Возникновение, становление и развитие института президентства в Российской Федерации
Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации Полномочия Президента Российской Федерации - формирование и участие в деятельности федеральных органов государственной власти; - обеспечение осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации; - руководство внешней политикой; - руководство в сфере военной политики и безопасности; - иные полномочия, возложенные Конституцией на Президента. Правовые акты Президента РФ - Указы Президента российской Федерации - Распоряжения Президента Российской Федерации Администрация Президента Российской Федерации: порядок формирования и деятельности Содержание самостоятельной работы 6.3.1 Тест 1. Президент России – это: а) высшее должностное лицо; б) глава государства; в) глава Правительства РФ. 2. Срок полномочий Президента РФ: а) 4 года; б) 5 лет; в) 6 лет. 3. Президент РФ назначает председателя Правительства РФ с согласия: а) Государственной Думы; б) Совета Федерации; в) Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 4. Президент РФ представляет кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ: а) Совету Федерации; б) Государственной Думе; в) Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 5. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, достигший возраста: а) 40 лет; б) 35 лет; в) 45 лет; г) 30 лет. 6. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, постоянно проживающий на территории РФ не менее: а) 5 лет; б) 10 лет; в) 15 лет. 7. Президент РФ вносит законопроекты:
а) в Государственную Думу; б) в Совет Федерации; в) в Администрацию Президента РФ; г) в Правительство РФ. 8. Президент РФ издает: а) законы; б) указы; в) распоряжения. 9. Президент РФ осуществляет: а) помилование; б) амнистию; в) как амнистию, так и помилование. 10. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должны быть приняты: а) простым большинством голосов; б) двумя третями голосов; в) тремя пятыми голосов; г) тремя четвертями голосов. 11. Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем: а) в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента РФ; б) в шестимесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента РФ; в) в двухнедельный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента РФ. 12. Президент РФ приступает к исполнению полномочий: а) с момента избрания; б) с момента принесения присяги; в) с момента утверждения кандидатуры Председателя Правительства РФ. 13. Полномочия Президента РФ прекращаются с момента: а) избрания нового Президента РФ; б) принесения присяги вновь избранного Президента РФ; в) утверждения кандидатуры Председателя Правительства РФ. 14. Президент РФ вводит чрезвычайное положение на территории РФ или в отдельных ее местностях в порядке, предусмотренном: а) федеральным законом; б) федеральным конституционным законом; в) указом Президента Российской Федерации. 15. К полномочиям Президента РФ относятся: а) объявление амнистии; б) принятие решения об отставке Правительства РФ; в) утверждение военной доктрины РФ; г) назначение на должность Председателя Счетной палаты РФ. 16. Президент РФ приносит присягу в присутствии: а) членов Совета Федерации;
б) депутатов Государственной Думы; в) судей Конституционного Суда РФ; г) судей Верховного Суда РФ. 17. В случае противоречия актов органов исполнительной власти субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом Президент РФ вправе: а) отменять эти акты; б) приостанавливать эти акты; в) вносить изменения в эти акты. 18. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом: а) только Совету Федерации; б) только Государственной Думе; в) Совету Федерации и Государственной Думе. 19. Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет: а) вице-президент; б) Председатель Правительства РФ; в) Спикер Совета Федерации; г) Спикер Государственной Думы. 20. Обвинение в государственной измене Президента РФ или совершении им иного тяжкого преступления выдвигает: а) Генеральный прокурор РФ; б) Государственная Дума РФ: в) Совет Безопасности РФ. 6.3.2 Вопросы и задания 1. Сравните конституционно-правовой статус Президента России по Конституции РСФСР 1978 г. (в ред. 1993 г.) и по Конституции РФ 1993 г. 2. Россия является смешанной республикой. Используя известные черты президентской республики (США) и парламентарной республики (Италия, ФРГ), укажите, что конкретно в форме правления России заимствовано из одной и другой, какие черты формы правления России являются ее особенностью, не укладывающейся в характеристику президентской и парламентарной республик. 3. Указом Президента РФ от 02 апреля 1999 № 415 Генеральный прокурор РФ был отстранен от должности на период расследования возбужденного в отношении него уголовного дела. По мнению Совета Федерации, такое отстранение может иметь место только на основаниях и в порядке, установленном п. «е» ст. 83, п. «з» ч. 1 ст. 102 и ч. 2 ст. 129 Конституции РФ для назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора РФ, т.е. должно осуществляться Советом Федерации по представлению Президента РФ, и, следовательно, Президент РФ не вправе издать подобный указ. Является ли конституционным Указ Президента РФ об отстранении от должности Генерального прокурора РФ на период расследования возбужденного в отношении него уголовного дела? К компетенции Совета Федерации или Президента РФ относится данное полномочие?
4. Государственная Дума РФ приняла федеральный закон, одобренный Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Президент не согласен только с одной статьей. Каковы варианты дальнейших событий? Может ли Президент РФ использовать право отлагательного вето только для одной статьи закона? При каких условиях закон может вступить в силу? 5. Президент РФ в связи с проведением ему хирургической операции временно возложил исполнение своих обязанностей на Председателя Правительства РФ. Однако Государственная Дума Федерального Собрания РФ возразила против этого, основываясь на том, что Председатель Правительства может временно исполнять обязанности Президента РФ только в случаях, предусмотренных в ч. 2 ст. 92 Конституции РФ, т.е. в связи с досрочным прекращением полномочий Президента РФ. Возможно ли временное исполнение полномочий Президента РФ Председателем Правительства РФ в указанной ситуации? 6. В Государственной Думе Федерального Собрания РФ встал вопрос о досрочном прекращении полномочий Президента РФ в связи со стойкой неспособностью по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Однако, Президент РФ возражал против этого. По мнению Президента РФ досрочное прекращение его полномочий по данному основанию невозможно без его волеизъявления. Депутаты же Государственной Думы Федерального Собрания РФ считают, что волеизъявление Президента РФ в данной ситуации не требуется. Требуется ли волеизъявление Президента РФ при прекращении его полномочий в связи со стойкой неспособностью по состоянию здоровья? Как разрешить данный конфликт между органами власти? 7. Один из субъектов Российской Федерации принял закон о референдуме, не соответствующий Конституции РФ. Президент РФ отменил этот закон своим Указом. Законодательный орган субъекта Российской Федерации обратился в Конституционный Суд РФ. В своем обращении он указал, что акты Президента РФ имеют подзаконный характер и, следовательно, не могут отменять законы. Кроме того, по мнению законодательного органа субъекта Российской Федерации полномочия Президента РФ по отмене закона субъекта не предусмотрены Конституцией РФ. В свою очередь Президент РФ утверждает, что в данной ситуации он действовал как гарант Конституции РФ, т.е. осуществлял свою конституционную функцию. Может ли Президент РФ отменять законы субъектов РФ? Допустимо ли наличие у Президента РФ полномочий, не закрепленных в Конституции РФ и где, в таком случае, должны быть закреплены подобные полномочия?
8. Ознакомьтесь со следующими точками зрения. а) «Являясь главой государства и потому обязанный решать принципиально важные задачи по охране конституционного строя, независимости страны, ее государственной целостности, по недопущению тупиковых ситуаций в государственном организме или выводу из таких ситуаций, он не может действовать, исходя из буквального понимания полномочий, которые Конституция закрепила за ним. Роль главы государства, как она описана в статье 80 Конституции РФ, предполагает гораздо более богатую палитру средств, методов решения той или иной проблемы. Это естественно: ответственность за государственность в целом предполагает и соответствующую степень свободы действий. Понятно, что при этом все равно есть ограничения – базовые принципы государственности, закрепляемые Конституцией» (Краснов М. Л., Шаблинский И. Г. Российская система власти: треугольник с одним углом. – М., 2008. – С. 42). б) «На практике конституционные положения, предопределенные многофункциональным статусом главы государства, в сочетании с их расширительным толкованием обусловили закрепление огромного объема полномочий не только в Конституции, но и в нескольких десятках федеральных законов... В настоящее время объем полномочий Президента стал настолько велик, что превратился, по сути, в тяжкий груз, лежащий на главе государства. Президент физически не в состоянии надлежащим образом осуществлять эти полномочия, что неизбежно приводит к «раздуванию» штата его помощников, смещению реальной власти от Президента к его Администрации». Многочисленные подразделения президентской Администрации и органы «при Президенте» (управления, советы, комиссии, центры, полномочные представители в государственных органах и федеральных округах со своими аппаратами и т.д.) с многочисленной охраной и социально-хозяйственной индустрией приобрели черты административного «монстра». Этот «монстр», по своим функциям и властным устремлениям очень напоминающий ЦК КПСС, может, преломляя через себя и для себя власть Президента, всем фактически управлять и все контролировать, но ни за что не нести ответственность, так как его деятельность находится вне парламентского и судебного контроля» (Лучин В. О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. – М., 2002. – С. 466).
Какая из точек зрения вам представляется правильной? Какие вы знаете полномочия Президента РФ, не закрепленные в Конституции РФ? Чем можно объяснить наличие у Президента РФ полномочий, не предусмотренных Конституцией РФ? Какие органы существуют при Президенте РФ, способствующие реализации его полномочий? 9. Найдите примеры закрепления скрытых (подразумеваемых) полномочий Президента РФ в следующих правовых актах: а) в федеральном законодательстве; б) в практике Конституционного Суда РФ; в) в актах Президента РФ. Нормативные источники 1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – № 237; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – № 1. – Ст. 2. 2. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 27 июля 1994 г. №1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – №13. – Ст.1447. 3. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – №51. – Ст. 5712. 4. О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. №3-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – №23. – Ст.2277. 5. О военном положении: Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 №1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – №5. – Ст.375. 6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. №138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 46. – Ст. 4532. 7. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: Закон РФ от 27 апреля 1993 г. №4866-1 // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. – 1993. – №19. – Ст.685. 8. О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания: Федеральный закон от 14 июня 1994 №5-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – №8. – Ст.801. 9. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19 мая1995 №82-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – №21. – Ст.1930. 10. О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон от 15 июля 1995 г. №101-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – №29. – Ст.2757. 11. Об обороне: Федеральный закон от 31 мая 1996 № 61-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – №23. – Ст. 2750. 12. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: Федеральный закон от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – №34. – Ст.4029. 13. Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления: Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. №138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – №49. – Ст.5497. 14. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – №42. – Ст.5005. 15. О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи: Федеральный закон от 12 февраля 2001 №12-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – №7. – Ст. 617. 16. О политических партиях: Федеральный закон от 11 июля 2001 г. №95-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – №29. – Ст.2950. 17. О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – №12. – Ст.2031. 18. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – №24. – Ст.2253. 19. О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 10 января 2003 г. №19-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – №2. – Ст.171. 20. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. – №31. – Ст.3215. 21. Об общественной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. – №15. – Ст.1277. 22. О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 №763 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – №22. – Ст. 2663. 23. О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе: Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – №20. – Ст. 2112. 24. О Государственном совете Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 №763 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – №36. – Ст.3633. 25. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №314 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. – №11. – Ст.945. 26. Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2004 №490 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. – №15. – Ст.1395. 27. По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 года N 1969 "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации" и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.04.1996 № 11-П // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – №19. – Ст.2320. 28. По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 декабря 1998 г. №28-П // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – №52. – Ст.6447. 29. По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 1999 г. №2-П // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – №6. – Ст. 866. 30. По делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06 июля 1999 г. № 10-П // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – №29. – Ст.3773. 31. По делу о толковании статей 84 (пункт «б»), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 ноября 1999 г. №15-П // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – №47. – Ст.5787. 32. По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2000 г. № 12-П // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – №29. – Ст. 3118. 33. Об утверждении положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 07 июня 2004 г. № 726 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. – №24. – Ст. 2392. Литература 1. Дудко, И. Г. Принцип разделения властей и обеспечение конституционности // Конституционные ценности: содержание и проблемы реализации. Материалы международной научной конференции / под ред. Н. В. Витрука, Л. А. Нудненко. – М„ 2009. – Т. 1. – С. 170–178. 2. Окуньков, Л. А. Вето Президента / Л. А. Окуньков, В. А. Рощин; Ин-т законодательства и сравн. правоведения при Правительстве Рос. Федерации. – М.: Формула права, 1999. – 346 с. 3. Окуньков, Л. А. Президент Российской Федерации: конституционная и политическая практика / Л. А. Окуньков. – М.: Норма, 1996. – 234 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|