Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система оказания психологической помощи в учреждениях соцпедподдержки




Нам представляется важным описать, какими особенностями отличается деятельность психолога в работе с особым контингентом детей и подрост­ков, в силу разных обстоятельств оказавшихся без попечения родителей.

Практика показывает, что система воспитательно-образовательной работы в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попе­чения родителей, не готовит воспитанников к самостоятельной жизни в обществе. После выхода за пределы этих учреждений воспитанники испытывают глобальные трудности в адаптации к окружающему миру. В нашей стране существует много форм организации жизни сирот, но детские дома и школы-интернаты остаются самыми распространенны­ми учреждениями для данной категории детей.

Несмотря на огромные материальные затраты государства на воспи­танников сиротских учреждений, методическую организованность, пе­дагогические ухищрения коллектива, заполненность свободного вре­мени разными мероприятиями и кружками, воспитанники, выходя из учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди­телей, в большинстве своем нередко становятся асоциальными лично­стями: зависимыми, не способными к самостоятельной ответственной жизни, часто эмоционально глухими и жестокими. Можно предпола­гать, что данный тип личности формирует система ценностей всей жизни в детском доме или школе-интернате.

Сегодня на первый план в учреждениях для детей-сирот выходят психологические проблемы. Существующая специфика воспитания и обучения детей в учреждениях для детей-сирот не приведет к тому, что из стен будут выходить, как правило, полноценные, приспособленные к жизни в непростом обществе люди.

Одна из причин такого положения заключается в том, что в воспи­тательной системе детских домов, школ-интернатов главное направле­ние отношений между воспитанниками и взрослыми - это вочдействие. Администрация воздействует на педагогов и воспитателей, а взрослые оказывают влияние на детей. В такой системе отсутствует взаимодействие. Дети копируют эту модель, и в контактах между ними нет взаимодействия "на равных". Свое общение они строят по верти­кали - одни приказывают, требуют, критикуют, наказывают, другие подчиняются, сопротивляются и т.д.

Авторитарная система по-прежнему доминирует в учреждениях для детей-сирот и не предусматривает проявление инициативы ни у педа­гога, ни у ребенка. Существующая система поддерживает только вы­полнение жесткой программы, зачастую игнорируя любую инициати­ву. В воспитательной системе детского дома, школы-интерната не предусматривается ни выявлений желаний ребенка, ни оказания по­мощи в их реализации. Свобода выбора, как возможность самостоя­тельного принятия решения, практически исключается. Личность ре­бенка подавляется или воспитывается в рамках жесткого подчинения дисциплине. Это приводит к нарушениям личности и со временем де­формации закрепляются. У ребенка остается всего два пути: быть пас­сивным, подчиненным или же сильным, властным, жестоким, чтобы влиять на других.

Существующую ситуацию воспитания в учреждениях для детей-сирот можно в значительной степени изменить. Нами накоплен опыт системы работы по оказанию психологической помощи данным учре­ждениям. Система оказания психологической помощи, по нашему мнению, имеет три уровня и включает на первом уровне помощь пси­холога детям и педагогическому коллективу непосредственно в самом учреждении для детей-сирот, на втором - специальную помощь ко­манды психологов, приглашенных для решения отдельных наиболее трудных проблем детей, на третьем - помощь команды или отдельных психологов-профессионалов педагогическому коллективу.

Хотелось бы остановиться на том, что в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должен работать профессионально подготовленный психолог — и желательно не один, а в составе психологической службы, включающей несколько психоло­гов, различных по своей специализации (психолог, психотерапевт, консультант и т.д.). Заметим, что в настоящее время готовят большое количество психологов, но специализация, связанная с особенностями работы в учреждениях для детей-сирот, в высших учебных заведениях осуществляется редко.

Деятельность психологов в данных учреждениях должна быть на­правлена на компенсацию психического развития ребенка после полу­ченных эмоциональных травм, восстановление его личностной цело-

oпостности, равновесия чувств. Только после восстановления ребенка, снятия некоторых последствий разного вида травм (психологических, физических, эмоциональных, сексуальных) можно проводить работу по его психическому развитию.

Деятельность психолога будет сопровождать ребенка на его поэтап­ном прохождении жизни в учреждении. На первом этапе происходит адаптация ребенка к учреждению и формируется чувство безопасно­сти. Процесс вхождения ребенка в коллектив сиротского учреждения очень сложен, поэтому деятельность психолога будет обеспечивать смягчение данного перехода. У ребенка должна появиться уверенность, что его здесь поймут и защитят. Знакомство с режимом жизни учреж­дения протекает для ребенка довольно сложно, так как его уклад отли­чается от "домашнего". Психолог вместе с педагогами и воспитателя­ми может помочь ребенку найти "временного друга", который помо­жет ему овладеть всеми правилами жизни в учреждении постепенно.

Вхождение ребенка в группу детей детского дома или школы-интерната на втором этапе организации его жизни также имеет много трудностей. Ребенок пребывает в состоянии неуверенности, неопреде­ленности из-за незнания своей дальнейшей судьбы (будет ли он жить в детском доме или вернется к родителям, или его заберут родственники под опеку), что приводит к болезням, нарушениям поведения, негати­визму, неблагодарности, высказыванию потребительской позиции по отношению к сотрудникам учреждения для детей-сирот.

Зарубежный опыт и наша практика работы с самыми трудными детьми "группы риска" показывает, что знание ребенком своего ис­тинного положения (т.е. почему он оказался в данном учреждении, где его родители и что с ними, какие возможны перемены в его судьбе) благотворно сказывается на его психическом состоянии, целях и жела­нии выбрать верный путь в жизни.

Роль психолога в данной работе в том, что он, владея специальными методиками и техниками, поможет ребенку раскрыться: высказать свои мысли, чувства, переживания в "Истории своей жизни", в "Книге обо мне", в альбоме "Моя анкета". Только тогда ребенок осознает себя субъектом построения своей личности и своей судьбы, у него появится внутренняя мотивация собственного развития, способность преодоле­вать трудности, делать выбор собственного жизненного пути. В такой ситуации ребенок понимает, почему в данном учреждении такие тре­бования и почему их необходимо выполнять. Это снимает многие во­просы нарушения поведения (побеги, агрессивность), проявления кон­фликтов, трудностей учебы, выбора профессии и т.д.

Большие трудности вызывает у детей и воспитателей планирование свободного времени и занятий в свободное время. Заорганизованность разными видами деятельности, кружковой работой, мероприятиями в дет­ском доме и школе-интернате не позволяет ребенку проявлять инициати­ву, выбирать занятие по желанию, а не по принуждению. Неумение само­стоятельно проводить свободное время очень тяжело сказывается на вос­питанниках, когда они, покинув учреждение, начинают независимую жизнь. Они возвращаются к самым элементарным видам проведения сво­бодного времени - просто гуляют по городу, смотрят телевизор, слушают музыку. Поскольку весь прежний опыт проведения свободного времени был связан со сверстниками или другими детьми, в одиночестве они нахо­диться не могут и постоянно ищут себе компанию. На улице всегда можно найти таких же, не знающих куда себя деть, чем заняться. Далее идет под­держка друг друга, проявление чувства стадности и т.д.

Учитывая особенности детей и подростков, умея предугадывать дальнейшие последствия их поведения, психолог может проводить ак­тивные формы работы с группой детей, направленные на формирова­ние умений выделять наиболее интересные занятия, договариваться, считаться с чувствами, мнениями и желаниями других, приходить к единому решению, а также обучать детей разным играм, в процессе которых развиваются сотрудничество, взаимодействие, взаимопомощь и т.д. Проведение активных форм работы с воспитанниками таких уч­реждений позволяет в какой-то мере предупредить возможность про­явления негативных сторон в их поведении.

Жизнь в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей, протекает крайне закрыто. За пределами учрежде­ний они постоянно бывают в сопровождении взрослых. В детских до­мах они живут чаще всего по типу семейной группы, каждая группа -небольшая семья. В школе-интернате они живут по группам, но также закрыто. Жизнь детского дома, школы-интерната очень сильно отли­чается от жизни обычной семьи. Именно в семье закладывается модель внутрисемейных отношений, приобретаются навыки общения, различ­ные социальные знания.

На фоне такой жизненной ситуации психолог может помочь детям лучше узнать свою биологическую семью (и своих родственников), проследить путь ее развития. Для этого можно использовать рисуноч­ные тесты, анкеты, арттерапию, игровую терапию. Применение мето­дик и тестов, элементов терапии в работе с воспитанниками помогает выходить за рамки замкнутого пространства жизни в таких учрежде­ниях, знакомит детей с другими видами жизни: жизнь в семье, ее от­личие от жизни в детском доме или школе-интернате и т.д.

В учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно применять различные виды психологической помо­щи: индивидуальное консультирование, групповую работу, психокор­рекцию и психотерапию. Цель работы психологов состоит в том, что­бы способствовать психическому развитию детей-сирот и их адапта­ции к жизни в учреждении и за его пределами. Наиболее эффективной формой являются активные групповые занятия, на которых дети учат­ся навыкам конструктивного общения, овладению своими эмоциями, развивают произвольное поведение, учатся толерантности, умению да­вать и получать эмоциональную поддержку, сотрудничать, договари­ваться, конструктивно разрешать конфликты.

Проведение психокоррекционных занятий с воспитанниками учре­ждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет свою специфику. Очень часто отклонения в развитии когнитив­ной сферы зависят от пережитых травм и блокируются их последст­виями. Для проведения психокоррекционной работы необходимо про­водить углубленную диагностику по выявлению блокирующих по­следствий пережитых травм. Иногда плохая память ребенка, отсутст­вие внимания являются показателями последствий психических травм, стрессов и т.д. Поэтому прежде всего надо проводить психокоррекцию личностного развития ребенка и только потом заниматься развитием психических процессов или когнитивной сферы. Подбирая детей для занятий в психокоррекционную группу, следует учитывать индивиду­альные особенности детей, их совместимость, желание вместе зани­маться, родственные связи.

Индивидуальная работа психолога с детьми-сиротами и детьми, ос­тавшимися без попечения родителей, во многом определена размыто­стью личных границ проблемы, отсутствием защищенности личного пространства. Например, это может проявляться в таких особенностях поведения воспитанников, что любая закрытая дверь воспринимается ими как сигнал к тому, что ее надо открыть. Физическое нахождение ребенка в пространстве и во времени с другими детьми автоматически не ведет к психологическому сплочению группы. Часто ребенок отка­зывается от совместной деятельности с другими детьми, не хочет про­водить свободное время со всей группой. Естественно, такое поведе­ние вызывает недовольство воспитателя, так как желание ребенка по­лучить внимание со стороны взрослого не может быть удовлетворено воспитателем, то он для этой цели приходит к психологу.

Индивидуальная работа психолога с ребенком может способство­вать его психическому развитию, умению справиться со своими чувст­вами и эмоциями. Но при довольно частом посещении психолога отдельными детьми появляется особая привязанность, приводящая к то­му, что разлука ребенка с психологом протекает очень болезненно.

Для выполнения перечисленных направлений деятельности психо­лог должен получать обучение специфическим формам работы, на­пример терапии кризисных ситуаций, разрешению конфликтных си­туаций, снятию стрессов у детей и взрослых, игротерапии, арттерапии, музыкотерапии и т.д. Все это ставит вопрос о необходимости вносить изменения в подготовку психологов, повышения их квалификации.

Второй уровень работы психолога учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это работа с педагоги­ческим коллективом. Зачастую в детских домах, школах-интернатах работают люди, не имеющие специального образования. Поэтому не­обходима определенная психологическая подготовка педагогов, воспита­телей непосредственно в самом учреждении или на специальных курсах.

Задача психолога - помочь педагогическому коллективу освоить знания особенностей детей конкретных возрастов, индивидуальных характеристик каждого ребенка, учета психологических особенностей детей, воспитывающихся вне семьи. Психолог может помочь педаго­гическому коллективу овладеть некоторыми специальными методика­ми работы с данной категорией детей. Воспитатели, педагоги, рабо­тающие в учреждениях для детей-сирот, зачастую разобщены, у них редко бывает возможность обсудить свои проблемы с коллегами, да и друг с другом. Поэтому одним из направлений деятельности психолога является проведение большой просветительской работы с педагогиче­ским коллективом, включающей в себя теоретические знания о возрас­тных и индивидуальных особенностях детей-сирот, практические уме­ния при проработке наиболее трудных ситуаций, обсуждении отдель­ных проблем, обучение проведению дискуссий.

Опыт нашей работы показывает, что психолог может проводить с педагогическим коллективом данных учреждений активные групповые формы и тренинги на умение эффективно взаимодействовать с детьми, находить выход из конфликтных ситуаций, снимать агрессивность.

Известно, что система работы в учреждениях для детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей, деформирует личность пе­дагога, воспитателя. И чем больше стаж его работы, тем сильнее вы­ражена деформация его эмоциональной сферы. Происходит постоян­ное "эмоциональное выгорание", что требует особого внимания психо­лога к работе с педагогическим коллективом. Супервизорство поможет педагогическому коллективу справиться со своими проблемами, под­держать друг друга, профессионально общаться. Очень часто воспита­тели имеют только негативную оценку всей своей деятельности. За-

частую огромный вклад работы воспитателя не имеет положительного выхода и это приводит к тому, что он теряет веру в себя и в свои силы. Третий уровень системы психологической помощи - приглашение специальной команды психологов для оказания помощи детям, имею­щим проблемы в развитии.

Этот уровень оказания психологической помощи требует пригла­шения высококвалифицированных профессионалов, которые могут быстро, качественно и адресно оказать необходимую психологиче­скую помощь воспитанникам. Эффективность такой помощи происхо­дит тогда, когда психолог, работающий непосредственно в учрежде­нии, не в силах помочь ребенку. Как бы ни старались психолог или психологическая служба в учреждении для детей-сирот, не все детские проблемы они могут решить. Так, работа с детьми, перенесшими сек­суальное насилие, требует особой подготовки, знаний специфических методов и специализации. Или, например, для оказания помощи детям при снятии глубоких последствий пережитых травм (страха землетря­сения, замкнутого пространства и т.д.) требуется приглашение психо­терапевта. В команду приглашенных могут входить узкие специалисты (сексопатологи, психоневрологи и т.д.).

Четвертый уровень - психологическая помощь всему педагогиче­скому коллективу учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это происходит в виде научно-практичес­кого семинара, семинара по конкретной проблеме, курсов повышения квалификации. Для проведения такой работы приглашаются высоко­квалифицированный специалист-психолог или команда психологов. При этом необходимо соблюдать несколько условий.

Во-первых, при проведении научно-практических семинаров дол­жен присутствовать весь педагогический коллектив, включая и адми­нистрацию, чтобы получилась команда единомышленников, пони­мающая и знающая, какие задачи необходимо решать в работе с детьми.

Во-вторых, совместная работа на семинарах дает возможность каче­ственно, гибко вносить новые формы и виды работы в практику дан­ного учреждения. Это позволяет коллективу лучше понимать друг друга, вовремя оказывать поддержку и помощь друг другу, четко рас­пределять сферы деятельности, делиться своими находками, методами и приемами. Иногда это помогает принимать наиболее верные реше­ния при столкновении с трудными ситуациями как в жизни воспитан­ников, так и в работе педагогического коллектива.

В-третьих, семинары-тренинги, научно-практические семинары по­зволяют проводить на более высоком уровне педагогические конси­лиумы в учреждениях. Помощь ребенку может быть более эффективной, если учитывается мнение каждого работающего с ним специали­ста. На основе учета всех мнений может строиться план индивидуаль­ной работы с ребенком, перспектива его жизни, общая линия поведе­ния, выделение сильных сторон личности ребенка, намечается про­грамма для проведения психокоррекционных занятий.

Закрытость жизни детей в сиротских учреждениях сказывается и на опыте работы сотрудников. Поэтому для оказания эффективной пси­хологической помощи психолог должен посещать другие учреждения такого типа, стажироваться в учреждении для детей-сирот, обмени­ваться опытом по отдельным вопросам и проблемам. Психологи не­скольких учреждений для детей-сирот могут участвовать в совместной работе по какому-то направлению деятельности. Профессиональное общение, знакомство с опытом работы, применяемыми методиками, оборудованием благоприятно влияет на улучшение качества работы психолога.

К сожалению, специальной психологической литературы сейчас яв­но недостаточно, что затрудняет рост профессионального мастерства психолога. Современное состояние изучения особенностей жизни де­тей-сирот требует выпуска специальной библиотечки для психологов данного типа учреждений, набора методик, психокоррекционных про­грамм, программ для проведения активных групповых форм работы, а также программ для проведения тренингов для сотрудников.

Специальной формой психологической помощи может быть работа психолога во время проведения летней оздоровительной кампании, ко­гда дети-сироты и дети, оказавшиеся без попечения родителей, нахо­дятся в лагерях отдыха, санаториях, домах отдыха. В это время психо­логи могут работать по решению многих проблем детей и подростков, особенно по умению планировать свободное время и находить формы проведения свободного времени, по изменению ценностных ориента­ции, построению жизненных планов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...