Федеральное Собрание Российской Федерации
По результатам изучения данного раздела студент должен научиться: - знать принципы построения системы государственных органов РФ; - понимать содержание и значение принципа разделения властей как основополагающего принципа построения этой системы; - определять место законодательной власти в системе разделения властей; - охарактеризовать порядок избрания (формирования) и основные полномочия Федерального Собрания РФ (и его палат); - уметь соотносить полномочия палат Федерального Собрания РФ между собой; - иметь представление о правовом механизме взаимодействия палат Федерального Собрания РФ с иными органами государственной власти; - быть подготовленным к профессиональной деятельности в органах государственной власти РФ; - участвовать в разработке и экспертизе нормативных правовых актов, регулирующих статус государственных органов. Содержание лекции 7.1.1 Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации Согласно Конституции РФ (ст.94) Федеральное Собрание Российской Федерации является парламентом Российской Федерации. Парламентаризм – особая система государственного руководства обществом, которая характеризуется разделением законодательных и исполнительных органов государственной власти при существенной политической и идеологической роли парламента. Важнейшими элементами парламентаризма являются разделение властей, представительность и законность. Представительность предполагает наличие в демократическом государстве особого органа, имеющего характер легитимированного народного собрания. Наличие такого органа является одним из признаков парламентской демократии как формы государства, базирующейся на принципе народного суверенитета.
В ст.94 Конституции РФ указывается, что Федеральное Собрание – представительный орган Российской Федерации. Формой государства является опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения. Также этой статьей Конституции РФ Федеральное Собрание характеризуется как законодательный орган Российской Федерации, т. е. ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства. Кроме того, обладая законодательной властью, Федеральное Собрание осуществляет и некоторые контрольные функции в отношении исполнительной власти. Контроль осуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого Государственной Думой, а также использовать права отказывать в доверии Правительству РФ, которое в этом случае может быть отправлено Президентом в отставку. Согласно ст.95 Конституции Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации состоит из членов представляющих все субъекты Федерации. Совет Федерации призван выражать интересы субъектов, но при этом является государственным органом всей Федерации. В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией. В ст.100 установлено, что палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств. Конституция предусматривает совершенно разную компетенцию для палат, обеспечивая систему «сдержек и противовесов» в деятельности Федерального Собрания.
Парламент выступает и как своего рода уравновешивающая сила в отношениях конкурирующих политических сил. 7.1.2 Совет Федерации Федерального Собрания российской Федерации: конституционно-правовой статус, порядок формирования и деятельности, комитеты и комиссии Согласно ч.2 ст.95 Конституции в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от представительного и от исполнительного органов государственной власти. В ч.2 ст.96 Конституции указывается, что порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом. В соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» членом Совета Федерации может быть назначен (избран) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией активным и пассивным избирательным правом. Член Совета Федерации – представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти соответствующего субъекта на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Федерации путем ротации – на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Член Совета Федерации – представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты. Член Совета Федерации – представитель от однопалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации должен быть избран не позднее трех месяцев со дня первого заседания в правомочном составе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации нового созыва. Член Совета Федерации – представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации, а также от законодательного (представительного) органа государственной власти формируемого посредством ротации, – со дня истечения срока, на который был избран предыдущий представитель соответствующего органа.
В случае досрочного прекращения полномочий, представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации должен быть избран не позднее трех месяцев со дня прекращения полномочий предыдущего члена Совета Федерации. Кандидатура для избрания представителя в Совет Федерации вносится председателем соответствующей палаты. Группа депутатов, численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации может внести на рассмотрение альтернативную кандидатуру. Решение принимается тайным голосованием и оформляется постановлением соответствующего органа. Член Совета Федерации – представитель от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации назначается высшим должностным лицом соответствующего субъекта (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) на срок его полномочий, и должен быть назначен не позднее трех месяцев со дня вступления в должность высшего должностного лица субъекта. Решение о назначении представителя в Совете Федерации оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта). Указ (постановление) в трехдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган государственной власти соответствующего субъекта, и вступает в силу, если две трети от общего числа депутатов на очередном (внеочередном) заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации не проголосуют против назначения представителя. Избранный (назначенный) член Совета Федерации в пятидневный срок со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) направляет в Совет Федерации копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом члена Совета Федерации, либо копию документа, удостоверяющего, что им в трехдневный срок было подано заявление об освобождении от таких обязанностей. Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий данного члена Совета Федерации.
Согласно ст.102 Конституции РФ к ведению Совета Федерации относятся: - утверждение изменения границ между субъектами Федерации; - утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения; - решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории; - назначение выборов Президента РФ; - отрешение Президента РФ от должности; - назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ; - назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ. В соответствии со ст.101 Конституции Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются Федеральным законом от 11 января 1995 г. «О счетной палате Российской Федерации». Совет Федерации назначает на должность и освобождает от должности по представлению Президента РФ заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов. Предложения по кандидатуре заместителя Председателя Счетной палаты и по составу ее аудиторов могут вноситься Президенту РФ комитетами и комиссиями Совета Федерации, а также не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации. Кандидатура для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты представляется Президентом РФ не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего заместителя Председателя Счетной палаты. В случае досрочного освобождения от должности заместителя Председателя Счетной палаты Президент РФ представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок до дня указанного освобождения. В случае отклонения кандидатуры внесенной Президентом РФ, последний должен в двухнедельный срок внести новую кандидатуру, или ту же кандидатуру. Совет Федерации рассматривает предложения Президента и готовит заключения о назначении или отзыве дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. Основной формой работы Совета Федерации являются его заседания, проводимые открыто. В случаях, предусмотренных Регламентом, палата вправе проводить закрытые заседания.
Совет Федерации избирает из своего состава тайным голосованием Председателя Совета Федерации и его заместителей. Председатель и заместители не могут быть представителями одного субъекта Федерации. Для подготовки и рассмотрения вопросов деятельности Совета Федерации образуется Совет палаты, являющийся постоянно действующим коллегиальным органом. В его состав входит Председатель, его заместители, председатели комитетов и постоянных комиссий, которые обладают правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом палаты. Председатель Совета Федерации: - созывает заседания Совета Федерации; - формирует проект повестки дня; - ведет заседания палат; - подписывает ее постановления; - ведает внутренним распорядком деятельности палаты; - распределяет обязанности между своими заместителями; - представляет палату во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, а также с парламентами иностранных государств, международными организациями, государственными и общественными деятелями иностранных государств; - решает иные вопросы организации деятельности Совета Федерации в соответствии с Регламентом. Заместители Председателя замещают Председателя в его отсутствие, а также осуществляют другие полномочия по вопросам внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с распределением обязанности между ними. Председатель и его заместители могут быть освобождены от занимаемых должностей решением Совета Федерации, принимаемыми большинством голосов от общего числа членов палаты. Заседания Совета Федерации проводятся в Москве. По решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено. Члены Совета Федерации, Президент, Председатель Правительства и члены Правительства, Председатель Государственной Думы и ее депутаты, Председатель Конституционного Суда и судьи Конституционного Суда, Председатель Верховного Суда и судьи Верховного Суда, Председатель Высшего Арбитражного Суда и судьи Высшего Арбитражного Суда, Председатель Счетной палаты и его заместитель, аудиторы Счетной палаты, Уполномоченный по правам человека, Генеральный прокурор РФ, Председатель Центральной избирательной комиссии, полномочный представитель Президента, полномочные представители Правительства и Государственной Думы в Совете Федерации, руководители законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседании палаты. Другие лица могут присутствовать на закрытых заседаниях палаты только по специальному приглашению, выдаваемому за подписью Председателя Совета Федерации. Совет Федерации собирается на сессии, как правило: на весеннюю – с 25 января по 15 июля; на осеннюю – с 16 сентября по 31 декабря. Заседания Совета Федерации проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Внеочередные заседания Совета Федерации могут созываться по предложению Президента, Председателя Совета Федерации, Совета палаты, комитета, комиссии Совета Федерации по вопросам, отнесенным к его ведению, либо по предложению не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации. Заседание Совета Федерации считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа членов палаты. Члены Совета Федерации обязаны присутствовать на его заседаниях. Первоочередному рассмотрению на заседании подлежат: - послания и обращения Президента РФ; - проекты актов Совета Федерации по вопросам, относящимся к ведению Совета Федерации в соответствии с ч.1 ст.102 Конституции РФ; - проекты законов Российской Федерации о поправках к Конституции, одобренных Государственной Думой; - федеральные конституционные законы, одобренные Государственной Думой; - федеральные законы, принятые Государственной Думой и подлежащие обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии со ст.106 Конституции РФ; - предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ; - предложения о направлении запросов Совета Федерации в Конституционный Суд РФ. На заседаниях Совета Федерации предусматриваются следующие основные виды выступлений: - доклад, содоклад и заключительное слово; - выступление кандидата на выборную (назначаемую) должность; - выступление в прениях по обсуждаемой кандидатуре, по мотивам голосования, по порядку ведения заседания; - предложение, справка, информация, заявление и обращение. Решения принимаются открытым или тайным голосованием. Тайное голосование проводится по решению Совета Федерации, принимаемому большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Тайное голосование проводится с использованием электронной системы или бюллетеней. Открытое голосование может быть поименным. Поименное голосование проводится по решению Совета Федерации, принимаемому не менее чем одной пятой от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее 18, с использованием электронной системы подсчета голосов или именными бюллетенями. Голосование осуществляется с использованием электронной системы подсчета голосов или бюллетенями. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации, если иное не предусмотрено Конституцией и Регламентом Совета Федерации. Голосование с использованием электронной системы может быть количественным, рейтинговым или альтернативным: - Количественное голосование представляет собой выбор варианта ответа: «за», «против», «воздержался». Подсчет голосов и объявление результатов голосования производятся в абсолютном и процентном выражениях. - Рейтинговое голосование представляет собой ряд последовательных количественных голосований, в которых может принять участие каждый член Совета Федерации по каждому из вопросов. Объявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражении по каждому голосованию производится только после проведения голосования по всем вопросам. - Альтернативное голосование представляет собой голосование только за один из вариантов вопроса, поставленного на голосование. Подсчет голосов и объявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях производятся одновременно по всем вариантам вопроса, поставленного на голосование. Решение по процедурному вопросу может быть принято без голосования, если никто из присутствующих на заседании членов Совета Федерации не возражает против его принятия. Если кто-либо из присутствующих на заседании членов Совета Федерации возражает против принятия предложенного решения, внесенное предложение ставится на председательствующим на голосование. Решение по процедурному вопросу принимается большинством голосов членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем 46 голосами, если иной порядок не предусмотрен Регламентом Совета Федерации. Обеспечение деятельности Совета Федерации осуществляет Аппарат, который состоит из Секретариата Председателя Совета Федерации, секретариатов заместителей Председателя Совета, аппаратов комитетов и постоянных комиссий Совета Федерации, подразделений правового, информационного, аналитического, организационного, документационного и финансово-хозяйственного обеспечения, кадровой службы. Основными задачами Аппарата Совета Федерации являются правовое, информационное, организационное, аналитическое, документационное и финансовое, материально-техническое и хозяйственное обеспечение деятельности Совета Федерации и его органов, членов Совета Федерации; правовое, организационное, информационно-аналитическое, протокольное и паспортно-визовое обеспечение. 7.1.3 Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: конституционно-правовой статус, порядок проведения выборов, организация деятельности, комитеты и комиссии Согласно Конституции РФ (ст.95-97) Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на четыре года. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. В настоящее время действует Федеральный закон от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее – Закон о выборах депутатов Государственной Думы РФ), согласно которому депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы. Те избиратели, которые проживают за пределами Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу. Выдвижение кандидатов в депутаты осуществляется политическими партиями, имеющими право принять участие в выборах и выдвигать списки кандидатов. В список кандидатов от политической партии может быть выдвинут только граждан Российской Федерации. Политическая партия имеет право включать в список кандидатов граждан не являющихся членами данной политической партии. Число таких кандидатов не должно превышать 50% всех кандидатов отданной партии. Решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии. Число кандидатов, включенных в федеральный список политической партии не должно превышать 600 человек. Выдвижение федерального списка должно быть подтверждено посредством предоставления подписных листов или внесения избирательного залога. Политическая партия обязана собрать не менее 200 тыс. подписей, при этом на один субъект должно приходиться не более 10 тыс. подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Список кандидатов не может быть зарегистрирован, если суммарное количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, выявленных при выборочной проверке, составит 5 или более процентов, и если количество представленных подписей избирателей за вычетом количества подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, недостаточно для регистрации. В случае, если за 35 дней до дня голосования будет зарегистрировано менее двух федеральных списков кандидатов, голосование на выборах откладывается на срок не более двух месяцев для дополнительного выдвижения федеральных списков кандидатов. Федеральный список кандидатов должен быть разбит (полностью или частично) на региональные группы кандидатов, соответствующие субъекту Российской Федерации, группе субъектов Российской Федерации, части территории субъекта Российской Федерации. Также должна быть выделена общефедеральная часть списка кандидатов, которая может включать не более десяти кандидатов. Число избирателей, зарегистрированных на территории группы субъектов Российской Федерации, которой соответствует региональная группа кандидатов, не может превышать 3 миллиона. Число избирателей, зарегистрированных на части территории субъекта Российской Федерации, которой соответствует региональная группа кандидатов, не может быть менее 650 тысяч. Региональная группа кандидатов может соответствовать части территории субъекта Российской Федерации при условии, что численность зарегистрированных на всей территории данного субъекта Российской Федерации избирателей превышает 1,3 миллиона. Более подробно порядок формирования региональных групп определяется Законом о выборах депутатов Государственной Демы РФ. К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если за федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей (принявших участие в голосовании) подано в совокупности 60 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, к распределению депутатских мандатов допускаются указанные списки, а также последовательно в порядке убывания числа поданных голосов избирателей федеральные списки кандидатов, получившие менее 7% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, пока общее число голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов, допускаемые к распределению депутатских мандатов, не превысит в совокупности 60% от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если за один федеральный список кандидатов подано более 60% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, а остальные федеральные списки кандидатов получили менее 7% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, к распределению депутатских мандатов допускается указанный федеральный список кандидатов, а также федеральный список кандидатов, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, из числа федеральных списков кандидатов, получивших менее 7% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов, получают указанные мандаты в соответствии с методикой распределения депутатских мандатов, предусмотренной федеральным законом (ст. 82-83). Депутатские мандаты, полученные федеральным списком кандидатов, переходят в первую очередь к зарегистрированным кандидатам, включенным в общефедеральную часть федерального списка кандидатов. Оставшиеся депутатские мандаты переходят к зарегистрирован ным кандидатам, включенным в региональные группы кандидатов, в соответствии с методикой распределения депутатских мандатов. Депутатские мандаты распределяются между зарегистрированными кандидатами в соответствии с порядком их размещения в федеральном списке кандидатов, установленным при регистрации этого списка Центральной избирательной комиссией РФ и рассматриваемым (в пределах общефедеральной части федерального списка кандидатов и в пределах каждой из региональных групп кандидатов) как порядок очередности получения депутатских мандатов. Отказ зарегистрированного кандидата в течение 7 дней от получения депутатского мандата влечет за собой изменение порядка размещения зарегистрированных кандидатов в соответствующем федеральном списке кандидатов. Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Согласно ст. 103 Конституции РФ к ведению Государственной Думы относятся: - дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; - решение вопроса о доверии Правительству; - назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка; - назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; - назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; - объявление амнистии; - выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности. В соответствии со ст. 105 Конституции Государственной Думой принимаются федеральные законы. Государственная Дума может быть распущена Президентом в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции. При роспуске Государственной Думы Президент назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов. Заседания Государственной Думы проводятся открыто, хотя в установленных законом случаях палата имеет право проводить закрытые заседания. Порядок деятельности Государственной Думы определяется Конституцией РФ и Регламентом Думы. Для совместной деятельности и выражения единой позиции депутаты Государственной Думы образуют депутатские объединения – фракции и депутатские группы. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя, Первого заместителя и заместителей Председателя. Они избираются тайным голосованием с использованием бюллетеней. Государственная Дума может принять решение о проведении открытого голосования. Вопрос о числе заместителей Председателя решается Государственной Думой. Кандидатов на должность Председателя Государственной Думы и его заместителей вправе выдвигать депутатские объединения и депутаты. Кандидат является избранным, если в результате голосования он получил более половины голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В случае, если на должность Председателя Государственной Думы избран депутат Государственной Думы, являющийся руководителем депутатского объединения, он вправе совмещать пребывание на этой должности и руководство депутатским объединением. Председатель Государственной Думы: - ведет заседания палаты; - ведает ее внутренним распорядком; - организует работу Совета Государственной Думы, осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы; - назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата Государственной Думы с согласия Совета Государственной Думы; - представляет палату во взаимоотношениях с другими государственными органами, общественными объединениями, а также с парламентами зарубежных государств и в международных парламентских организациях; - участвует в согласительных процедурах для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов Федерации; - издает распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции, которые могут быть отменены Государственной Думой, и др. Заместители Председателя Государственной Думы по поручению Председателя ведут заседания палаты, замещают Председателя в его отсутствие, решают другие вопросы внутреннего распорядка деятельности палаты согласно распределению обязанностей между ними. Для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты создается Совет Государственной Думы. В его состав входят с правом решающего голоса Председатель Государственной Думы и его заместители. В работе Совета могут принять участие с правом совещательного голоса председатели комитетов Государственной Думы или по их поручению представители этих комитетов. Заседание Совета правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов Совета. Решения Совета принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета. Председатель Государственной Думы или один из его заместителей, который ведет заседание Совета, имеет право решающего голоса. Совет Государственной Думы согласно ее Регламенту: - формирует проект примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию; - принимает решение о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию; - формирует проект календаря рассмотрения Государственной Думой вопросов на очередной месяц; - формирует проект порядка работы Государственной Думы на очередное заседание; - созывает по предложению Президента РФ, по требованию депутатского объединения, поддержанному не менее чем одной пятой голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, или по предложению Председателя Государственной Думы внеочередные заседания палаты и определяет даты их проведения; - назначает соответствующий комитет Государственной Думы ответственным за подготовку законопроекта к рассмотрению Государственной Думой и направляет его для рассмотрения в комитеты палаты, депутатские объединения и определяет срок подготовки отзывов, предложений и замечаний (поправок) к законопроекту; - направляет законопроект, подготовленный ответственным комитетом палаты, на рассмотрение Государственной Думы, и материалы к нему Президенту РФ, субъекту права законодательной инициативы, внесшему в Государственную Думу этот законопроект, в Правительство РФ, депутатам Государственной Думы в сроки, установленные Регламентом Государственной Думы; - согласовывает с Правительством РФ вопрос о сроке подготовки на законопроект заключения Правительства в случае невозможности дачи такого заключения в течение 14 дней по не зависящим от Правительства обстоятельствам; - по предложению комитетов Государственной Думы принимает решение о возвращении законопроекта субъекту права законодательной инициативы, если им не выполнены требования Конституции РФ или Регламента Государственной Думы; - принимает решение о проведении парламентских слушаний; - принимает решение о награждении Почетной грамотой Государственной Думы; - решает иные вопросы организации работы Государственной Думы в соответствии с ее Регламентом. Депутаты Государственной Думы образуют депутатские объединения. Депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в нее по федеральному избирательному округу, именуется фракцией и подлежит регистрации независимо от числа ее членов. При смешанной системе выборов в Государственную Думу Российской Федерации, депутаты, не вошедшие во фракции, были вправе образовать депутатские группы. Регистрации подлежали депутатские группы численностью не менее 55 депутатов. На выборах 2016 года по-видимому будет использовать прежняя (смешанная) система, то есть половина (225 депутатов) будут избираться по федеральным спискам, другая половина по одномандатным округам. Это приведет к возрождению практики формирования депутатских групп. Регистрацию фракций осуществляет Временная комиссия Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы на основании сообщения Центральной избирательной комиссии РФ о результатах выборов по федеральному избирательному округу, письменного уведомления руководителя фракции об образовании фракции, протокола организационного собрания фракции и письменного уведомления о создании фракции и ее списочном составе. Временная комиссия Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы: - осуществляет контроль за соблюдением Регламента Государственной Думы, дает разъяснения его положений; - составляет списки депутатских объединений по заявлениям депутатов, регистрирует депутатские объединения и информирует об этом Государственную Думу и средства массовой информации; - вносит на рассмотрение палаты проекты постановлений Государственной Думы о составах комитетов Государственной Думы; - осуществляет контроль за использованием электронной системы на заседаниях Государственной Думы; - ведет учет заявлений депутатов о передаче своих голосов другим депутатам; - осуществляет контроль за деятельностью Аппарата Государственной Думы и выполняет другие функции по обеспечению деятельности Государственной Думы. Государственная Дума собирается на первое заседание на 30-й день после избрания. Президент может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. В дальнейшем, до избрания Председателя Государственной Думы или заместителя Председателя, поочередно на ее заседаниях председательствуют представители всех депутатских объединений по согласованию между ними. Решением палаты на ее заседания могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Государственной Думой законопроектам и другим вопросам. Представители средств массовой информации могут присутствовать на заседаниях палаты при условии их аккредитации в Государственной Думе. Государственная Дума может принять решение о проведении закрытого заседания. Оно принимается большинством голосов от числа депутатов Государственной Думы, принявших участие в голосовании. Президент РФ, его полномочный представитель в Государственной Думе, Председатель Совета Федерации, члены Совета Федерации, Председатель Правительства, члены Правительства, полномочный представитель Правительства РФ, члены Конституционного Суда, Верховного Суда, Председатель Счетной палаты и его заместители, аудиторы Счетной палаты, Уполномоченный по правам человека, Генеральный прокурор и Председатель Центральной избирательной комиссии вправе присутствовать на любом заседании палаты. Другие лица могут присутствовать на закрытых заседаниях палаты только по специальному приглашению. Государственная Дума собирается на сессии, как правило
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|