Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модели психологических служб




Проведенная нами экспериментальная и практическая работа, имею­щийся опыт работы психологов, который в течение восьми лет мы обобщали, позволяют говорить о собственном пути развития психоло­гической службы в учреждениях социальной и психолого-педагоги­ческой поддержки детства, ее направленности на оказание помощи де­тям и подросткам. Психологическая служба в системе учреждений со­циально-педагогической поддержки детей и подростков имеет свой предмет, особые формы и виды профессиональной деятельности. Это

обусловлено спецификой деятельности учреждений, социальными си­туациями и противоречиями в развитии детей, ведущими видами дея­тельности, особенностями личностных новообразований детей.

По сравнению со школьной и дошкольной психологическими служ­бами психологическая служба в системе социально-педагогических учреждений имеет не только своеобразие становления и иные перспек­тивы развития, особую специфику направлений деятельности, но и существенные различия в психологической подготовке педагогических кадров и подготовке психологов.

Пример моделей психологических служб, получивших широкое распространение в России, приведен на рис. 4.

В представленных моделях не выделяется создание психологиче­ской службы в учреждениях системы социальной и психолого-педагогической помощи и поддержки детей и подростков. Мы счита­ем, что в системе образования должна быть выделена отдельной само­стоятельной структурой психологическая служба. По направлениям деятельности, структуре она будет такой же, как в учреждении образо­вания, но ее спецификой будет содержание деятельности и специаль­ная подготовка психолога для работы с данным контингентом детей и подростков.

По результатам наших исследований показано, что психологи, рабо­тающие в учреждениях социальной и психолого-педагогической под­держки Московской области, отдали предпочтение второй модели психологической службы.

Опыт совместной работы психологов показал, что один психолог, работающий в учреждении, не в состоянии решать проблемы детей и подростков. Нужно профессиональное сообщество психологов, кото­рое будет на разных уровнях оказывать помощь и поддержку детям и подросткам в социально-педагогогических учреждениях.

Можно сделать вывод, что практический опыт психологической службы в системе учреждений социально-педагогической поддержки детей и подростков показал преимущество второй модели, ее востре­бованность в практике. Эта модель направлена на выявление и поиск причин дефекта в целях его устранения, создание условий для полно­ценного развития детей и подростков, успешность их учебного про­цесса на основе помощи и поддержки со стороны психолога.

Формы взаимодействия психолога с участниками образовательного процесса и его ролевые позиции - "сверху", "рядом", "сотрудниче­ство", источник информации, советчик, помощник, распорядитель, эксперт, диагност, обучающий, контролирующий, соучастник, коорди­натор, посредник.

Основными направлениями деятельности психолога в системе учреждений социально-педагогической поддержки детства являют­ся психодиагностика, психокоррекция, экспертиза, консультирова­ние, просвещение, пропедевтика, профилактика, координация, по­средничество.

Как мы уже подчеркнули, в настоящее время сложилось две модели психологической службы в данных учреждениях. Первая модель свя­зана с деятельностью только одного психолога в таком учреждении и наличии в нем социального педагога, логопеда, дефектолога, врача. Такая служба уже по своей сути является междисциплинарной, разно­сторонней. Она требует координации деятельности специалистов, ра­ботающих в детском доме, школе-интернате, приюте, центре и т.д. Модель психологической службы, представленной в виде такой ко­манды, можно описать как первый уровень оказания психолого-меди­ко-социальной и педагогической помощи и поддержки детям и персо­налу непосредственно в учреждении. Это позволит работать всему пе­дагогическому коллективу в едином русле, решать поставленные зада­чи сообща, поможет детям компенсировать полученные эмоциональ­ные травмы, восстановить личностную целостность, внутреннее рав­новесие. Взаимное доверие, совместная деятельность будут способст­вовать осознанию ответственности всего педагогического коллектива, персонала и администрации, пониманию смысла работы на перспекти­ву развития ребенка, которые играют существенную роль в нормаль­ной работе сиротского учреждения.

Вторая модель психологической службы в учреждениях социально-педагогической поддержки детей и подростков ориентирована на дея­тельность команды психологов. В данном случае очень важно, чтобы эта деятельность была независима от администрации сиротского учре­ждения. Деятельность психологов в данном случае будет направлена на помощь детям в восстановлении личности, преодолении последст­вий, полученных от психических травм. Дети нуждаются в атмосфере, богатой человеческими контактами, позитивными и постоянными межличностными связями. Команда психологов сможет помочь и пер­соналу учреждения, так как им в силу специфики их деятельности тре­буется также психологическая помощь. Такая деятельность психологов будет способствовать возникновению атмосферы открытости, взаим­ной поддержки, безопасности, появится надежда, что дети обретут до­верие к людям.

Таким образом, можно говорить о трех стратегиях в психологиче­ской службе учреждений социально-педагогической помощи детям и подросткам.

Первая стратегия направлена на деятельность психолога, активно включенного во все проблемы учреждения для детей-сирот, его работа охватывает все субъекты во всех видах и формах деятельности учреж­дения.

Вторая стратегия - психолог учреждения работает в составе коман­ды психологов и выполняет свою деятельность через профилактиче­скую (пропедевтическую) работу с персоналом учреждения, с детьми и родителями.

Третья стратегия - психолог выступает в роли эксперта, являясь при этом одним из звеньев управленческого уровня образования или соци­альной защиты ребенка и направляет организацию деятельности пси­хологов по повышению их методического и практического уровня (приглашение конкретных специалистов, разработка отдельных про­грамм работы с детьми, персоналом и т.д., организация повышения квалификации специалистов учреждений для детей-сирот и т.д.).

Дети, прошедшие через лишения, одиночество, вседозволенность, часто попадают в состояние самопоглощения, при этом у них возника­ет такой тип поведения, который изолирует их в собственном мире. Поведение детей, их деятельность сопровождаются навязчивыми дей­ствиями или вредными привычками (посасывание пальца, ковыряние в носу и т.п.). На фоне простых, безобидных привычек развиваются осо­бо опасные нервные привычки. Например, ребенок царапает кожу, дергает себя за волосы, бьется головой.

Такое поведение детей зачастую вызывает проблемы и трудности в работе с ними психологов, воспитателей, социальных педагогов. Пра­вильной стратегией ответа взрослых на такое поведение является оста­новка деятельности детей с подстраховкой их действий (например, подставить ладонь, если ребенок бьется головой). Вместе с тем необ­ходимо привлечь внимание ребенка к себе (или другому объекту), на­пример хлопком, резким движением, громким "нет" и т.д.

Все эти особенности поведения и проявление вредных привычек (сосание одеяла, постельных принадлежностей, пальцев, вырывание волос, привычка грызть ногти) сигнализируют взрослым о таких про­блемах детей, как страх, беспомощность, сокрытие своего гнева и дру­гих чувств.

Расстроенные переживаниями сильных эмоций дети проводят большую часть дня в рассеянности. Поэтому их поведение изобилует такими формами, как сосание пальцев, вырывание волос, ковыряние в носу и т.д. Такие действия являются для детей единственно оправдан­ными способами преодоления трудностей, показывающими, что у них есть собственные ресурсы, к которым они прибегают как к помощи. Продолжительность таких действий должна беспокоить взрослых. Они должны научить воспитанников выражать чувства другим путем, а также отвлечь их от рассеянности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...