Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа с детьми и подростками в учреждении




Описанная модель дает возможность воспитателю не делить детей на "плохих" и "хороших", у каждого из них имеются "хорошие" и "плохие" стороны. У детей, находящихся в приютах, часто нарушено равновесие между "хорошими" и "плохими" сторонами: преобладают плохие. Но у каждого ребенка есть и хорошие стороны. Задача воспитателя, оказываю­щего ребенку помощь, - увеличить количество хороших и уменьшить ко­личество плохих сторон. Для этого необходимо знать, какие сильные сто­роны у ребенка имеются и в чем он отстает. С этой целью воспитатели, ра­ботающие с детьми, должны иметь диагностическую карту развития ка­честв детей данного возраста. Диагностическая карта разрабатывается психологом совместно с воспитателем. На основании анализа выделяются пункты для обучения: чему мы должны ребенка научить; чем мы можем помочь ребенку, чтобы он лучше мог функционировать в своем окруже­нии. Все специалисты - воспитатель, психолог, социальный педагог - вы­деляют для себя те направления работы, которые могут помочь ребенку измениться в положительную сторону.

Воспитатели групп в приютах, детских домах используют методику для обучения навыкам, для руководства (ежедневный распорядок дня) и для поддержки детей (согласование с обязанностями развития под­ростка). Методика работы учреждения определяется следующими со­ставляющими (рис. 3):

1) ежедневным распорядком дня - расписанием работы группы и приюта, детского дома;

2) правилами поведения - четкими договоренностями о том, что по­зволено (не позволено) детям и подросткам в различных ситуациях;

3) разделением на этапы - распределением времени нахождения ре­бенка в приюте, детском доме на различные фазы;

4) приемами работы воспитателей групп, т.е. каким образом они ру­ководят детьми, обучают новым навыкам и реагируют на случаи неже­лательного поведения;

5) согласованием с обязанностями развития ребенка или подростка, т.е. согласование руководства ребенком (или подростком) с теми обя­занностями, с которыми он сталкивается, проходя различные возрас­тные этапы (см. гл. 1);

6) обращением со случаями экстремального проблемного поведе­ния, т.е. приемами работы в случаях кризисных ситуаций и аномалий поведения.

Р и с 3. Составляющие методики работы учреждения социально-педагогической поддержки

Составляющие с первой по пятую включительно являются основой методики работы с группой. При использовании модели компетенции в работе с группой эти пять составляющих будут лежать в основе по­вседневной работы. Обращение со случаями экстремального проблем­ного поведения, т.е. шестая составляющая, во многих случаях входит в компетенцию узких специалистов.

В данной главе мы на примерах разберем первые пять составляющих методики. Безусловно, необходимо в каждом учреждении давать собст­венное наполнение различных составляющих и приспосабливать их к дей­ствительности. В условиях России особенно важно, чтобы конкретное на­полнение деятельности производилось учеными и практиками (воспи-

тателями групп), хотя коллеги из Нидерландов, исходя из своего опыта, могут снабдить их общими линиями к руководству, критериями, приема­ми работы и примерами, используемыми у них в стране.

Разделение на этапы

Поведение ребенка, недавно прибывшего, например, в приют, отлича­ется от его же поведения несколько месяцев спустя, что требует разделе­ния на этапы времени пребывания ребенка в учреждении. В конце, когда ребенок уже знает, что скоро покинет приют, он тоже будет вести себя со­всем по-другому. В разное время к ребенку будут предъявляться различ­ные требования: у ребенка будут другие обязанности, поэтому им надо бу­дет по-другому руководить и по-другому поддерживать его.

Подразделение времени нахождения ребенка в учреждении на этапы дает ряд преимуществ:

пребывание ребенка в приюте становится для него самого, сотруд­ников приюта и заинтересованных третьих лиц более обозримым;

разделение на этапы дает возможность уделить внимание именно тем навыкам, которые необходимо развить в начале, середине и в кон­це оказания помощи, помогает воспитателям группы в начале процесса обращаться с ребенком не так, как в конце;

ребенок видит, что происходит развитие, рост от начала процесса к его середине и к концу;

Время пребывания в группе можно разделить на следующие этапы:

прием и регистрация;

первый этап - начало (шесть недель);

второй этап - середина: работа (от шести недель до полугода);

третий этап - конец: прощание (шесть-двенадцать недель);

Прием и регистрация. Ребенок поступает в учреждение, при этом происходит знакомство в форме беседы. Ребенку доступно, в зависимости от его возраста, объясняют, что он будет жить в данном учреждении. В России ребенок должен сначала несколько дней про­вести в больнице, где он проходит обследование. Таков порядок для всех детей, вне зависимости от того, больны они или здоровы. Там их ежедневно навещает сотрудник приюта, детского дома, центра. В этот период социальный работник вступает в контакт с людьми, играющи­ми важную роль в окружении ребенка: записывает генеалогическую информацию обо всех членах семьи (два поколения), на основе соб­ранной информации дает им характеристику (посещает семью); соби­рает точную информацию об обстоятельствах и социальном окруже­нии семьи (информация из милиции, правоохранительных органов, от соседей, друзей и т.д.); создает предварительный план действий (долгосрочные перспективы относительно места пребывания ребенка после учреждения).

Ребенок берет с собой в учреждение (в больницу) какую-то свою вещь. Воспитатель группы помогает ребенку найти подходящий для •>того предмет (фотографии, куклу и т.д.), который он будет показы­вать детям или хранить у себя. Предмет этот ни в коем случае нельзя выбрасывать, даже если он очень загрязнен. Если у ребенка ничего нет, воспитатель группы может пойти с ним и что-нибудь купить или, например, заказать хорошую фотографию ребенка.

Между тем детей группы подготавливают к встрече с новым ребен­ком. Рассказывают им о нем и договариваются о том, как вести себя с ним в определенных случаях. Затем вместе с детьми занимаются прак­тическими делами: подготавливают спальное место и маленький сюр­приз, репетируют приветственную песню. Новый ребенок получает "постоянного друга" на несколько дней, который помогает ему при­выкнуть к новой обстановке. Ребенку выделяют постоянное место в ipynne: шкаф для вещей, стул, место за столом, кровать и т.д.

Первый этап - начало (шесть недель). На пер-ном этапе очень важно построить отношения доверия между ребенком и воспитателем и рабочие отношения. Ребенок должен привыкнуть к ежедневному распорядку дня. Внимание воспитателя группы обраще­но в основном на обучение навыкам, необходимым для повседневной жизни, с тем чтобы ребенок с каждым днем чувствовал себя более уверенно, чтобы ему было бы легче заниматься повседневными дела­ми. Для этого необходимо познакомить его с правилами поведения и традициями группы и привить ему некоторые навыки: убирать за со­бой, аккуратно есть, соблюдать очередность, мыться, дружелюбно от­носиться к товарищам, считаться с ними, разрешать конфликты, играть в игры и т.д.

Далее, первый этап направлен на наблюдение за ребенком: что он уже хорошо умеет делать и чему его еще надо научить.

Характерные черты первого этапа:

воспитатель группы поощряет адекватное поведение ребенка, хваля его, уделяя ему положительное внимание (обратная связь);

дети могут принимать участие в работе группы, но их к этому не принуждают;

внимание воспитателя группы сосредоточено на обучении "малень­ким" навыкам, ежедневно необходимым (одновременно ребенка обу­чают только одному навыку);

воспитатель группы наблюдает за тем, как ребенок себя ведет в по­вседневной жизни (можно при этом пользоваться перечнем наблюде­ний (баллов) по навыкам; см. разд. 2.3);

если необходимо, то посещение школы можно отсрочить (особенно в тех случаях, когда специалисты сначала должны определить, на ка­ком уровне развития находится ребенок и по какой программе он дол­жен учиться, составить план устранения отставания в учебе);

заводится тетрадь/альбом для хранения фотографий, рисунков ре­бенка, который он забирает с собой, уходя из группы.

Через шесть недель, на основе наблюдений воспитателей группы и специалистов, составляется индивидуальный план работы. В нем ука­зывается: что ребенок хорошо умеет делать; каким навыкам важно обучить ребенка в ближайший период; какими темами займутся спе­циалисты; сведения о том, куда (и когда) ребенок попадет после пре­бывания в группе, и т.д.

Кроме наблюдения за поведением ребенка в повседневной жизни, в первые шесть недель в программе указывается следующее:

медицинский диагноз (врач определяет вес, рост, моторику и т.д.);

педагогический диагноз (преподаватели определяют уровень зна­ний, учебные навыки, в какой класс ребенок пойдет); (при необходимости) диагноз психосексуального развития (специа­лист определяет, что ребенку известно в этой области и каков его лич­ный опыт);

Все сведения о ребенке хранятся в личном деле.

Второй этап - середина: работа (от шести недель до полугода). На этом этапе внимание сосредоточе­но на выполнении плана работы, составленного в конце первого этапа. Руководители группы имеют по одному экземпляру плана. План обсу­ждается через каждые шесть недель (что выполнено; что не удалось выполнить и, следовательно, надо будет выполнить в ближайший пе­риод; что надо сделать по-другому; что, учитывая развитие ребенка за прошедший период, надо добавить к ранее намеченному).

Цели, занесенные в план работы, имеют отношение к овладению навыками, необходимыми для выполнения распорядка дня (ответст­венный - воспитатель группы); к обязанностям развития (ответст­венный - воспитатель группы); к участию в обучении (ответственный -преподаватель); (при необходимости) к переработке травмирующего опыта (ответственный - специалист)

Вначале упор делается на распорядок дня, затем на обязанности развития. Важными аспектами при этом могут быть следующие: дети ходят в школу и выполняют домашние задания, задача воспитателей группы заключается в том, чтобы помочь детям в выполнении домаш­ней работы, ни в коем случае не делая ее за детей; дети учатся исполь-ювать ту одежду и обувь, которая подходит к сезону, а также плани­ровать свой день и то, что им необходимо сделать (используя бума-i у/дневник), проводить свободное время, находя для себя полезные и приятные занятия (в учреждении и за его пределами, например, музы­кой, играми, театром, спортом); самостоятельно выполнять домашнюю риботу (гладить, стирать, штопать); считаться с другими людьми, са­мостоятельно занимаясь и не мешая при этом другим; договариваться между собой о распределении работы, уборке комнаты и т.п.; осозна-пить собственные желания в интимной области и в области отношений между полами; принимать гостей в центре (других детей, родственни­ков, друзей).

Отдельного внимания заслуживает подготовка детей к отдыху в ла­гере (особенно если их распределяют там по разным группам). Этот иопрос следует особо разработать в каждом учреждении, учитывая ме-с шые особенности и возможности.

На втором этапе существует возможность провести с детьми (ответ­ственный - психолог) специальный курс поведенческой терапии (рабо­та по социализации и развитию, коррекция поведения), например: нау­чить детей обращаться с эмоциями (страх, стресс, печаль и т.п.); нау­чить детей постоять за себя в плане интимного поведения; подготовка детей к встрече с родителями/родственниками (важно, чтобы воспита­тели групп с самого начала могли принять тот факт, что дети по-прежнему любят своих родителей, какими бы плохими они не были).

Третий этап - конец: прощание (шесть-двенадцать недель). Этот этап может максимально продол­жаться три месяца. Ребенка готовят к жизни на новом месте. Имею­щиеся в этом плане возможности: группа в детском учреждении, при­емная семья, родственники или возвращение к родителям. Более стар­шие дети (подростки) могут принять участие в проекте "жизнь под присмотром" (социальная гостиница). На третьем этапе целью плана работы является подготовка к проживанию на новом месте: для детей, которые будут жить в приемной семье, важен период знакомства/при­выкания, ознакомление с правилами поведения в гостях/другой семье; для детей, возвращающихся к родителям, важны навыки обращения с си­туацией в семье; для молодых людей, которые будут жить самостоятельно или "под присмотром", важны навыки самостоятельной жизни, умение за­ботиться о себе: стирка одежды, обращение с деньгами и продуктами, по­купки, умение пользоваться общественным транспортом и системой

здравоохранения, следить за собой и за своим здоровьем, уборка по­мещения и т.п.

Воспитатели группы помогают ребенку проститься с группой. Дети го­товят сюрпризы к прощанию (альбом с рисунками и фотографиями), про­водится праздничный утренник, на котором поют песни и проводят игры.

Распорядок дня

Под распорядком дня мы понимаем зафиксированный режим дня группы (и учреждения). Распорядок дня - это все то, что по плану, привычке или традиции может происходить с раннего утра и до позд­него вечера. Речь идет о цепочке связанных друг с другом конкретных событий. Сильное влияние на то, что ежедневно происходит, оказыва­ет материальное окружение (оборудование кухни, группы, место, выбран­ное для телевизора, и т.д.). Если мы хотим получить представление о еже­дневной жизни группы, нам нужно описать, что происходит в опреде­ленный момент дня, кто в этом участвует, где это происходит и т.д.

Режим дня важен для группы по трем причинам. Во-первых, режим дня создает необходимую для жизни нормальную обстановку. Такие постоянно повторяющиеся моменты, как подъем, прием пищи, уход на работу/в школу и тому подобное, вносят определенную структуру в жизнь детей и их спокойствие.

Во-вторых, режим дня создает благоприятные возможности для на­блюдения. В обстановке, когда ясно какие события происходят в тече­ние дня, чего ожидают от детей, есть возможность увидеть, какими на­выками дети уже владеют, какими - еще нет, увидеть примеры жела­тельного и нежелательного поведения.

В-третьих, режим дня является фундаментом для дальнейших дей­ствий, для усвоения навыков путем выполнения поставленных обязан­ностей. Дети усваивают навыки, которые понадобятся им в дальней­шей жизни. В идеале режим дня в группе содержит много обязанно­стей, таким образом, многие навыки, необходимые в повседневной жизни, тренируются автоматически.

Характерные черты правильно составленного режима дня:

четкая временная и ритмическая структура - время от подъема до отхода ко сну разделено на четко обозримые небольшие части, после­довательно повторяющиеся;

обучающие моменты - детям, находящимся в приютах, часто не хватает навыков, поэтому очень важно как можно более эффективно использовать время нахождения в приюте, другими словами, дети должны как можно большему научиться; воспитатели должны позабо-

тться о том, чтобы режим дня включал в себя как можно больше обу­чающих моментов;

четкие правила, распространяющиеся на всех (т.е. заведенный в до­ме порядок) во сколько ужин, какими помещениями могут пользовать­ся все, какие предназначены для личного пользования и т.д. обязанности и режим дня состыкуются друг с другом - на правиль­но составленный перечень обязанностей свободно налагается режим дня (к примеру, время выполнения домашней работы не подходит для выполнения обязанностей).

Мы хотим обратить внимание всех, кто работает в учреждениях со­циальной поддержки, на тот факт, что составление правил - дело не­простое. Об этом речь пойдет ниже.

Правильное обозначение частей режима дня увеличивает его обо-фимость. Обозримость и предсказуемость событий являются для мно­гих детей необходимым условием для появления у них ощущения йезопасности и покоя. Названия должны быть короткими и вызываю­щими положительные эмоции, хорошо звучащими по-русски, доступ­ными для детей и воспитателей.

Важно, чтобы воспитатели сосредоточили внимание не только на "насыщенном" режиме дня, но и на всех обучающих моментах, содер­жащихся в режиме дня. Чтобы иметь возможность наблюдать за деть­ми, хвалить их, учить новому, воспитатель должен отдавать себе отчет й том, какое большое количество навыков используется в течение обычного дня. Нет необходимости все навыки наблюдать и трениро­вать у одного ребенка в течение дня, надо уделить внимание сначала одному навыку, а в другой раз - другому (табл. 1).

Нет необходимости приводить здесь полностью расписанный рас­порядок дня на все дни недели, включая выходные. Но мы приведем примеры часто повторяющихся частей режима дня и сопутствующих им обязанностей и навыков.

Умывание/принятие душа

Обязанности и навыки:

ждать очереди;

не часто и не редко мыть голову;

дезинфицировать ранки и прыщи, не трогать их руками;

обмывать половые органы (без мыла);

мыться и вытираться насухо;

чистить зубы;

убирать за собой в туалете/душе;

уметь правильно подобрать (чистую) одежду;

уметь следить за собой и одеваться так, чтобы не отпугивать окру­жающих.

Накрыть на стол

Обязанности и навыки:

накрывать на стол;

убирать уже ненужное со стола между блюдами;

убирать со стола после обеда;

отнести посуду на кухню;

протереть стол(ы).

Прием пищи

До начала обеда дежурный по столовой предупреждает всех о том, что через пять минут можно садиться за стол. Дети могут помыть руки,

пойти в туалет и т.д. Воспитатель распределяет, кто за каким столом сидит.

Обязанности и навыки:

поведение за столом: начинаем есть, только тогда, когда все сели за стол, накладывать нормальные порции, пользоваться вилкой и ножом, не качаться на стуле, следить за пережевыванием пищи за столом, не вставать преждевременно из-за стола;

попросить соседа передать хлеб и т.п., накладывать друг другу пи­щу, наливать воду;

есть все, что подадут;

разговоры за столом: умение слушать, не перебивать/дать догово­рить, не повышать голос;

нормально относиться к тому, что другие с удовольствием едят то, что тебе кажется невкусным;

подождать, пока все получат свои порции.

Выполнение домашних заданий

Договоренности о выполнении домашних заданий, расписании, иремени посещения школы и т.д. записываются отдельно в дневник квждого ребенка.

Выполнение домашней работы: учиться выполнять домашнюю ра­боту, научиться тому, каким образом лучше всего для тебя учиться.

Обязанности и навыки:

при помощи дневника просмотреть задание на дом;

составить план работы (разделить объем работы на обозримые части);

уметь длительное время выполнять одну и ту же работу;

(если надо) попросить помочь.

Школа

Занятия в школе проходят вне поля зрения воспитателя, но он полу­чает много информации о том, что там происходит.

Обязанности и навыки:

поздороваться с учителями;

задать вопрос учителю;

слушать объяснения и задания;

попросить помочь, если что-то непонятно, что-то не получается;

ответить на вопрос;

выполнять задания;

уметь долгое время заниматься одним и тем же заданием;

уметь обращаться с инвентарем/учебным материалом;

распределять работу на обозримые части;

уметь правильно реагировать на критические замечания;

четко дать понять, если ты с чем-то не согласен;

гордиться своей работой и не скрывать этого.

Планирование досуга

Обязанности и навыки:

продумай, что необходимо сделать (задание на дом, обязанности, починка вещей);

продумай, чем тебе хотелось бы заняться;

составь план/сделай выбор;

реши, что будешь делать сначала;

подумай о том, как делать;

попроси помочь, если у самого не получается.

Досуг

При проведении занятий с группой существуют две возможности: воспитатель предлагает детям либо что-то выполнить, либо самостоя­тельно выбрать две-три возможности, спрашивая детей, чтобы бы они хотели делать всей группой (этот вариант содержит в себе много мо­ментов обучения для детей: учатся думать, говорить, выбирать).

При индивидуальных занятиях тоже существуют две возможности: воспитатель распределяет задачи/занятия или же дает детям возмож­ность самим придумать, что они хотят сделать, и коротко по кругу об­говаривает это.

Обязанности и навыки:

уметь занять самого себя;

начать игру по собственной инициативе;

ответить на инициативу другого;

подождать своей очереди;

что-то попробовать сделать;

придерживаться правил игры;

играть по правилам, при неясностях уметь договориться;

похвалить или покритиковать другого;

правильно воспринимать критику;

закончить игру, даже, если проигрываешь;

прекратить игру вовремя;

убрать за собой игрушки.

Творческая работа

Деятельность проходит в выбранном воспитателем помещении. Сигнал к началу подает воспитатель.

Обязанности и навыки:

слушать инструкции/объяснения воспитателя;

если неясно, попросить объяснить еще раз;

договориться друг с другом;

ждать своей очереди;

попросить передать нужную вещь;

передать нужную вещь;

помогать друг другу/просить помочь;

убрать использованный материал/распределить задания.

Для составления хорошего плана работы очень важно, чтобы воспитатели записывали свои наблюдения о том, как дети ведут себя в по­вседневной жизни: что они уже умеют, чему еще надо научиться. Можно хорошо описать поведение ребенка в повседневной жизни следующим образом: воспитатель указывает по частям режима дня (подъем, умывание, одевание и т.д.), каковы сильные стороны (навыки) ребенка и каким навыкам ему еще надо научиться (учебные моменты). Это можно сделать заполнив опросник, образец которого прилагается ниже.

Воспитателя можно попросить внести в конец опросника два или фи самых важных момента обучения на ближайшие недели. Это рабочие моменты для индивидуального плана работы ребенка. Воспитате­ли в ближайший период будут уделять внимание обучению названным м нем навыкам. Позднее они будут дополнены другими учебными или новыми моментами.

Более подробную оценку поведения ребенка в повседневной жизни можно дать, записав на бланке опросника следующее:

по частям режима дня назвать различные навыки;

оценить степень владения навыками, например, по четырехбалльной системе: ребенок владеет навыком: 3 - полностью; 2 - большей частью; 1 - в какой-то мере; 0 - не владеет;

по частям сформулировать учебные пункты.

Образец части такого опросника (по обязанностям развития подро­стка) приведен в следующем разделе.

2.3. Согласование руководства детьми и подростками с обязанностями развития

Воспитатели предъявляют к старшим детям (подросткам) другие требования, чем к младшим детям. Подростки обладают другой степенью независимости, ответственности и обязаны выполнять другие навыки. В гл. 1 изложены обязанности развития детей и подростков. Мы увидели, что обязанности развития детей, как и навыки, отличаются от обязанностей развития подростков. При ру­ководстве детьми и подростками, при составлении индивидуальных планов работы, важно учитывать возраст и соответствующие ему обязанности и навыки.

Для описания функционирования ребенка, касающегося различ­ных обязанностей развития, можно использовать систему "сильных пунктов" и "учебных пунктов", учитывающую что ребенок уже умеет, чему ему еще надо научиться. Это можно сделать, заполняя опросник, приведенный в предыдущем разделе. (Приведенный об­разец был связан с частями режима дня; однако возможно соста­вить опросник, касающийся описания "сильных пунктов" и "учебных пунктов", связанных с функционированием ребенка, вы­полняющего различные обязанности развития.)

Другая возможность для определения уровня, на котором нахо­дится ребенок по отношению к различным обязанностям и навыкам - это составление "перечня компетенции", при использовании которого складывается представление о навыках или их отсутствии. Много­кратное заполнение перечня во время пребывания ребенка в при­юте, дает возможность установить продвижение ребенка вперед (табл. 2).

Перечень компетенции для подростков: навыки,

необходимые для выполнения обязанностей развития

по "социальным контактам и дружбе"

Примечание. Социальные контакты и дружба. Речь идет об общих правилах поведения, необходимых для установления подростками контактов и поддержания их. Степень владения: 0- не владеет (нв), 1-в какой-то мере владеет (вв), 2 - большей частью владеет (бв), 3 - пол­ностью владеет (пв), 9 - неизвестно (н).

В этом случае можно попросить воспитателя записать самые важ­ные учебные пункты на ближайшие две-три недели. Это рабочие пунк­ты (индивидуальный рабочий план) для ребенка: в ближайший период воспитатели группы будут уделять внимание названным в нем навы­кам. Рабочие пункты будут потом дополнены другими или новыми.

Правила поведения

Правила поведения имеют в группе двоякую функцию: 1) дают воз можность приятно общаться друг с другом; 2) предваряют те нормы, с ко торыми дети позднее столкнуться в другом месте жительства. Правила по ведения должны быть четко и дружелюбно сформулированы. Они яснс дают понять, что внимание в группе сосредоточено на обучении навыкам а не на искоренении нежелательного поведения. Можно порекомендовал несколько советов для воспитателей, знание которых поможет им пра­вильно выбрать тактику работы с детьми, учитывать их особенности.

Учить, а не искоренять. Правило поведения должно четко указывать на то, что ребенок должен делать (вместо того, чтобы заострять вни­мание на том, что он не должен делать). Чаще всего есть возможность вместо запрета (нельзя... употребить такое правило, в котором названо, что нужно делать (надо...). Только в некоторых случаях это невозмож­но, тогда необходимо правило поведения сформулировать в форме за­прета, например: "Запрещено употреблять наркотики".

Язык, понятный всем. Формулируя правила поведения важно ис­пользовать язык, понятный всем, и не употреблять трудные слова.

Объясняйте, зачем нужны правила. Когда воспитатель излагает пра­вило поведения для группы, важно объяснить, зачем оно нужно. Пред­почтительнее, чтобы правило исходило из интересов ребенка. Если ин­тересы ребенка не четко отражены в данном правиле, правило должно исходить из интересов группы или воспитателей.

Правила должны быть гибкими. Правила поведения в группе долж­ны быть гибкими. Если правило не оправдывает себя, его быстро за­меняют другим. Когда группа только начинает свою работу, правила, естественно, часто подвергаются изменениям и улучшениям, которые воспитатель обговаривает с детьми. Важна форма, в которую правила облечены. Поскольку правила подвержены изменениям, необходимо завести подходящую тетрадь для записей или картотеку с карточками, на которых можно зачеркивать старые правила и добавлять к ним новые.

Права, правила и договоренности. Важно провести четкую границу меж­ду понятиями "права", "правила" и "договоренности". Большинству детей эти различия неизвестны, однако дети с проблемами поведения регулярно ссылаются на свои права или правила, что может поставить воспитателя в трудное положение. Чтобы этого не происходило, необходимо объяснить детям разницу между понятиями "права", "правила" и "договоренности", что, конечно, доступно пониманию детей только старшего возраста.

Что же такое права, правила и договоренности? Описать их трудно, но между этими тремя понятиями существует четкая раз-

ницп. Права - категория универсальная. Права существуют всегда и для всех. Исключений из них не должно быть. Понятный в этом случае для детей пример: права человека. Само собой разумеется, что права человека распространяются и на детей. Другие права де-тей: право на жилище и заботу.

Правила - это более или менее произвольные соглашения, целью которых является обеспечить гибкое/четкое функционирование груп­пы. Правила существуют для всех, но они гибки. Иначе говоря, прави-ла можно изменять. Существуют также исключения из правил.

Договоренности - дело индивидуальное, они распространяются только на тех, кто их между собой заключил. Договариваться можно сразу с несколькими людьми.

Примеры правил. Гигиена. Каждый, по крайней мере три раза в неделю, а лучше всего ежедневно, принимает душ. После занятий спортом или физической работы надо обязательно принять душ. Другие правила гигиены: ежедневное мытье ног, чистка зубов пе­ред сном, регулярное (не менее одного раза в неделю) мытье голо-вы, вовремя отдавать одежду в стирку, нижнее белье и носки ме-нять ежедневно, еженедельно подстригать ногти и содержать их в порилке.

Прием пищи. Во время еды все сидят за столом, даже если нет апетита.

Режим дня. Утром все самостоятельно просыпаются (при помощи будильника). Завтрак с... до....В выходные все встают до... часов. Ввоскресенье мы все вместе завтракаем в... часов. Вечером (в будние дни) мы ложимся спать в... часов. Все расходятся по комнатам в... часов. В... часов наступает тишина.

Ячык общения. Мы разговариваем друг с другом на "нормальном" русском языке, стараясь избегать ругательств и похабщины. Агрессив-ная манера разговора и разговоры о насилии запрещены.

Формы поведения. Идя к другому в гости, не забывай постучать. Входи, только услышав "да". Когда дверь в кабинет воспитателя за­крыта, это, в принципе, означает "не мешай". Если дело неотложное, постучи и, услышав "да", входи.

2.5. Методы работы воспитателей

Ниже изложены методы работы, при помощи которых воспита-тели могут стимулировать одобряемое поведение и уменьшать не-одобряемое.

Воспитатели, работающие с группами (в Нидерландах это руково­дители групп), часто прибегают к подобным методам работы, тем са­мым подкрепляя положительное поведение ребенка. Лучше всего при этом обратить внимание на то, чем ребенок в данный момент занят, а не на свойства самого ребенка (скажем, на цвет волос).

Пример. Руководитель группы: "Привет, Алеша! Вы с Игорем в саду были? Молодцы!" (Метод обратной связи похож на предыдущий метод работы, но используется именно для того, чтобы объяснить ре­бенку, что он правильно поступает и почему это правильно.)

Руководитель группы: "Послушай-ка меня, Наташа! Здорово, что ты сегодня во время рисования спокойно сидела за столом. Таким обра­зом, и остальные тоже спокойно и с удовольствием могли заниматься своим делом".

Метод обратной связи используется тогда, когда ребенок уже занят чем-нибудь положительным. Метод объяснения используется тогда, когда ребенок не проявляет определенного поведения, ожидаемого от него в данной ситуации. К примеру, Петя находится не так давно в детском доме. Он не очень хорошо знает, как надо чистить зубы. Руко­водитель группы: "Послушай-ка меня, Петя! Зубы надо чистить очень тщательно, смочи щетку, нанеси на нее немного пасты и делай ею движения сверху вниз и слева направо".

В данном случае речь идет о том, что ребенок не может делать, или о новой для него ситуации. Позднее будет приведен пример, из кото­рого явствует, что руководитель группы может пользоваться объясне­нием и в том случае, если ребенок делает определенные вещи непра­вильно или проявляет не одобряемое поведение.

При объяснении некоторых навыков показ их воспитателем, руко­водителем группы как бы само собой разумеющееся явление. Чистка зубов - хороший тому пример. Руководитель группы: "Смотри, Петя! Вот моя зубная iHtiKa. Я сейчас тебе покажу, как надо чистить зубы. Вот так. Видишь?"

Прием показа можно использовать при тренировке разнообразных навыков: показать, как моют посуду, как правильно о чем-нибудь по­просить кого-нибудь и т.д.

Тренировка или упражнение

1)вступите в контакт

2) скажите, чем ребенок должен заняться

3) объясните ему, как это делать

4) покажите, как это делать

5)дайте ребенку потренироваться _________________________________

Тренировка - это еще шаг вперед по сравнению с наказом и пока­зом. Руководитель группы просит ребенка поупражняться в навыке под своим присмотром, давая при этом наказы, если в этом есть необ­ходимость, и, в особенности, осуществляя обратную связь и наделяя ребенка похвалами за то, что он упражняется в навыках.

Пример. Ситуация с Петей продолжается следующим образом: "Я тебе показал, как надо. А теперь - ты. (Петя начинает чистить зу­бы.) Молодец, Петя! Не забудь почистить и с другой стороны. Вот так. Отлично!".

Если ребенок ведет себя нежелательным образом необходимо не­медленно вмешаться, особенно, если подобное поведение мешает дру­гим детям или наносит ущерб.

Пример. Коля очень сердит. Наступив на пластмассовую машин­ку, он ломает ее. Руководитель группы говорит: "Посмотри на меня, Николай! Ты сломал машинку. Сейчас же прекрати!"

При применении метода прекращения, или прерывания, дети не учатся новым навыкам. Лучше в такой ситуации дать наказ. Вступить в контакт не всегда удается, поэтому руководитель группы переходит к следующим фазам, даже если ребенок не сразу реагирует.

Соблюдайте осторожность при физических контактах (никогда не при­касайтесь к подросткам, к детям - в крайних случаях). Можно вступить в контакт с ребенком, описывая то, что видишь. К примеру: "Николай, ты ломаешь игрушку". Не задавайте при этом никаких вопросов. Нет смысла, например, спрашивать ребенка о том, не сердится ли он, ведь это и так яс­но. Нет смысла спрашивать и о том, почему он сердится. Сначала нужно привести ситуацию в норму, и только после этого руководитель группы может спросить ребенка, почему он сердится.

Ранее шла речь о том, что объяснение применяется тогда, когда ре­бенок не может что-то сделать или когда он находится в новой для не­го ситуации. Руководитель группы может пользоваться объяснением и в том случае, если ребенок проявляет не одобряемое поведение. Ребе­нок может быть и знаком с данным навыком, пояснение в данном слу­чае нужно для того, чтобы ясно показать ему, что именно в данный момент нужно применить известный ему навык.

Важно, чтобы руководитель группы сказал то, что ребенку нужно сделать, не называя при этом то, что не надо делать. Далее необходимо помнить о моментах, используемых при методе "прерывания".

Пример. Люба истерически кричит Ире, используя при этом гру­бые ругательства, чтобы та не трогала ее игрушки. Руководитель груп­пы говорит: "Послушай меня, Любовь! Разговаривай с Ирой нормаль­но и на два тона потише. Скажи Ире, к примеру, что тебе не хотелось бы, чтобы она брала твои игрушки".

В это время важно, чтобы руководитель группы понимал, что про­исходит. Если окажется, что Люба поругалась с Ирой и поэтому не хо­чет, чтобы та играла ее игрушками, можно все обставить таким обра-

Прерывание

1) вступите в контакт

2) скажите, что ребенок неправильно делает

3) скажите ему, чтобы он прекратил

зом: "Люба, попытайся сначала помириться с Ирой". Далее руководи­тель группы может обговорить с Любой, как ей это лучше всего сде­лать. Если детям не хватает навыков для примирения, руководитель группы может поговорить с обеими и попробовать найти решение.

Предлагаемые методы работы необходимо предварительно изучить воспитателям, потренироваться в их применении на конкретных при­мерах. Лучшая форма обучения воспитателей данным методам - ак­тивные практически

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...