Деятельности психолога в команде
На основе сказанного выстраивается стратегия деятельности психолога по созданию оптимальных условий для личностного развития ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации и обучающегося в учреждении для детей-сирот. Мы описываем особенности работы психолога с детьми-сиротами, направленной на снятие последствий психических травм, работу с депривированными детьми, проведение психокоррекции детских проблем (страх, горе, гиперактивность, чувство вины, незащищенность и др.), психокоррекцию родительских проблем и отношений, профилактическую работу с персоналом учреждения. Подробно остановимся на описании особенностей функционирования второй модели психологической службы - деятельность команды психологов в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Опыт построения такой модели психологической помощи и поддержки в Люберецком и Чеховском районах Московской области показал ее возможности и преимущества по сравнению с первой моделью. Анализ ее деятельности показал, что отличие заключается в ак- тивном участии и включенности команды в решение проблем детей, оказание помощи и поддержки, проведение психокоррекционных программ работы с детьми, имеющими проблемы, а также проведение активных методов работы с детьми-сиротами и детьми, оказавшимися без попечения родителей. Преимущества работы команды психологов нам представляется важным рассмотреть на примере развития привязанности у детей и подростков. Ранее мы уже говорили о важности развития привязанности у детей для их психического развития. Проблемы привязанности проистекают из-за нарушений во взаимоотношениях между членами семьи, травматических событий прошлого, печали, которая влияет на способность ребенка строить новые отношения с окружающими. Признаки и симптомы проблем привязанности будут затрагиваться в зависимости от поведения родителей по отношению к ребенку, влияния окружающей среды и индивидуальных психологических особенностей детей.
Дети, испытавшие отсутствие заботы, будут демонстрировать проблемы в отношениях и в поведении. В исследованиях Д. Боулби и других ученых обнаружено, что дети, не имевшие в раннем возрасте привязанности к близким людям, родителям (например живущие в доме малютки или детском доме), демонстрируют проблемы в мышлении. Наше исследование показало, что дети из детских учреждений интеллектуально менее развиты, у них ослаблены мыслительные способности, проявляющиеся в неумении чувствовать время, в импульсивности, в трудности концентрации внимания. По данным зарубежных исследователей (Голдфарб, Тизард, 1986), дети, лишенные родительской опеки, проявляют замедленное развитие сознания и социальной зрелости. Продолжая исследования и наблюдая за детьми, которые после 4 лет были усыновлены, ученые показали, что дети очень сильно привязываются к своим новым родителям, но при этом продолжают проявлять социальные и образовательные проблемы, что и сверстники, не живущие в семьях. При нарушении привязанности у детей проявляется задержка речевого развития, снижается темп физического развития, что приводит к значительным отставаниям в психическом и физическом развитии. На основе полученных данных нами выявлены следующие признаки, которые часто проявляются у детей с проблемами привязанности. Мы их выделили в проблемы развития психики и поведения детей и подростков. Проблемы в развитии сознания детей и подростков 1. Не выражают беспокойства по поводу агрессивности или жестокого поведения — оправдывают жестокость по отношению к другим, сами проявляют ее.
2. Не испытывают чувство вины, нарушая правила и законы (считают, что можно ездить без билета на транспорте, воровать на рынке, брать или отнимать друг у друга вещи, предметы и т.д.). 3. Перекладывают вину на других. Контроль над действиями 1. Не умеют контролировать себя, не соблюдают ограничений, просят других контролировать их действия и поступки. 2. Демонстрируют недостаток предвидения, не могут объяснить, что последует за их действиями, как отреагируют другие, какие последствия это будет иметь. 3. С трудом сосредоточиваются на каком-то деле (чтении, вышивании, рукоделии и т.д.). Развитие самооценки 1. Не могут получать удовольствие от хорошо сделанных заданий. 2. Считают, что они ничего не заслуживают. 3. Считают, что они не способны что-либо изменить и от них ничего не зависит. 4. С трудом веселятся, часто грустят, озабочены своими проблемами. Межличностное общение 1. Недоверие к другим людям и сверстникам. 2. Требуют любви, но при этом не допускают глубоких отношений, не раскрываются перед другими. 3. Проявляют враждебную зависимость. 4. Желают контролировать все, что происходит вокруг (постоянное чувство бдительности). 5. Проявляют необоснованную социальную зрелость, делятся своим опытом и много рассказывают о своем прошлом. Особенности проявления чувств 1. Испытывают трудности в определении собственных чувств (не могут описать, что они чувствуют, рассказать о своих чувствах). 2. Отличаются бедностью эмоционального опыта. 3. Испытывают трудности в выражении чувств, особенно гнева, грусти, печали. 4. С трудом понимают чувства других, затрудняются описать, что чувствует другой человек. Особенности проявления мышления 1. Трудности использования логического мышления, замедленность его развития. 2. Испытывают трудности, думая о будущем. 3. С трудом овладевают многими понятиями, обобщениями. Проблемы в развитии 1. Проявляются трудности в развитии речи, навыках самообслуживания. 2. Испытывают трудности в личностном и социальном развитии, отличаются низким уровнем социальной компетентности по многим вопросам. На основе данных В. Фалберг (1994) нами разработана анкета-наблюдение для изучения привязанности у детей разных возрастов, которая апробирована в деятельности специалистов детских домов, домов-малютки. Анкета предполагает оценку проявлений привязанности и связей между ребенком и родителями или близкими людьми. Мы предлагаем ее для работы психологам, воспитателям учреждений социальной и психолого-педагогической поддержки детства, а также для работы с обычными детьми. Проведение работы по развитию привязанности у детей требует совместной деятельности команды психологов (один психолог не сможет справиться с этими проблемами). Приводим пример анкеты, которая необходима в деятельности психолога для выявления проблем у детей и подростков.
АНКЕТА-НАБЛЮДЕНИЕ ПРИВЯЗАННОСТИ МЕЖДУ ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ, БЛИЗКИМИ ЛЮДЬМИ Наблюдение за ребенком с рождения до 1 года 1. Проявляет готовность к общению со взрослым. 2. Реагирует на людей. 3. Проявляет интерес к человеческому лицу. 4. Следит за движениями. 5. Часто плачет. 6. Проявляет активные двигательные функции. 7. Испытывает удовольствие от близкого физического контакта. 8. Сообщает о дискомфорте. 9. Легко успокаивается. 10. Проявляет нормальное или чрезмерное неудовольствие, 11. Активен или пассивен и замкнут. 12. Обладает ли достаточной мускульной силой. Наблюдение за родителями или близкими людьми 1. Реагируют на детский крик. 2. Изменяют тон голоса, разговаривая с ребенком или о нем. 3. Общаются непосредственно с ребенком. 4. Интересуются правильностью развития ребенка. 5. Реагируют на знаки ребенка. 6. Могут успокоить ребенка. 7. Радуются ли физическому контакту с ребенком. 8. Становятся инициаторами позитивного общения с ребенком. 9. Развивают позитивные черты у ребенка. Наблюдение за ребенком от 1 года до 5 лет 1. Изучает свое окружение. 2. Положительно реагирует на родителей, близких. 3. Может чем-то заниматься. 4. Демонстрирует взаимность. 5. Выглядит расслабленным и счастливым. 6. Общаясь, смотрит на людей. 7. Демонстрирует свои чувства так, что его можно понять.
8. Реагирует на боль и удовольствия. 9. Выбирает занятия соответственно своего возраста. 10. Нормально говорит. 11. Отвечает на ограничения родителей, близких. 12. Испытывает нормальное чувство страха. 13. Положительно реагирует на физическую близость. 14. Реагирует на разлуку. 15. Реагирует на возвращение родителя, близкого человека. 16. Показывает чувство радости, гордости. 17. Демонстрирует признаки понимания. 18. Демонстрирует признаки смущения, стыда или чувство вины. Наблюдение за родителями, близкими 1. Используют меры дисциплины, подходящие для возраста ребенка. 2. Реагируют на приближение ребенка. 3. Демонстрируют свою любовь. 4. Обеспечивают ребенка всем необходимым. 5. Становятся инициаторами позитивного общения с ребенком. 6. Принимают выражение автономии, самостоятельности. 7. Относятся к ребенку как к полноправному члену семьи. 8. Понимают знаки, которые может подавать ребенок. 9. Получают удовольствие от взаимного общения с ребенком. 10. Удовлетворяют потребность ребенка в любви и заботе. 11. Устанавливают подходящие по возрасту ограничения. 12. Поддерживают ребенка, когда тому страшно. Наблюдение за ребенком 6 — 11 лет 1. Ведет себя так, что создается впечатление, что он нравится сам себе. 2. Демонстрирует гордость, достигая чего-либо. 3. Делится с окружающими. 4. Принимает установленные взрослыми ограничения. 5. Говорит, что ему нравится, а что нет. 6. Старается выполнять новые задания, предложенные взрослыми. 7. Признает ошибки. 8. Выражает большое количество эмоций. 9. Устанавливает контакт глазами с партнером по общению, взаимодействию. 10. Проявляет уверенность в собственных способностях. 11. Развивает свою сознательность. 12. Двигается расслабленно. 13. Легко улыбается. 14. Выглядит уверенно, разговаривая со взрослыми. 15. Позитивно реагирует на нахождение рядом с родителем. 16. Уверенно общается с братьями.сестрами, ровесниками. Наблюдение за родителями, близкими 1. Проявляют интерес к школьным делам ребенка. 2. Принимают способы выражения негативных чувств спокойно. 3. Реагируют на приближение ребенка. 4. Позволяют ребенку находиться с ровесниками. 5. Честно решают проблемы между ребенком и другими (братьями, сестрами, друзьями). 6. Являются инициаторами проявления близких чувств. 7. Используют дисциплинарные методы, подходящие по возрасту. 8. Позволяют ребенку выполнять подходящие по возрасту обязанности. 9. Радуются за ребенка. 10. Знают, что ребенку нравится, а что нет. 11. Четко объясняют, как надо себя вести, а как нет. 12. Указывают и на хорошие поступки, и на плохие.
Наблюдение за подростками старше 12 лет 1. Уверен в своих силах. 2. Знает о своих слабостях. 3. Не испытывает проблем с собственной сексуальностью. 4. Уверенно общается с ровесниками. 5. Удовлетворен своим положением в школе. 6. Проявляет сознательность. 7. Не имеет проблем с законом. 8. Знает о ценностях своих родителей. 9. Имеет приемлемые увлечения и рассказывает о них. 10. Принимает правила, установленные взрослыми. 11. Имеет интересы и увлечения вне дома. 12. Имеет цели на будущее. 13. Ощущает эмоциональную близость с родителями. Наблюдение за родителями, близкими людьми 1. Устанавливают приемлемые ограничения. 2. Поощряют самоконтроль. 3. Доверяют подростку. 4. Интересуются и принимают у себя друзей подростка. 5. Интересуются состоянием дел в школе. 6. Интересуются занятиями (увлечениями) подростка. 7. Имеют разумные ожидания, касающиеся работы или обязанностей по дому. 8. Остаются на стороне подростка, если тот попадает в беду. 9. Демонстрируют свою любовь. 10. Уверены, что у ребенка все будет хорошо. Вопросы для наблюдения и проверки проявления привязанности можно было бы расширить, но мы считаем, что в предлагаемой анкете учтены самые главные критерии и показатели, которые должен уметь распознавать психолог и специалист, работающий с детьми и подростками в учреждениях социально-педагогической поддержки. Как показала наша практика и опыт работы психологов, воспитателей, социальных педагогов, проведение наблюдений по данному вопроснику хорошо себя зарекомендовало. Если учесть, что у нас практически отсутствуют психологические методики и тесты для выявления наличия привязанности, то становится понятной необходимость разработки таковых, так как они помогают психологу строить в дальнейшем систему помощи и поддержки каждому ребенку. У всех детей, испытавших или переживших отсутствие заботы, обнаруживаются проблемы привязанности, что приводит к появлению трудностей в поведении. Это особенно важно знать в тех случаях, когда необходимо научить ребенка выполнять правила, быть дисциплинированным. Дисциплинарные меры, которые весьма успешно применяются для большинства детей, могут совершенно не действовать на ребенка с проблемами привязанности. Это происходит потому, что резко меняется социальная ситуация развития ребенка. Дети, привязанные к своим родителям, хотят сохранить эмоциональную близость с ними и учатся делать это, доставляя удовольствие родителям своим положительным поведением, послушанием и т.д. Способы управления поведением со стороны родителей и взрослых в таких ситуациях довольно понятны и легко применимы Взрослые создают физическую или эмоциональную дистанцию при нарушении норм и правил, неподчиненности их требованиям (послали в дру-гую комнату, высказали неодобрение, наградили за хороший поступок, лишили удовольствия), что очень хорошо действует на детей с нормальными привязанностями и самооценкой. Дети с проблемами привязанности имеют другую систему ценностей. Ребенок, переживший разлуку и утрату родителей, изъятие из семьи, многочисленные переезды из одного учреждения в другое, от одних родственников к другим, приравнивает разлуку к близости. Чтобы защитить себя от боли, которую ребенок испытывает при взаимодействии со взрослыми, он, стараясь преодолеть эту боль, создает барьер между собой и воспитателем (и вообще любым взрослым). Если по отношению к такому ребенку взрослые принимают обычные дисциплинарные меры (например отстранение, невнимание, лишение похвалы и т.д.), то они добиваются того, что хочет ребенок - возможности избежать эмоциональной близости. Но это отнюдь не в интересах развития ребенка и его психического состояния. Дети в ожидании, что их обязательно отвергнут, специально провоцируют взрослых своим поведением на такие поступки. Зачастую так и происходит, и ребенок убеждается в том, что взрослый обязательно отвергнет его за плохое поведение. Многие дети, перенесшие эмоциональные травмы, связанные с разлукой, отвержением их близкими, считают, что не заслуживают того, чтобы им кто-то уделял внимание, интересовался их делами. Появление комплекса неполноценности, связанного с помещением ребенка в учреждения социальной и психолого-педагогической помощи и поддержки, укрепляет у них уверенность в том, что они ничего не достойны, даже награда за хорошее поведение не радует их. Эффективным методом в подобных ситуациях является постоянное физическое присутствие рядом с ребенком. Оно способствует появлению у ребенка уверенности, что взрослый в любом случае будет рядом с ним и позаботится о нем. Всем взрослым, оказывающим помощь и поддержку воспитанникам таких учреждений, очень важно концентрировать внимание не на плохом поведении, а на положительных ожиданиях, которые возлагаются на ребенка. При этом необходимы такие высказывания взрослых: "Я верю, что ты можешь находить общее дело с детьми", "Я знаю, как хорошо у тебя может получиться эта работа", "Я уверена, что ты можешь успешно учиться" и т.д. Таким образом, дети, потребности которых не удовлетворялись, нуждаются в убеждении, что они могут получить все, что им необходимо. Если ребенок проявляет желание что-то делать, гораздо важнее его поддержать, чем использовать запрет на занятие в качестве наказания. Использование взрослыми построения добрых отношений с ребенком позволит сформировать новые привязанности. Простой разго- вор о том, как ребенок провел день, какие игры иму понравились, что читал, или же объятия перед сном способствуют формированию добрых от- ношений и развивают эмоциональную близость. Взрослый, не взирая на плохое поведение ребенка, должен проявлять инициативу для общения с ним. На основе анализа рассмотрены основные личностные достижения детей-сирот, детей, оказавшихся без попечения родителей, детей "группы риска", а также условия, необходимые для их полноценного развития. Показано, что с позиции культурно-исторической заданное™ основным новообразованием для детей-сирот является компетентность: интеллектуальная, социальная, языковая, физическая. Компетентность вбирает в себя результаты развития всех характеристик личности, сформировавшихся в жизни ребенка в силу сложившихся социальных ситуаций. Анализ подходов к определению компетентности и социализации показал, что наиболее существенные различия в существующих концепциях (А.Г. Андреева, А.В. Мудрик, B.C. Мухина, В. Слот, Т.И. Шульга и др.) связаны с определением роли индивида в этом процессе. Социальная компетентность рассматривается как состояние равновесия, если индивид обладает навыками, достаточными для реализации задач, стоящих перед ним в повседневной жизни. В данном случае речь идет о психологии развития человека, о его необходимых навыках, достаточных для выполнения задач, присущих тому жизненному периоду, в котором этот человек находится. Социализация рассматривается как процесс, в котором индивид является объектом социальных воздействий или субъектом освоения социального опыта и культуры. Социализация рассматривается как развитие и саморазвитие человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Основными механизмами социализации являются имитация (подражание), идентификация, научение через наблюдение и интериоризация (присвоение). С помощью перечисленных процессов ребенок осваивает социальную среду и строит свою личность. В основе социализации лежит взаимодействие ребенка с другими людьми, как со взрослыми, так и со сверстниками. Развитие личности ребенка будет определяться тем, в каком социальном окружении он живет. Полноценное развитие человек может получить только находясь в семье, где социализация, социальная компетентность будут идти по опережающему пути становления личности. В практике работы психологов учреждений социально-педагогической поддержки детства мы используем следующие критерии развития личности: отношение к другому человеку как к самоценности, способность к децентрации, самоотдаче и любви как к способу реализации этого отношения, творческий характер жизнедеятельности, потребность в позитивной свободе, способность к свободному волепроявлению, возможность самопроектирования своего будущего, вера в осуществимость намеченного, внутренняя ответственность перед собой и другими. Приоритетным направлением личностного развития являются индивидуализация деятельности, позволяющая увидеть неповторимость и уникальность каждого ребенка, выделение в нем хороших сторон и опора на них в своей работе, а не просто опора на статистическую норму, соответствующую возрастному нормативу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|