Психологические аспекты имиджирования
Высокая активность личности, особенно президента, ее эффективное развитие возможно также только на фоне интенсивной мобилизации энергетического потенциала. Высокая активность обнаруживается через все грани психологической структуры личности (характера). Она выступает как основа развития и волевых свойств личности, ее любознательности, способности совершать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование). Иными словами, способности развиваются только в напряженной деятельности, осуществляемой на пределе возможностей*. Это правило распространяется на физические и умственные способности человека. Так, газета объединенных демократов «Демократический выбор», характеризуя лидера ДВР Е. Гайдара, отмечает: он «неоднократно доказывал свою способность брать на себя ответственность в самые трудные для судеб страны дни. Ответственность, как правило, за вину других»**. По данным этого же издания от 10 апреля 1997 года, Е. Гайдар по-прежнему входит в когорту политиков, которым можно доверять. Однако найдется немало тех, кто с таким утверждением несогласен. * Рейнвалъд Н.И. Личность и характер. Учебное пособие. М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 1992. С. 67. ** Демократический выбор. 1996. 31 октября.
Как видим, эффективным лидером способен стать далеко не каждый индивидуум. Для этого необходимы как природный дар, так и высокий уровень культуры, образования, профессионализма. Иными словами, природная предрасположенность должна шлифоваться с помощью образования и приобретаемого жизненного опыта. Как утверждают представители онтопсихологической школы, продолжившие исследования 3. Фрейда, лидеру в молодости положено страдать, совершенствуясь в достижении более высокого уровня. Если у животных существует своеобразная натуралистическая иерархия – вожак является первым во всем, то в многоклеточном мире человека главным функциональным центром – вожаком – выступает мозг.
Вождь, по мнению А. Менегетти, – это лидер, способный без подавления и разрушения заставить функционировать большинство ради достижения наивысшего материального и духовного уровня, обеспечивая таким образом гармонию отношений. Лидер обязан видеть «божественные пропорции» в реальности, в энергии жизненных отношений и последовательно применять нужную «формулу» для получения правильного решения. Он должен обладать практической способностью к креативному действию: «божественные пропорции» открывают путь к миру причин, отмечая переход от феномена (явления, постигаемого в чувственном опыте) к ноумену (явлению, постигаемому разумом).* * Менегетти А, Психология лидера. М.: ТОО Бизнес-центр «Агроконсалтинг», 1996.
Лидерство подразумевает определенный баланс в главных сферах жизни человека: 1) индивидуальной, личной (биологически обусловленные свойства личности: пол, возраст, внешний вид, физические данные и т. д.); 2) семейной (воля, решительность, эмоции, характер); 3) профессиональной (образование, профессиональные навыки, навыки социализации и т. д.); 4) социально-психологической (социальный опыт, мировоззрение, политические пристрастия, религия, эмоции, характер и т. д.). Перечисленные сферы весьма близки с рассматриваемыми нами уровнями личности человека. Данная схема означает, что неудачи и ошибки во внешней деятельности индивида вполне объяснимы внутренними причинами: эмотивностью, фрустрацией в сексуальной жизни, аффективными привязанностями. Эмпирические исследования свидетельствуют, что процессы становления политического сознания в соответствии со стадиями когнитивного развития ребенка и подростка могут под воздействием политической системы либо ускоряться, либо замедляться. Если система делает все возможное, чтобы выключить молодежь из активного участия в политической жизни, то у молодежи складывается искаженное восприятие политики или восприятие, выгодное официальным властям. В странах со стабильной политической системой политические симпатии молодежи практически всегда имеют прямую связь с электоральными предпочтениями родителей. В США родители-демократы воспитывают детей, формируя положительный образ Демократической партии. При этом очень маловероятно, чтобы дети, чьи родители являются сторонниками республиканцев, голосовали за демократов. Они «будут регистрироваться как республиканцы или, в крайнем случае, как независимые». Согласимся с утверждением специалистов по политической психологии: школа и семья есть важнейшие агенты политической социализации. «Конфликт поколений» и политические споры между родителями и детьми в государствах с нестабильной политической системой и отсутствием демократических традиций приводят к тому, что нередко симпатии подрастающего поколения резко противоположны родительскому выбору.
В постсоветское время, когда государство, сделав ставку на политику деидеологизации, ослабило степень политического контроля, процесс политической социализации подрастающего поколения претерпел качественные изменения. Еще десять лет назад советские и китайские дети начинали понимать формальные законы и реальные принципы, по которым функционируют их страны, «значительно раньше, чем американские или французские»*. Не случайно в одном из своих опросов накануне выборов Президента России ВЦИОМ подчеркивал, что «уровень политической вовлеченности у молодых россиян ниже, чем у населения России в целом, тогда как отторжение от политики («непонимание», «отсутствие интереса» и т. п.) – выше». В настоящее время процессу социализации молодежи сопутствуют следующие факторы: • усиление состояния тревожных ожиданий в связи с резким падением уровня жизни, ее качественных характеристик; • отсутствие эффективных мер защиты от кризиса и усиление процессов маргинализации молодых людей;
• резкий рост числа безработных; • наличие дорыночного менталитета, неспособность позиционировать себя в условиях рыночной экономики. * Годман Л.Я., Шестoпал Е.Б. Политическая психология. Ростов-на-Дону. Феликс. 1996. С. 80.
Примечательно, что основными формами политической вовлеченности для всех групп российских граждан, слабо включенных в политические партии, митинги и другие виды массовых выступлений, являлись просмотр соответствующих программ телевидения и обсуждение политических тем в кругу родных и друзей: при этом предпочтение отдается отечественным «звездам». Попытка приглашать зарубежных звезд предпринималась на вторых выборах в Государственную Думу (декабрь 1995 года) блоком «Наш дом – Россия». Тогда, по замыслу организаторов, американская темнокожая группа «Cool and the Gang», рэппер M.C. Hammer и топ-модель К. Шиффер должны были формировать благопристойный и добропорядочный образ НДР. Тогда как, по наблюдениям А. Мановцева, оценивающего облик лидера НДР В. Черномырдина, внешний вид Виктора Степановича не воспринимался электоратом: «колючий взгляд, колючие брови и напряженное выражение лица... не располагают людей... создается впечатление недоверчивого мнительного человека... железная оправа делает взор Черномырдина колючим, лицо – неприступным...»*. Американские специалисты по проведению политических кампаний также были немало удивлены тем, что зарубежные артисты делают промоушн НДР, в тщетной попытке привлечь молодежь на сторону пропрезидентской партии. Как известно, выборы во вторую Государственную Думу удачно закончились для коммунистов, которые укрепили свои позиции, получив 157 мест из 450**. * Виктору Черномырдину не хватает элегантности. Собеседник. 1995. №11. ** Mouzykant V.L. Russian politics has its own style despite Western Influence. The Chapel hill News. Sunday. March 31. 1996.
Как известно, политическая социализация продолжается и с достижением людьми зрелого возраста (40–60 лет). На их политическое поведение в значительной степени влияют жизненный опыт, наличие детей и внуков, устоявшиеся взгляды. Однако и в этот период люди продолжают совершенствоваться в политике, они лучше и глубже оценивают общественные события и в силу этого могут вносить корректировки в свои политические взгляды и поведение. Отметим, что при знакомстве с новым текстом:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|