Наличие мотивации увеличивают «ножницы» в менталитете двух народов (по исследованиям Comcon-2)
Согласно теории, предложенной в начале 60-х гг. Мелвчн Хатвиком (Hattwick М. Haw to use psychology for better advertising. New Jersey, 1956. P. 29–30), человеческие потребности можно сгруппировать в несколько блоков. Без учета этих мотивов невозможно создать эффективный рекламный слоган:
(По материалам зарубежных исследований)
III. Социальный уровень личности представляет собой иерархически построенную систему побуждений или мотивов в их актуальной и латентной форме. Наряду с побуждениями, обычно не осознаваемыми, выделяются: влечения, установки, а также осознаваемые человеком стремления, желания, интересы, убеждения, идеалы и интересующие их личностные смыслы, мировоззрения и ценностные ориентации личности. Социальный уровень личности: установки, ценности, цели, мировоззрение, способность наследовать социальный опыт предыдущих поколений. Под потребностью понимается нужда организма в чем-то, находящемся вовне. Объективная нужда – одна из форм потребности. Ее субъективное преломление выполняет роль двигателя поведения, побуждения к действию. Что и есть мотивы деятельности, представляющие собой различные проявления потребностей – социальных и биологических, естественных и культурных. Цель деятельности – это предвосхищаемый результат деятельности, которого человек стремится достичь. Мировоззрение – система взглядов на природу, общество, самого себя, включающая отражение человеком потребностей общества, а также собственных перспектив и возможностей на фоне характерного для него понимания соотношения личности и общества. Место личности в политической системе взглядов мало изучено политическими психологами. Авторы идеи политических ролей рассматривают роль лидера и подчиненных, базируясь на психологическом характере поведения. Иными словами, только человек определенного психологического склада с соответствующими ориентациями способен органично вписаться в ту или иную политическую роль*. Понятно, насколько такие выводы существенны для анализа поведения политиков, претендующих на президентский пост. * Nei N., Verba S. Political participation In Greenstein F., PolsbyN. editors... Handbook of Political Science. V. 4. Boston, 1975. P. 17-22.
Социология влияния представляет собой способность или возможность оказывать воздействие на людей. Зарубежные социологи выделяют пять традиционных источников, способных оказывать влияние на социальное поведение: сила статуса, сила презрения, сила закона, относительное преимущество, наличие опыта*. Установлено, что к людям, обладающим властью, относятся лучше, чем к тем, кто таковой не обладает. Такое отношение базируется на представлении, что обладающий властью является источником как стимулов, так и различных наказаний**. Более того, по мнению окружающих, чаще в качестве стимула используют награждение, а не наказание***. * French J.R.P., Jr., Raven В. The based of social power. In Cartwright (Ed), Studies in Social power. Ann Aebor. MI: Institute For Social Research, 1959. ** Hurvith J.I., Zander A.F., Hymovitch B. Some effects of power one the relation among group members. In Cartwright D and ZaderA (Eds.) Group dynamics: research and theory, Evanston, IL.: Row, Peterson, 1953. *** Lippit R., Polansky N., Redl F. and Rosen S. The dynamics of Power. Human Relations. 1952. № 5. P. 37–64.
В целом люди, занимающие невысокую ступеньку на социальной лестнице, обладают меньшим влиянием на окружающих. Невысокий социальный статус члена коллектива играет существенную роль при выработке решения: к его мнению мало прислушиваются, даже если его мнение является единственно верным. Небезынтересно, что если автором идеи является человек, обладающий высоким социальным статусом, то вместо поиска альтернативного решения проблемы большая часть времени при обсуждении уходит на высказывания «за» и «против» предложенного проекта*. * MaierN.R.F., Hoffinam L.R. Organization and creative problem solving. Journal of Applied Psychology. 1961. № 45. P. 277-280.
Наконец, следует выделить политическую социализацию у людей, достигших пенсионного возраста. Некоторые из них начинают более активно, чем прежде, интересоваться политическими событиями. Пенсионеры, как правило, получают определенное удовлетворение от возможности хотя бы минимального участия в общественной жизни*. * Ирхин Ю.В., Шарый В.И. Актуальные проблемы психологии и политической психологии. Ч. III. M.: Военная академия экономики, финансов и права, 1994. С. 70–71.
Полный список ролей и описание игр, подтверждающих приведенные примеры, можно найти: Pawell John, SJ.WhyAm I Afraid To tell You Who IAm?Niles. III.: Argus Communications, 1969. P. 38–39.
Как видно, обладая одинаковыми способностями, человек может стать «дельфином» (сочетание положительной социальной ориентации с высоким жизненным потенциалом) или «акулой» (отрицательная социальная ориентация при высоком жизненном потенциале, «рыбой» (умеренная социальная ориентация при среднем или низком жизненном потенциале), или «раком» (отрицательная социальная ориентация в сочетании со средним или низким жизненным потенциалом).* * Андерсон Р., Шихирев П. «Акулы» и «дельфины». С. 90–91.
Опыт проведения политических кампаний в России и в странах СНГ свидетельствует об открывающихся перед харизматическими лидерами манипулятивными возможностями для достижения своих стратегических целей. Особенно ярко подобные проявления регистрируются в так называемых точках бифуркации, где социальная и политическая напряженность достигает своего апогея.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|