Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Навыки в области физических контактов и интимности




Детям известны различные соприкосновения, доставляющие им удовольствие: побороться, погладить другого, положить руку на плечо, сесть "на ручки", прислониться к другому и т.д. Дети дотрагиваются друг до друга, и часто им доставляет удовольствие прикосновение взрослого. Прикосновения могут вызывать приятное и возбуждающее чувство, соз­давать чувство доверия, тепла и защищенности, которых так не хватает де­тям в приютах, детских домах.

Для воспитателей очень важно в ходе ежедневного общения с деть­ми создать обстановку, в которой есть место для физических контак­тов и интимности. Этого воспитатель может добиться, стимулируя прикосновения детей друг к другу, а также обнимая детей, дотрагива­ясь до них. Конечно, надо исходить при этом из желаний самого ре­бенка. Интерес маленьких детей к гениталиям противоположного пола и играм "во врача" имеет четкую функцию при формировании сексу­альной идентификации, т.е. той степени, в какой ребенок ощущает се­бя мальчиком или девочкой. С одной стороны, важно не запрещать проявлять подобный интерес ("фу, какой ты нехороший"), с другой стороны, важно наблюдать за тем, чтобы дети не принуждали друг к друга к нежелаемым ими действиям.

Часто у детей присутствует сильное интуитивное чувство того, что им приятно, а что — нет. Воспитатели могут подкрепить это интуитивное чувство. Они могут научить детей тому, что прикосновение может быть как приятным, так и неприятным. Каждый испытывает это по-своему: одному нравится, когда его щекочут, другому - нет. Еще это зависит от того, кто прикасается и к какому месту. Поцелуй любимой сестры? Да, приятно! Объятие тети, которую ты немного боишься? Нет, спасибо. Лучше не надо.

При помощи жизненных примеров можно научить детей дове­рять своим интуитивным чувствам приятного и неприятного. Слу­чается, что прикосновение не вызывает однозначных чувств: при­ятно или неприятно,.или сначала приятно, а потом становится не­приятно. Следующее упражнение поможет научить детей отличать приятное чувство от неприятного.

Упражнение. "Приятные и неприятные чувства" (для детей от 8 до 16 лет) Цель: введение понятия "приятные и неприятные чувства";

научиться отличать приятные и неприятные прикосновения; научиться называть чувства (различие между приятным и не­приятным);

научиться понимать, что одно и тоже прикосновение может иногда вызывать приятные, а иногда неприятные чувства.

1) Введение понятий "прикосновение" и "приятные и неприятные чувства"

Для определения понятия "приятные и неприятные чувства" можно использовать следующие определения и примеры: "Что такое приятное чувство? Это чувство, вызывающее в теле удовольствие, наслаждение, сладость. Попробуй мороженое на язык и сразу почувствуешь: "Да, сладко, приятно, вкусно. Весна, светит солнце, ты гуляешь по парку и чувствуешь себя счастливым".

Неприятное чувство - это чувство, заставляющее тебя чувство­вать себя неприятно, противно, гадко, отвратительно, неуютно. Хо­чется, чтобы подобное чувство поскорее прошло или исчезло. Группа детей, собравшихся перед школой, смеется над тобой, по­тому что, по их мнению, на тебе дурацкое пальто. Ты чувствуешь себя как оплеванный".

2) Попросите детей назвать примеры прикосновений и запишите их в первую колонку таблицы. (При желании воспитатель может направить примеры в русло сексуально окрашенных прикоснове­ний.)

3) Спросите приятные или неприятные чувства вызывает каждое из названных прикосновений. Запишите их во вторую либо в тре­тью колонку.

Отметьте, что:

некоторые прикосновения иногда приятны, а иногда - нет;

это зависит от ситуации, от твоих чувств и от того, кто к тебе прика­сается;

некоторые прикосновения вызывают смешанное чувство: неясно, при­ятно или нет; иногда впоследствии становится понятно, приятно или нет.

Моменты, на которые нужно обратить внимание, выполняя данное упражнение:

позаботьтесь о том, чтобы дети приводили примеры как приятных, так и неприятных прикосновений;

позаботьтесь о том, чтобы детям стало ясно, что одни и те же прикосно­вения могут иногда вызывать приятное чувство, а иногда - неприятное. (К примеру, тебе всегда неприятен толчок? И всегда приятен поцелуй? Ис­пользуйте для этого преимущественно примеры из таблицы).

Другая возможность научить детей различать приятные и неприят­ные прикосновения (чувства ПРИЯТИЯ и НЕПРИЯТИЯ) - использо­вание знаковой системы светофора. Все дети знают, что красный свет означает "стоп", зеленый - "поезжай, все в порядке", желтый - "внима­ние, изменение света!".

Детей можно научить "прислушиваться" к внутреннему голосу сво­его собственного или чужого "светофора" при прикосновениях.

Какой свет "горит" можно часто заметить по выражению лица, дви­жениям тела или просто прислушиваясь к тому, что говорят. Прикос­новение приятно - "зеленый свет", неприятно - "красный". Увидев "желтый", надо быть особенно внимательным. "Желтый" означает со-

мнение. Может быть, прикосновение уже стало неприятным, и сейчас "загорится красный".

Дети могут научиться обращать внимание не только на чужой "светофор", но и на свой собственный: "Включи "зеленый", если тебе приятно, "красный" - если (стало) неприятно или хочешь, чтобы все прекратилось. Сомневаешься - выбери "желтый". "Желтый" означает, в принципе, "стоп".

Впоследствии можно научить детей противостоять лицам, обра­щающимся с ними нежелательным образом, говорить им "нет". И, ко­нечно же, очень важно научить детей считаться с чувствами приятного или неприятного, возникающими у других и уважать их. Ниже следу­ют примеры данных навыков и этапы их достижения.

Кроме умения научить говорить "нет", очень важно обратить внимание детей на вопрос о том, кто виноват. "Если к тебе прикасаются так, что тебе становится неприятно, ты в этом не виноват. Тебя не имеют права трогать, если ты этого не хочешь. Поэтому всегда можно попросить помощи, если у тебя самого не получается сказать "нет". Продолжай искать, пока не най­дешь того, кто тебе действительно может помочь".

У детей, подвергшихся (сексуальному) насилию, может быть сильно нарушена способность адекватно реагировать на приятные и неприят­ные прикосновения. Некоторые из них научились, к примеру, в обмен на внимание и тепло, исполнять сексуальные действия, к которым они еще не готовы и которые являются для них неприятными и "грязными". Другие дети с подобным опытом не допускают больше никаких прикосновений, из-за того что они напуганы и полностью утрати­ли доверие к людям. С такими детьми нужно очень бережно обращаться, точно рассчитывая дистанцию в обращении и прикосновениях.

Правила и привычки

Как известно, в приютах, детских домах, кризисных центрах ведется много дискуссий о правилах и привычках, касающихся того, допусти­мо ли появление воспитанников сильно обнаженными в коридорах, о том, какие плакаты могут висеть в комнатах подростков и т.д.

Приютам необходимы правила. Правила имеют относительную ценность, если руководство не может объяснить, зачем нужно данное правило, и если оно не обладает возможностями применять его на практике. Следующие четыре критерия помогут составить правила, ка­сающиеся сексуальности и интимности.

1) Безопасность ("только те, у кого есть разрешение руководства на вход, имеют право войти"; "прикасаться к другому можно только в случае, когда он сам этого хочет").

2) Защита личной жизни ("входя в чужую комнату, не забудь пред­варительно постучать").

3) Корректное обхождение друг с другом (к примеру, договорен­ность о том, где можно находиться обнаженным, о том, какие слова употреблять для обозначения частей тела).

4) Открытость окружающему миру (посетителям приятен коррект­ный язык и плакаты на стенах).

Составляя правила поведения для группы, примите во внимание следующее:

подумайте о том, какова функция правил, чего вы хотите достичь ими;

правила нужны для "iv.ro, чтобы научить, а не отучить;

избегайте запретов, говорите о том, что можно; правила должны звучать приятно;

объясняя правила, поясните, "почему" они нужны (исходя по воз­можности из интересов подростка); объяснение должно быть корот­ким, конкретным и прямым;

правила обладают гибкостью: если они утратили свою функцию, замените их другими;

правила должны быть выполнимыми, выполнение их возможно проконтролировать;

правила должны быть четко сформулированы и изложены понят­ным языком.

Несколько примеров правил (и привычек) для группы детей:

обращаемся друг к другу по имени;

твоя шутка должна быть приемлема для всех присутствующих;

приветствуем друг друга словом "привет";

пользуясь туалетом, закрываем дверь на задвижку;

если туалет занят, спокойно ждем пока он освободиться;

дотрагиваемся до товарища, только если ему это приятно;

целуемся только по взаимному согласию;

возимся только при согласии товарища; если ему надоело, немед­ленно прекращаем;

если чье-то прикосновение тебе неприятно, можешь сказать: "Не надо, прекрати!". Не помогло, обратись к воспитателю;

в гостиной все находятся только одетыми;

интимные части тела (половые органы, пенис, влагалище (вагина), грудь) являются для других неприкосновенными;

половые органы мальчика называем "пиписька" для маленьких и "пенис" для более старших, девочки - "писька" для маленьких и "влагалище" для более старших.

Выбирая и поясняя правила и обычаи, связанные с сексуальностью, не­обходимо помнить о том, что у подростков ни в коем случае не должно сложиться впечатление, что секс - это что-то "грязное", запрещенное, странное. Например, в Нидерландах секс с самим собой (мастурбация) -это нормально, большинство подростков делают это и получают удоволь­ствие. Если подросток этим занимается, он должен уединиться в таком месте, где его никто не увидит.

Атмосфера и язык общения

Атмосфера в доме и открытое обсуждение интимности и сексуаль­ности определяются, кроме всего прочего, и языком общения. Хоро­шей подсказкой является следующее правило: пользуйтесь литератур­ным языком (например, "коитус"), используйте слова, понятные детям и подросткам, а также не вызывающие смущения у воспитателя. Очень

важно положительно реагировать на проявление интереса к собствен­ному телу. Особенно в переходном возрасте подростки много внима­ния уделяют своей внешности. Комплимент по поводу одежды, при­чески, косметики произведет на подростка впечатление, хотя он ино­гда и не сможет адекватно на него отреагировать.

Положительное и естественное отношение подростка к своему телу можно стимулировать, повесив зеркала в комнатах подростков. Воспи­татели не должны уклоняться от обсуждения вопросов, возникающих у подростков по поводу собственного тела и/или об изменениях в подро­стковом возрасте.

Половое просвещение

Многие подростки испытывают затруднения в связи с сексом, посколь­ку не имеют фактической информации. У некоторых в семьях было не принято обсуждать подобные темы, разговоры о сексе находились под за­претом. Такие подростки получают информацию от своих сверстников, по телевизору и из порнографии. Есть подростки, у которых дома слишком открыто обсуждалась сексуальность, двери родительской спальни остава­лись всегда открытыми, или такие, которые в слишком раннем возрасте столкнулись с порнографией, знаниями о сексуальной жизни взрослых.

Из-за отсутствия или ущербности полового просвещения представ­ление о сексе, сложившееся у подростков, сильно расходится с дейст­вительностью. Кроме того, оказывается, что подростки зачастую не знают самых "простых" вещей. В подростковой среде бытует множе­ство историй и рассказов о сексе. Именно поэтому так важно половое просвещение. Половое просвещение должно подготовить детей и под­ростков к различным ролям в настоящем и в будущем. Далее приво­дится перечень тем, с которыми необходимо ознакомить подростков.

Информация по половому просвещению (по возрастающей)

До 12 лет:

откуда берутся дети (информация о "семечке" и "яичке");

сведения о строении тела у подростков и об изменениях в переход­ном возрасте;

сведения о первой менструации и семяизвержении.

12-16 лет:

сведения о различных аспектах секса: поцелуи, ласки, удовлетворе­ние партнера, вступление в интимную жизнь, половые связи и т.д.;

сведения о венерических заболеваниях и их предотвращении (всегда пользуйтесь презервативом!);

сведения о половых отношениях - они служат не только продолжению рода, но и получению наслаждения. Секс - это одна из возможностей вы-

сказать друг другу любовь. Это не значит, что половые отношения всегда праздник. Если тебя к ним принуждают - это мерзко и ужасно;

сведения о гомосексуализме. Многие подростки сомневаются какое-то время в своей сексуальной ориентации. Позднее некоторые из них становятся гомосексуалистами или лесбиянками;

сведения о порнографии. То, что изображено в порнофильмах, за­частую не соответствует действительности. Отличие между "возбуж­дающей" и "грязной" порнографией: "грязное" порно переходит все границы дозволенного;

сведения о границах дозволенного, твоих и партнера: секс доставля­ет радость, если желателен для обоих партнеров.

Воспитатель должен хорошо владеть информацией о сексуальности подростков и быть в состоянии доходчиво изложить фактический ма­териал. Подобные беседы могут проходить индивидуально и в груп­пах, как запланировано, так и спонтанно. Незапланированная беседа может состояться в любой подходящий для этого момент. Поводом к ней может послужить тема возникшего разговора, плоская шутка или телевизионная передача. Запланированная беседа может проходить индивидуально или со всей группой. Проводя запланированную бесе­ду по вопросам пола, удобно пользоваться различными материалами и формами работы: короткими рассказами, видеофрагментами, опросника­ми, викторинами, разговором по кругу, беседами вдвоем, ролевыми игра­ми и т.д. Используя вышеназванные способы работы, можно попробовать вызвать слушателей на разговор и (возможно) поупражняться в навыках.

Пример. Простая (игровая) форма работы - предложить ребятам сначала назвать как можно больше слов, имеющих отношение к сексу. Записывайте названные слова, а потом постарайтесь узнать, насколько они понимают, что данные термины означают. Это может послужить поводом к объяснению различных физических и эмоциональных ас­пектов секса. Затем, рассматривая фотографии и/или рисунки, можно рассказать о различных аспектах сексуальности.

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...