Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оказание социальной помощи: диагностика и терапевтическое воздействие




Ниже речь пойдет о значении модели социальной компетенции для оказания социальной помощи детям, подросткам и родителям. Мы бу­дем говорить как о сборе и анализе информации, так и о терапевтиче­ском воздействии с помощью модели компетенции.

Диагностика на базе модели компетенции. Под диагностикой мы понимаем постановку и проверку диагноза. Диагноз - это предполо­жение, касающееся проблемы подростка и семьи, сделанное на основе бесед, наблюдений, специализированного исследования и другой ин­формации (досье и т.п.). На основе диагноза устанавливается наиболее подходящая форма помощи, соответствующая потребности в ней под­ростка и семьи.

Диагностика на базе модели компетенции означает, что сбор и ана­лиз информации и постановка целей сосредоточены на шести элемен­тах, определяющих модель компетенции.

Анализ патологии/проблемного поведения. Для данного анализа существуют разные возможности. Можно руко­водствоваться инструкциями по диагностике и перечнем жалоб. Ино­гда имеются материалы досье и (или) подростку задаются вопросы о характере, серьезности и частоте жалоб, о его проблемах, о времени, когда начались проблемы. Важно получить представление о факторах окружения, игравших роль в выработке нежелательного/неадекватного (неодобряемого) поведения и об уклонении от желательного/адекват­ного (одобряемого) поведения.

Анализ стрессовых ситуаций. Здесь необходимо различать ситуации, которые являются стрессовыми объективно, и си­туации, которые воспринимаются как стрессовые субъективно постольку, поскольку они приводят к сильным переживаниям и оставляют довольно значительные последствия на организм и психику человека.

Анализ задач и навыков. Вопросы, возникающие при анализе задач и навыков: а) берет ли человек на себя задачи, характер­ные для возрастного периода, в котором он находится; б) не являются ли задачи для него слишком тяжелыми; в) обладает ли этот человек достаточными навыками для выполнения задач.

Опыт показывает, что с помощью беседы, достаточно структуриро­ванной и дополненной наблюдениями, обычно можно хорошо понять, в чем проблема ребенка. Наряду с этим существуют различные вспо­могательные методики, применение которых дает почву для выстраи­вания ситуаций и проблем ребенка.

Анализ задач и навыков можно дополнить следующими показателями:

факторами окружения определяющими уклонения от выполнения своей задачи или, наоборот, облегчающими ее выполнение;

навыками, которые использует человек, выполняя определенную задачу, выяснить, возможностью воспользоваться данными навыками для выполнения других задач. В таком случае эти навыки можно было

бы назвать "сильной стороной" человека. Перечисление сильных сто­рон значительно повышает мотивацию.

Анализ гибкости и защитных факторов. Опи­санный выше анализ модели социальной компетенции часто предос­тавляет достаточно много материала, касающегося защитных факто­ров. И все же получить хорошее представление о гибкости и защитных факторах непросто. Причиной этому бывает также и то, что человек, обращающийся за помощью, часто думает в других категориях. Ему иногда легче объяснить, что у него болит, что он ощущает, чувствует, чем вербализировать причины всего происходящего с ним. Оказывает­ся, что он иногда даже толком не знает, влияет ли на него защитное действие какого-нибудь человека или инстанции. Люди, на которых он, по его мнению, всегда может положиться, являются на самом деле "контактами риска", а работа, которую он описывает как отупляющую, при ближайшем рассмотрении, оказывается, очень способствует ста­бильности.

Для модели компетенции важно включать перспективу жизненного пути. Генограммы, линии жизни, на которых отмечены важнейшие до сегодняшнего дня события жизни, могут также использоваться как вспо­могательные средства. При ознакомлении с жизненным путем (возможно и с антиципацией будущего) часто узнается не только информация о задачах и навыках, но и факты, которые могут пролить свет на стрес­совые ситуации, защитные факторы, гибкость и патологию.

Когда модель компетенции применяют по отношению к семье как к целому, то нужно определить компетенцию каждого члена семьи, вы­ясненную на основе различных анализов, описанных выше. После оп­ределения компетенции каждого члена семьи в отдельности должны быть установлены связи. Некомпетентность родителей может привести к утяжелению задач, стоящих между ними и детьми, и возникновению стрессовых ситуаций. Патология у ребенка может быть стрессовой си­туацией для родителей, а гибкость родителей может действовать как защитный фактор для детей.

Анализ компетенции- очень важное вспомогательное средство при оказании помощи детям, подросткам и родителям. Он да­ет возможность использования их сильных сторон. Ниже приводится последовательность проведения анализа (для удобства мы будем гово­рить о подростке).

1) В период приема (сбора информации) регулярно спрашивайте подростка (и информантов из его окружения) о его жизни (школа, спорт, свободное время, семья), что он хорошо умеет делать, в чем он силен, чем он может гордиться.

2) Наблюдайте подростка по возможности в большом количестве раз­ных ситуаций, чтобы получить представление о его навыках: какие факто­ры окружения играют роль при выработке нежелательного/неадекватного поведения и при уклонении от желательного/адекватного поведения.

3) Сделайте - в первую очередь для себя - анализ компетенции, для этого разделите лист бумаги по вертикали на две части: в левой части запишите как можно больше сильных сторон подростка (навыки, гиб­кость, социальная поддержка, возможности ее оказания и т.д.), в пра­вой - проблемы, с которыми подростку приходится сталкиваться (слишком тяжелые задачи, патология, факторы стресса).

4) Сосредоточьте анализ компетенции на одной или нескольких за­дачах, при выполнении которых проявляются проблемы или над кото­рыми надо работать (в зависимости от цели данного тренинга).

При этом надо обратить внимание ка то, с какими подзадачами сталкивается подросток в данный момент, используйте при этом сле­дующие вопросы: какие подзадачи добавляются к ним в возможной новой жилищной/рабочей ситуации, какие навыки проявил подросток по отношению к этим подзадачам, какие у него сильные стороны, ка­кие навыки по отношению к этим подзадачам подросток еще не про­явил, какие могут быть из этого выведены рекомендации к действию, какие уже существующие навыки, а также гибкость и (или) социальная поддержка могут быть при этом использованы.

Проводя более детальный анализ баланса между задачами и навы­ками при выполнении конкретной задачи, постоянно используйте об­зор сильных сторон подростка (см. п. 3). Сильные стороны подростка по отношению к одним обязанностям могут использоваться при раз­решении проблем, связанных с другими обязанностями.

Анализ компетенции может быть дополнен вопросами, касающими­ся патологии, гибкости, стресса и защитных факторов:

с какой патологией и/или факторами стресса сталкивается подрос­ток сейчас;

какое это имеет влияние на общую нагрузку и на отдельные задачи;

есть ли факторы, помогающие справляться со всем этим? Какие;

какие защитные факторы или аспекты гибкости можно активизиро­вать; для выполнения каких задач это существенно.

Терапевтическое воздействие на основе модели компетенции. Воздействие на основе модели компетенции может охватывать все шесть элементов, определяющих эту модель.

Воздействие может быть направлено на уменьшение патологии или проблемного поведения. В принципе, здесь подходят все действия, дающие эффект, вплоть до лекарств. Воздействие должно быть на­правлено на конкретные изменения поведения.

Стрессовые ситуации также могут быть объектом воздействия. Предложением конкретной (также материальной) помощи могут быть смягчены последствия стрессовых ситуаций. Другие меры могут быть направлены на обучение навыкам, с помощью которых легче будет об­ходиться со стрессовыми ситуациями и их последствиями.

Воздействие может быть также направлено на выполнение возрас­тных задач. В виду того, что эти задачи обычно описаны на глобаль­ном уровне, необходимо при принятии мер различать более детализи­рованные задачи. Если видно, что навыки недостаточно выработаны и нет возможности их развить или задачи в силу специфических обстоя­тельств являются непосильными, меры будет направлены на облегче­ние задач. Недостаток компетенции может быть также следствием ук­лонения от каких-либо задач. В таком случае воздействие направлено на ознакомление с задачами.

Воздействие может быть также направлено на усиление защитных факторов и увеличение гибкости. Защитные факторы важно усилить, обучая навыкам, с помощью которых можно получить доступ к ним и возможность их оптимально использовать. Защитные факторы если создаются, к примеру, стимулируя ребенка, подростка, родителей вступать в общественные организации, клубы. Усилить гибкость мож­но, отмечая свойства, которые указывают на гибкость. Социальный работник, называя "сильные стороны" и положительно оценивая то, как человек эти свойства использует, способствует усилению имею­щейся гибкости. Следующим шагом будет предложение применения отмеченных "сильных сторон" в других проблемных ситуациях.

И наконец, воздействие может быть направлено на обучение новым навыкам. Для этого могут использоваться разные приемы, а именно:

обратная связь - педагог (воспитатель) устанавливает обратную связь, объясняя в разговоре с подростком его поведение. Положитель­ная реакция на адекватное поведение укрепляет такое поведение. На­пример, подросток хорошо справляется с заданием - покупкой билета на поезд. После того как он получит билет и сдачу, педагог-наставник показывает ему большой палец и говорит: "Молодец!". Обратная связь на неадекватное поведение ослабляет поведение;

инструкции - давая инструкцию, педагог (воспитатель) учит подро­стка, как должно выполняться задание. Он объясняет ему последова­тельность применения навыка и ситуацию, в которой этот навык дол­жен применяться. Например, Марсель забывает назвать себя, когда звонит по телефону. Педагог объясняет Марселю, что, после того как на другом конце провода скажут "Алло" и назовут свое имя, он должен сказать: "С вами говорит Марсель (Вермелен)", а затем объяснить цель своего звонка. На вопрос подростка "А зачем?" педагог отвечает: "Чтобы человек знал, с кем он разговаривает"; показ - педагог (воспитатель) учит подростка навыку, демонстрируя перед ним этот навык. Например, он показывает, как надо звонить по телефону, и затем, закончив разговор, называет последовательно все действия, которые входят в этот навык (т.е. как именно он это делал); упражнения - педагог только тогда может узнать, понял ли подрос­ток, что от него ожидается, если последнему удастся продемонстриро­вать этот навык в действии (показав, как что-либо делается, педагог просит подростка проделать то же самое). Упражняться в овладении навыком можно в ролевой игре или в реальной ситуации (в присутст­вии педагога).

Обратную связь, инструкцию, показ, упражнение мы воспринимаем как кумулятивные приемы при обучении подростков определенным навыкам. При даче инструкций необходимо, чтобы была обратная связь между наставником и подростком; при упражнениях в навыках наставник должен дать инструкцию, продемонстрировать навык, дать возможность подростку упражняться и установить обратную связь, реагируя на то, как подросток применяет навык. Иногда установление обратной связи или инструкция являются переходом к упражнению, например, когда после обратной связи или инструкции оказывается, что подросток еще не понял, что он должен делать (рис. 2).

1.5. Некоторые преимущества применения модели компетенции

Применение модели компетенции в работе с детьми, подростками и семьями имеет ряд преимуществ. Первое преимущество заключается в том, что введение подхода, ориентированного на компетенцию и рост, чрезвычайно повышает мотивацию. Это особенно заметно, когда под­черкивается, что человек имеет дело с довольно новыми задачами, и когда развитие представляется в виде пути, на котором он сталкивает­ся не только с задачами, но и с новыми возможностями.

Второе преимущество касается упора на гибкость, на защитные факторы и возрастные задачи, на основе чего педагог-наставник ведет поиски и направляет свое внимание на положительные силы, имеющиеся

в самом человеке и в его окружении. В рамках программ помощи детям и подросткам часто прибегают к эмпауэрменту (empowerment), т.е. укреп­лению веры в свои силы. С помощью эмпауэрмента увеличивается уверенность подростка в себе и вера его в собственные возможности. При оказании помощи можно подключиться к положительным сторонам (силам) детей и подростков. Педагог (воспитатель) переносит на подопеч­ного уверенность в том, что тот сам в состоянии положительно влиять на свою жизнь. Этому помогают три фразы: ты это можешь; ты очень важен; у тебя хорошие идеи. Опыт показывает, что педагоги, часто употребляю­щие эти выражения (и их вариации), имеют больше шансов на успех.

Третье преимущество заключается в том, что понятие "возрастные за­дачи" способствует расширению оказания помощи. Программы оказания помощи, внимание которых направлено на различные аспекты, такие как здоровье, работа, деньги, социальные контакты, жилищные условия и чле­ны семьи, дают хорошие результаты в социализации детей и подростков. Далее мы конкретно раскроем основные направления деятельности спе­циалистов в учреждениях социально-педагогической поддержки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...