Согласно законодательству о выборах, избирательные объединения или блоки могли иметь на своем счету для ведения предвыборной пропаганды сумму в 42 млн рублей.
Самые богатые и «бедные» избирательные объединения и блоки (по данным Сбербанка России)
Итоги парламентских выборов 1999 г. снова обнажили слабости, присущие партиям неидеологизированного типа: • отсутствие идеологии (ЛДПР); • отсутствие единой команды (ОВР); • отсутствие харизматических личностей, ожидаемых самыми широкими массами избирателей (СПС, «Яблоко»). В то же время обращает на себя внимание высокопрофессиональная работа PR-специалистов разных блоков и объединений: практически любой «информационный повод» обращался PR-менами в паблисити: «Яблоко» 1. Выведение нового продукта – открытие сайта С. Степашина получило, как и ожидалось, широкий резонанс. СПС 1. Использование «звезд» эстрады – региональные концерты в поддержку СПС. 2. Альтернативное решение проблемы – кампания С. Кириенко против московской прописки, регистрация С. Кириенко кандидатом в мэры Москвы. ОВР 1. Заявление К. Затулина о попытке подкупа кандидатов от ОВР в целях снятия блока с предвыборной дистанции. 2. Юбилей известного человека. «С Калашниковым Отечество непобедимо!» Именно такие плакаты украшают Ижевск, где в эти дни празднуют 80-летие Михаила Калашникова – автора всемирно известного автомата. Безусловно, плакат весьма удачен: это и поздравление юбиляра, и в то же время реклама движения «Отечество – Вся Россия», членом которого является Калашников. Вчера в Ижевске объявился Юрий Лужков – привез Михаилу Тимофеевичу эксклюзивный хрустальный сервиз с охотничьим сюжетом. А незадолго до этого он же выделил 5 млн рублей на строительство музея Калашникова. Московский мэр здесь сочетал приятное с полезным: он подписал с главой Удмуртии договор о строительстве в Москве Торгового дома «Удмуртия», где будут торговать даже «колошниковыми» – правда, не автоматами, а одноименной водкой. Кстати, товарооборот между Удмуртией и Москвой за три последних года уже вырос с 50 млн до 1 млрд 180 млн рублей. Ижевск поставляет в Москву медоборудование, спецтехнику для милиции, а в ближайшие дни будет поставлять и автомобили «Скорой помощи». На юбилей Калашникова приехали также премьер Владимир Путин и министр обороны Игорь Сергеев.
Валерий БАТУЕВ, Ижевск (Московский комсомолец. 1999. 12 ноября) ЛДПР 1. Смена имиджа – переименование ЛДПР в «Блок Жириновского» и широкий резонанс по этому поводу в СМИ. Как следовало из поствыборных заявлений и комментариев руководителей политических блоков и объединений, нарушения в ходе выборов имели системный характер, т. е. они трудно доказуемы. По мнению Г. Явлинского, победила «криминально-номенклатурная система Б. Ельцина», использовавшая для этого войну в Чечне и манипулирование СМИ. «Яблоко» на последних выборах наряду с телевизионной рекламой делало упор на рекламу печатную. Листовки и плакаты в пользу кандидатов-«яблочников» выходили под общим слоганом «За достойную жизнь», имели разный формат и распространялись по традиционным для подобного рода каналам «в каждый дом». Газета «Московское Яблоко» (тираж 1 млн 250 тыс. экземпляров) обратила внимание на средства, расходуемые на создание в Москве газет-двойников: МК – «Московская комсомолка», которая «мочит московского мэра и его правительство», в Северном округе появилась газета «Территория 206» в честь 206-го избирательного округа, по которому избирался бывший директор ФСБ Н. Ковалев. Против него и задумывалось издание (Московское Яблоко. 1999. № 12. 4–10 декабря).
Подводя итог анализа многочисленных антилужковских публикаций, издание делает ряд существенных выводов: «Мы хорошо помним, как не так давно наша нация уничтожала себя физически в лагерях, а теперь она самоуничтожается посредством «черного пиара». Черные технологии, выгодные властям в краткосрочном плане, с точки зрения стратегической толкают всех нас в черную пропасть, где нет морали, идеалов, а только разрушение и смерть. Надо помнить, что вершина грязных технологий – политическое убийство... Обвинения Лужкова в антигосударственной деятельности – безобразны... Но то, что говорит с экрана Доренко, в первую очередь рассчитано на провинцию, где сегодня слова «москвич» и «московский политик» звучат зачастую едва ли не как ругательства...» Категорически отрицать попытки «поправить» некоторые документы на думских выборах в декабре 1999 г. не стал даже председатель Центризбиркома А. Вешняков (Вешняков не верит в массовые фальсификации. Независимая газета. 1999. 28 декабря). В то же время не стоит забывать, что во время выборов Президента России в 1996 году имело место пять случаев фактического подтверждения фальсификации результатов голосования по федеральному округу на избирательных участках: виновные понесли уголовное наказание и наказание в форме штрафа от 5 до 9 млн рублей. По мнению руководителя избирательного штаба движения «Единство» А. Головкова, победа объединения все же базировалась на грамотном изучении избирательных предпочтений: удалось удовлетворить спрос на молодых и эффективных политических лидеров. Кампания «от двери к двери» и ставка на телевизионные ролики информировали избирателей о зарождающейся политической силе. Открытая поддержка премьер-министром В. Путиным лидеров Единства» окончательно сформировала электоральное предпочтение: «три богатыря» - А. Карелин, С. Шойгу и А. Гуров в полной мере отвечали ожиданиям избирателей: сила, смелость, законность и правопорядок являются, по мнению россиян, основой для деятельности будущего Президента РФ.
Между тем накакуне президентских выборов в марте 2000 г. опрошенные ВЦИОМ россияне четко заявляли, что будущий президент должен: обеспечить законность и правопорядок в стране – 54%, вернуть России статус великой державы – 55%, прекратить войну в Чечне – 56%.
Небезынтересно отметить, что политический сценарий, прописанный «Фондом эффективной политики» Г. Павловского, накануне пика противостояния двух кандидатов Б. Ельцина – Г. Зюганова (март 1996 года) в полной мере удалось реализовать в период выборной кампании 2000 года. В. Путин не просто завладел вниманием «аудитории», но собрал и колеблющийся электорат. Кроме того, у кандидата В. Путина заново сформировалась «надпартийная федеральная аудитория» и было создано достаточное количество «информационных сюрпризов». Как и предполагалось в сценарии, сильные конкуренты «растворились среди новых информационных героев». НЕОБХОДИМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Любой информационно непроигрышный сценарий должен удовлетворять следующим условиям: – Президент со дня старта завладевает вниманием всероссийской «аудитории» и не отпускает ее ни на день. Все время сценария – до июля – простраивается событиями, как непрерывный увлекательный процесс, втягивающий даже тех, кто не интересовался политикой; – все коммуникационные системы СМИ работают как единый механизм привлечения внимания к инициативной деятельности Президента и его группы. У Президента заново формируется надпартийная федеральная аудитория (внутри которой со временем складывается его новое большинство); – аудитория регулярно и дозированно получает «информационные сюрпризы», которые никем не ожидались и о которых поэтому стоит поболтать в кругу семьи и друзей; – действия, слова и оценки конкурентов также находятся в обороте, однако в тусклом контексте, не становясь событиями («центризм» Зюганова создает почву для этого); – сильные действующие лица оппозиции растворяются среди новых информационных героев. Конкуренты Президента мало-помалу превращаются в ОДНИХ ИЗ участников сцены, из исключительных становясь «рядовыми»;
– у «аудитории» и конкурентов складывается стереотип ожидания, «что еще нового придумал Президент», и подавляется воля к собственным инициативам (те все чаше оказываются «невпопад»). Отрывок из стратегического доклада, опубликованного «Фондом эффективной политики» в марте 1996 года. Как никогда часто отголоски информационной войны между основными претендентами на победу в думских выборах 1999 г. выплескивались на страницах газет и журналов. Информационная заметка, помещенная ниже, призвана «очернить имидж» создаваемого Кремлем блока «Медведь» (Московский комсомолец. 1999. 9 ноября). Обратите внимание на приемы создания негативного имиджа оппонента: сравнения, эпитеты, лирические отступления, метафоризацию и т. д.
ГДЕ НАГАДИЛ МЕДВЕДЬ? На какие только рекламные ухищрения не идут перед выборами партии! Но очередная находка имиджмейкеров блока «Медведь» – поистине новое слово... У состряпанного на скорую руку Кремлем «Единства» (в бюллетене – «Медведь») немного шансов пройти в Думу. Поэтому «заединщики» вертятся, как ужи на сковородке. Промывка мозгов избирателей ведется, например, таким способом: информ-агентства, дотоле не отличавшиеся особой любовью к фауне, принялись на все лады склонять ни в чем не повинных млекопитающих. Чего стоит, скажем, такое сообщение: «Обитающий в Сихотэ-Аяинъском заповеднике гималайский медведь сумел самостоятельно снять с себя радиоошейник». Медведя, между прочим, зовут Сережа – так же, как и главу блока Шойгу. «По словам ведущего специалиста заповедника, зверь отличался необыкновенной осторожностью. Два года он зимовал в дупле старого дерева, а недавно на сучке этого дерева был найден ошейник, который медведь снял с шеи». Еще одна новость: «Массовые случаи появления медведей на окраинах населенных пунктов отмечены в Республике Бурятия». Если так пойдет и дальше, мы узнаем все подробности о сосании лап, зимней спячке и медвежьем спаривании. Но, согласитесь, это далеко не повод, чтобы голосовать за блок Сергея Кужугетовича... Ирина РИНАЕВА
Письмо кандидату – еще один оригинальный PR-материал, ход, активно используемый сторонниками и противниками участвующих в политической гонке. В приведенном ниже «письме кандидату» (текст дается с сокращениями) применяется маловстречающийся в современных PR-публикациях спор с отсутствующим собеседником. За предвыборной риторикой и пафосом четко прослеживается авторская позиция «за кандидата». Кроме того, материал оплачен из избирательного фонда зарегистрированного кандидата в депутаты Госдумы РФ. Обратите внимание на «развязку», которая, по сути, является новым «развитием действия», но не окончанием разговора. Полный текст письма в газете «Московский комсомолец» от 14 декабря 1999 г.
НЕОБХОДИМОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ ДЛЯ МОЛОДЫХ ДА РАННИХ ЩЕЛКОВЦЕВ, ФРЯЗИНЦЕВ, ЭЛЕКТРОСТАЛЬЦЕВ И НОГИНЦЕВ Мне 27 лет, и я очень обижена на власть. Причина моего стойкого неудовольствия проста, как апельсин. За 9 лет реформ я стала почти неисправимым циником. Яне верю никому, иногда даже самой себе, потому что меня, как и любого человека, делают обстоятельства. А обстоятельства в моей измученной перманентными выборами, вороватыми чиновниками, дураками во власти, разбитыми дорогами стране таковы, что верить можно только маме и собственному ребенку, да и то пока он ползает за потерянной при бурном знакомстве с жизнью соской... Уважаемый Владимир Янович! Не так Вы повели предвыборную агитацию и пропаганду. Действовать нужно было проверенными дедовскими методами. Зачем Вы организовали рабочие места для учащейся молодежи? В массе своей они не имеют права голоса, потому как не достигли совершеннолетия. И как бы ни были они Вам благодарны за возможность заработать, на избирательных участках они в лучшем случае прольют слезу над избирательной урной. Зачем Вы устроили детский конкурс «Напитки и мы» с веселым праздником в финале и вручением призов победителям? Дети тем более не смогут за Вас проголосовать. Зачем Вы с «нуля» организовали производство, отвечающее мировым стандартам по всем показателям – и по качеству продукции, и по эффективности организации, производство, сочетающее современные технологии с рациональным использованием природных ресурсов и минимальным воздействием на окружающую среду? Почему Вы занимаетесь благотворительностью как-то очень тихо, не по-нашему, не по-российски? Почему же Вы не послушались советов людей бывалых? Если хочешь во власть, скажет Вам любой «тертый калач», займись критикой преступного режима. Бичуй, обличай, четвертуй, ерничай и издевайся. Глаголом жги сердца людей. А Вы все делами да делами занимаетесь. Нехорошо, Владимир Янович, опять же не по-нашему. Почему Вы и слоган себе неправильный выбрали: «Возрождение отечественной экономики –
залог процветания государства»? Нешто сравнитесь Вы с Ивановым – конкурентам по округу? «Ивановы спасут Россию!» Заметьте, Владимир Янович, не Хреновы, не Фикусовы и Кактусовы – тоже русские фамилии! – а именно Ивановы спасут Россию. Иванова № 1 – в Президенты, Иванова №2 – в губернаторы, 450 Ивановых – в Государственную Думу. Или с Сидоровым, нынешним депутатом ГД, «Голосуйте за Сидорова», «Доверие народа оправдал». Так и хочется продолжить: «Да только ничего ему не дал!»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|