Модели психологических служб
Проведенная нами экспериментальная и практическая работа, имеющийся опыт работы психологов, который в течение восьми лет мы обобщали, позволяют говорить о собственном пути развития психологической службы в учреждениях социальной и психолого-педагогической поддержки детства, ее направленности на оказание помощи детям и подросткам. Психологическая служба в системе учреждений социально-педагогической поддержки детей и подростков имеет свой предмет, особые формы и виды профессиональной деятельности. Это обусловлено спецификой деятельности учреждений, социальными ситуациями и противоречиями в развитии детей, ведущими видами деятельности, особенностями личностных новообразований детей. По сравнению со школьной и дошкольной психологическими службами психологическая служба в системе социально-педагогических учреждений имеет не только своеобразие становления и иные перспективы развития, особую специфику направлений деятельности, но и существенные различия в психологической подготовке педагогических кадров и подготовке психологов. Пример моделей психологических служб, получивших широкое распространение в России, приведен на рис. 4. В представленных моделях не выделяется создание психологической службы в учреждениях системы социальной и психолого-педагогической помощи и поддержки детей и подростков. Мы считаем, что в системе образования должна быть выделена отдельной самостоятельной структурой психологическая служба. По направлениям деятельности, структуре она будет такой же, как в учреждении образования, но ее спецификой будет содержание деятельности и специальная подготовка психолога для работы с данным контингентом детей и подростков.
По результатам наших исследований показано, что психологи, работающие в учреждениях социальной и психолого-педагогической поддержки Московской области, отдали предпочтение второй модели психологической службы. Опыт совместной работы психологов показал, что один психолог, работающий в учреждении, не в состоянии решать проблемы детей и подростков. Нужно профессиональное сообщество психологов, которое будет на разных уровнях оказывать помощь и поддержку детям и подросткам в социально-педагогогических учреждениях. Можно сделать вывод, что практический опыт психологической службы в системе учреждений социально-педагогической поддержки детей и подростков показал преимущество второй модели, ее востребованность в практике. Эта модель направлена на выявление и поиск причин дефекта в целях его устранения, создание условий для полноценного развития детей и подростков, успешность их учебного процесса на основе помощи и поддержки со стороны психолога. Формы взаимодействия психолога с участниками образовательного процесса и его ролевые позиции - "сверху", "рядом", "сотрудничество", источник информации, советчик, помощник, распорядитель, эксперт, диагност, обучающий, контролирующий, соучастник, координатор, посредник. Основными направлениями деятельности психолога в системе учреждений социально-педагогической поддержки детства являются психодиагностика, психокоррекция, экспертиза, консультирование, просвещение, пропедевтика, профилактика, координация, посредничество. Как мы уже подчеркнули, в настоящее время сложилось две модели психологической службы в данных учреждениях. Первая модель связана с деятельностью только одного психолога в таком учреждении и наличии в нем социального педагога, логопеда, дефектолога, врача. Такая служба уже по своей сути является междисциплинарной, разносторонней. Она требует координации деятельности специалистов, работающих в детском доме, школе-интернате, приюте, центре и т.д. Модель психологической службы, представленной в виде такой команды, можно описать как первый уровень оказания психолого-медико-социальной и педагогической помощи и поддержки детям и персоналу непосредственно в учреждении. Это позволит работать всему педагогическому коллективу в едином русле, решать поставленные задачи сообща, поможет детям компенсировать полученные эмоциональные травмы, восстановить личностную целостность, внутреннее равновесие. Взаимное доверие, совместная деятельность будут способствовать осознанию ответственности всего педагогического коллектива, персонала и администрации, пониманию смысла работы на перспективу развития ребенка, которые играют существенную роль в нормальной работе сиротского учреждения.
Вторая модель психологической службы в учреждениях социально-педагогической поддержки детей и подростков ориентирована на деятельность команды психологов. В данном случае очень важно, чтобы эта деятельность была независима от администрации сиротского учреждения. Деятельность психологов в данном случае будет направлена на помощь детям в восстановлении личности, преодолении последствий, полученных от психических травм. Дети нуждаются в атмосфере, богатой человеческими контактами, позитивными и постоянными межличностными связями. Команда психологов сможет помочь и персоналу учреждения, так как им в силу специфики их деятельности требуется также психологическая помощь. Такая деятельность психологов будет способствовать возникновению атмосферы открытости, взаимной поддержки, безопасности, появится надежда, что дети обретут доверие к людям. Таким образом, можно говорить о трех стратегиях в психологической службе учреждений социально-педагогической помощи детям и подросткам. Первая стратегия направлена на деятельность психолога, активно включенного во все проблемы учреждения для детей-сирот, его работа охватывает все субъекты во всех видах и формах деятельности учреждения.
Вторая стратегия - психолог учреждения работает в составе команды психологов и выполняет свою деятельность через профилактическую (пропедевтическую) работу с персоналом учреждения, с детьми и родителями. Третья стратегия - психолог выступает в роли эксперта, являясь при этом одним из звеньев управленческого уровня образования или социальной защиты ребенка и направляет организацию деятельности психологов по повышению их методического и практического уровня (приглашение конкретных специалистов, разработка отдельных программ работы с детьми, персоналом и т.д., организация повышения квалификации специалистов учреждений для детей-сирот и т.д.). Дети, прошедшие через лишения, одиночество, вседозволенность, часто попадают в состояние самопоглощения, при этом у них возникает такой тип поведения, который изолирует их в собственном мире. Поведение детей, их деятельность сопровождаются навязчивыми действиями или вредными привычками (посасывание пальца, ковыряние в носу и т.п.). На фоне простых, безобидных привычек развиваются особо опасные нервные привычки. Например, ребенок царапает кожу, дергает себя за волосы, бьется головой. Такое поведение детей зачастую вызывает проблемы и трудности в работе с ними психологов, воспитателей, социальных педагогов. Правильной стратегией ответа взрослых на такое поведение является остановка деятельности детей с подстраховкой их действий (например, подставить ладонь, если ребенок бьется головой). Вместе с тем необходимо привлечь внимание ребенка к себе (или другому объекту), например хлопком, резким движением, громким "нет" и т.д. Все эти особенности поведения и проявление вредных привычек (сосание одеяла, постельных принадлежностей, пальцев, вырывание волос, привычка грызть ногти) сигнализируют взрослым о таких проблемах детей, как страх, беспомощность, сокрытие своего гнева и других чувств. Расстроенные переживаниями сильных эмоций дети проводят большую часть дня в рассеянности. Поэтому их поведение изобилует такими формами, как сосание пальцев, вырывание волос, ковыряние в носу и т.д. Такие действия являются для детей единственно оправданными способами преодоления трудностей, показывающими, что у них есть собственные ресурсы, к которым они прибегают как к помощи. Продолжительность таких действий должна беспокоить взрослых. Они должны научить воспитанников выражать чувства другим путем, а также отвлечь их от рассеянности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|