Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Группы поддержки (не входящие в организационную структуру формально – учителя, врачи, шахтеры и т. д.).




Для определения степени психологического воздействия рекламных текстов на электорат исследуется: как избиратели реагируют на заданную информацию о кандидате; что значит для избирателей голосование за того или иного кандидата.

С конца 1950-х годов широкое распространение при проведении политических кампаний получила модель Роберта Дж. Левидноа и Гари Э. Стейнера – так называемая «Иерархия степеней воздействия». Исследователи представили поведение человека как серию шагов от представления о товаре (человеке) до окончательного принятия решения в пользу товара (кандидата). В зависимости от количества и качества предоставляемой информации изменяется и отношение к товару (кандидату). Исходя из этого, понятно, что менеджеру достаточно провести несколько последовательных кампаний, не меняя общего стратегического направления: на первом этапе дать общее представление о человеке; на втором – дополнительные сведения и т. д.

В схеме «организация – избиратель» цели и задачи кампании работают на конечный результат, полностью игнорируя нужды и заботы избирателей: «Мы выработали стратегию, а вы ей следуйте. У нас уже есть готовый кандидат – голосуйте за него». Работает известная цепочка: массовое производство – массовое распространение – средства массовой информации – реклама на широкие массы. План рекламной кампании, разрабатываемый по принципу «организация – избиратель», также не может принципиально отличаться от маркетинговой стратегии «кабинетного характера». В конечном счете обнаруживается, что план рекламной кампании и маркетинговые задачи взаимодополняют друг друга и мало чем отличаются стратегически, так как первое вытекает из второго. Такое решение получило название «каскадный подход в планировании рекламной кампании». Каждый последующий этап планирования выверяется и вытекает из предыдущего, никакого отступления от заранее разработанного сценария. Планирование начинается с главной задачи всей кампании и в качестве задания спускается уже в виде бизнес-плана структуре, занимающейся разработкой маркетинговой концепции.

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ СБОР ИНФОРМАЦИИ

 

При подготовке электорального исследования необходимо провести анализ общей обстановки в регионе, которая складывается из нескольких факторов:

• Географическая обстановка региона (географические, климатические, природные параметры и особенности региона).

• Исторические особенности региона (история региона, изучение основных исторических событий, устоявшиеся исторические представления, легенды).

• Культурные особенности региона (культура, обряды, традиции, религия, язык региона, характерные культурные привычки населения).

• Политическая ситуация в регионе (данные о предыдущих выборах, количество партий, расстановка политических сил, политическая культура, объемы власти, теневое влияние в регионе).

 

 

• Социально-демографические особенности населения региона (статистические данные по полу, возрасту, образованию, профессиям и т. д.).

• Социально-психологическая обстановка в регионе (авторитеты, предпочтения, ожидания населения, психологические особенности людей данного округа, темпераменты, характеры).

• Преступность и правонарушения (статистические данные по уровню преступности, принимаемые меры, настроение людей).

• Экологическая обстановка региона (наличие неблагоприятных экологических зон, зон бедствия, количество вредных предприятий, данные о здоровье населения).

• Экономическая обстановка региона (данные по промышленности, сельскому хозяйству).

Главным в проведении опросов является не только репрезентативность выборки, но и качество анкеты для интервью. Именно для более точного определения перечня альтернатив в закрытых вопросах анкеты необходимо для начала провести интервьюирование местных экспертов*.

* См.: Максимов А. «Чистые» и «грязные» технологии выборов (российский опыт). М.: ABC-консалтинг, 1999. С. 13-20.

 

Примерная анкета типичного соцопроса должна содержать следующие закрытые вопросы (в отдельных случаях до 25–30 альтернатив):

1. Какие из перечисленных ниже проблем вызывают у Вас лично наибольшую тревогу, беспокойство (выбрать до 7 позиций)?

2. Что, по Вашему мнению, нужно сделать для решения наиболее острых проблем региона (до 7 первоочередных мер)?

 

3. Как, по Вашему мнению, живет население нашего региона по сравнению с соседними регионами?

4. Какие взаимоотношения региона с Центром кажутся Вам более предпочтительными?

5. Назовите, пожалуйста, наиболее авторитетных для Вас людей в Вашем городе или районе?

6. Как Вы относитесь к политике, проводимой руководством региона?

7. Как Вы оцениваете масштабы коррупции в нашем регионе?

8. Устраивает ли Вас сегодняшний глава региона?

9. Как Вы считаете, за последние 2–3 года жизнь в нашем регионе стала лучше, хуже или осталась прежней?

10. Какие действия регионального руководства за прошедшие годы Вы бы смело назвали крупными достижениями (несколько вариантов)?

11. Кого Вы знаете из возможных кандидатов на пост главы администрации (выберите несколько ответов)?

12. Если бы выборы проходили сегодня, за кого из возможных кандидатов Вы бы проголосовали?

13. Чем Вы руководствуетесь, голосуя за того или иного кандидата (выберите несколько ответов)?

14. Каким должен быть глава администрации?

15. Как Вам кажется, кто более правдиво может рассказать о кандидате?

16. Какие проблемы волнуют Вас больше всего (выберите несколько ответов)?

17. Какие первоочередные меры должно предпринять Правительство России (выберите несколько ответов)?

18. Какими качествами должен обладать идеальный глава администрации (выберите несколько ответов)?

19. Кому Вы больше всего доверяете?

20. Назовите, пожалуйста, наиболее авторитетных для Вас региональных политиков (несколько вариантов).

21. В этом году состоятся выборы главы региона. Будете ли Вы принимать участие в этих выборах?

22. Чем обычно определяется Ваше участие или неучастие в выборах?

23. Какие телеканалы Вы чаще всего смотрите в последнее время (можно выбрать несколько ответов)?

24. Информации каких телеканалов Вы больше всего доверяете в последнее время, (выберите несколько ответов)?

25. Какие газеты Вы читаете в последнее время?

26. Информации из каких газет Вы больше всего доверяете?

27. Слышали ли Вы о том, что о своем намерении баллотироваться на пост главы региона заявил (ФИО)?

28. Если бы сейчас состоялись выборы главы региона, кому из перечисленных политиков Вы бы отдали предпочтение (1-й вариант)?

29. Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать будущий глава региона (до трех вариантов)?

30. Кем по национальности должен быть новый глава региона?

31. Как Вы оцениваете материальное положение своей семьи?

32. Как Вы считаете, какое из приведенных высказываний более всего соответствует сложившейся ситуации?

33. Люди по-разному реагируют на нынешнюю ситуацию. Как предпочитаете действовать Вы?

34. Откуда Вы чаще всего получаете информацию о событиях в стране и регионе (несколько вариантов ответа)?

35. Верите ли Вы в то, что скоро мы станем жить лучше?

36. Ваш пол?

37. Ваш возраст?

38. Ваша национальность?

39. Ваше образование?

40. Ваш род занятий?

41. Местожительство?

Результаты опроса позволят просчитать:

во-первых, электоральную активность населения, что важно особенно для демократических кандидатов;

во-вторых, собственно рейтинги кандидатов, степень их известности (рейтинг узнаваемости);

в-третьих, зависимость рейтингов кандидатов от предполагаемой явки на выборы;

в-четвертых, парные предпочтения, моделирующие второй тур выборов;

в-пятых, групповые предпочтения кандидатам (устойчивость рейтинга). Большое значение имеет уровень конформизма избирателя, т.е. насколько он склонен голосовать так, как голосуют его родственники, друзья и просто знакомые;

в-шестых, причины электоральных предпочтений, а также источники информации в регионе (для базового опроса – наиболее читабельные и смотрибельные; для последующих панельных опросов – наиболее доверительные для избирателей, как средство рекламы кандидата).

Важнейшая задача в ходе социологического опроса – определение целевой группы. На основе анализа результатов проведенного соцопроса выясняется, имеются ли среди состава избирателей, определивших себя как сторонники кандидата, признаки наличия целевой группы. В ходе анализа следует установить признак типизации целевой группы, ее размеры и максимальный результат, который мог бы получить на предстоящих выборах ваш кандидат за счет поддержки избирателей, относимых к целевой группе. Для более точной работы агитаторов и корректировки плана-графика встреч кандидата необходимо по возможности установить места локализации избирателей, относимых к целевой группе кандидата.

В ходе опроса также выявляются каналы формирования электорального поведения, которыми пользуется население для получения информации о кандидатах. Данные каналы могут отличаться в различных районах исследуемого региона. Это может быть радио, телевидение, листовки, газеты, агитаторы, общение с близкими и коллегами по работе и т. д.

Часто случается, что в исследовании с вышеуказанными целями и задачами в некоторых «демократических» национальных регионах наиболее остро стоит проблема отрицательной реакции респондентов. Политконсультант А. Максимов абсолютно прав, предложив данную проблему решать «композиционным путем». С целью создания у респондентов позитивного представления о целях и задачах исследования в анкету включаются блоки вопросов о мнениях и пожеланиях избирателей. Многие из этих вопросов позволяют завуалировать истинные цели опроса. С целью получения валидной и релевантной информации необходимо предусмотреть многоступенчатую систему контроля на всех этапах исследования: можно заложить вопросы, содержащие прямое перекрестное сопоставление данных и т. д.

В настоящее время в США регулярные исследования с целью определения размеров аудитории проводят более 200 крупных компаний. Используются такие методы, как аудиометрирование, анкетирование, телефонные опросы и др. Основная единица измерения – рейтинг, т. е. доля включенных в данный момент телевизоров в процентах по отношению к общему количеству телевизионных семей в пределах общенациональной выборки, представляющей модель всей американской аудитории. Зарубежные наработки свидетельствуют: чем выше рейтинг, тем легче собрать средства в пользу кандидата.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...