна из возможностей вы- сказать друг другу любовь. Это не значит, что половые отношения всегда праздник. Если тебя к ним принуждают - это мерзко и ужасно; сведения о гомосексуализме. Многие подростки сомневаются какое-то время в своей сексуальной ориентации. Позднее некоторые из них становятся гомосексуалистами или лесбиянками; сведения о порнографии. То, что изображено в порнофильмах, зачастую не соответствует действительности. Отличие между "возбуждающей" и "грязной" порнографией: "грязное" порно переходит все границы дозволенного; сведения о границах дозволенного, твоих и партнера: секс доставляет радость, если желателен для обоих партнеров. Воспитатель должен хорошо владеть информацией о сексуальности подростков и быть в состоянии доходчиво изложить фактический материал. Подобные беседы могут проходить индивидуально и в группах, как запланировано, так и спонтанно. Незапланированная беседа может состояться в любой подходящий для этого момент. Поводом к ней может послужить тема возникшего разговора, плоская шутка или телевизионная передача. Запланированная беседа может проходить индивидуально или со всей группой. Проводя запланированную беседу по вопросам пола, удобно пользоваться различными материалами и формами работы: короткими рассказами, видеофрагментами, опросниками, викторинами, разговором по кругу, беседами вдвоем, ролевыми играми и т.д. Используя вышеназванные способы работы, можно попробовать вызвать слушателей на разговор и (возможно) поупражняться в навыках. Пример. Простая (игровая) форма работы - предложить ребятам сначала назвать как можно больше слов, имеющих отношение к сексу. Записывайте названные слова, а потом постарайтесь узнать, насколько они понимают, что данные термины означают. Это может послужить поводом к объяснению различных физических и эмоциональных аспектов секса. Затем, рассматривая фотографии и/или рисунки, можно рассказать о различных аспектах сексуальности.
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|