Специалисты рекомендуют рассматривать поколение в
НЕСКОЛЬКИХ ЗНАЧЕНИЯХ: •Демографическое поколение – совокупность сверстников, которые родились в одно и то же время и образуют возрастной слой населения. •Историческое поколение – объединяет людей, живущих в одно и то же конкретно-историческое время: сейчас в России живут приблизительно 4–5 поколений. •Хронологическое поколение – пережившее наличном опыте всевозможные изменения и создавшее неповторимые, только данному поколению присущие ценности. •Антропологическое поколение – показатель, включающий нравственные и духовные ценности, историю и генеалогию семьи. •Символическое поколение – группа современников, жившая в особый период истории: «поколение 60-х».
По свидетельству психологов, формирующиеся в период ситуативной сенситивности установки оказываются самыми устойчивыми. Проведенные под руководством Н.И. Рейнвальд исследования ситуативной сенситивности студентов подтвердили, что студенты-первокурсники особо восприимчивы к указаниям своих старших товарищей в настоящий период пребывания в вузе. Обнаружилось, что влияние студентов-старшекурсников было более действенным, чем указания преподавателей*. * Рейнвальд Н.И. Личность и характер. Учебное пособие. М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 1992. С. 68.
Янкелович, Снелли и Уайт, занимавшиеся количественным и качественным анализом воздействия СМИ на молодежную аудиторию, пришли к неожиданному выводу. Выполняя заказ издательской группы журнала «Севентин» («Семнадцать» ~ издание, рассчитанное на молодежь), исследователи систематизировали ответы молодых респондентов (возраст 30–34 года): какой одежде, косметике отдается предпочтение. Оказалось, что половина всех опрошенных предпочитала те же фирмы, торговые марки и изделия, которыми они пользовались в тинейджерские годы. Не случайно исследователи в своих рекомендациях журналу особо подчеркнули, что рекламодатели не должны скупиться на размещение рекламы в молодежных изданиях, если хотят завоевать сердца своих будущих клиентов*.
* Dougherty H.P. Advertising: Forming Habits At Seventeen, The New York Tunes. 1979. October 25. P. 10–12.
ПСИХОЛОГИ ВЫДЕЛЯЮТ ТРИ УРОВНЯ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ: БИОЛОГИЧЕСКИЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ. I. Биологический уровень личности включает в себя такие компоненты, как темперамент, пол, возраст, состояние здоровья и даже телесная структура (рост, вес, внешность). Как известно, темперамент – характеристика наследственная, но способная меняться под влиянием социальной среды. Темперамент для политического деятеля – вещь чрезвычайно важная. Он не только придает форму их поступкам, но и воздействует на эмоции сторонников политика. Как правило, темпераментные люди являются хорошими трибунами, способными передать свое эмоциональное состояние многотысячной аудитории. Среди российских трибунов выделялся Лев Троцкий. В советское время мировая общественность была шокирована несдержанностью Н. Хрущева, позволившего себе использовать ботинок для привлечения внимания присутствующих на заседании ООН. Среди мировых политиков обращает на себя внимание темперамент и энергичность Ф. Кастро, способного держать в эмоциональном напряжении огромную аудиторию на протяжении нескольких часов. Выделяя холерический, флегматический, сангвинический и меланхолический темперамент, подчеркнем, что при соотношении темперамента и характера главной основой является все же активность или пассивность жизненной позиции человека. Уровни личности и соответствующие им коммуникативные потребности
Тип нервной системы (темперамент) дан человеку от рождения, а характер формируется на основе врожденных свойств пожизненно. Выражением направленности личности являются ее мировоззрение и личностные смыслы, определяющие ценностные ориентации. Система взглядов на природу, общество и на самого человека получила название мировоззрения, основывающегося на знании наиболее общих законов природы, общества и человеческого мышления и в силу этого обеспечивающего возможности научного предвидения. В составе мировоззрения выделяются: 1. Убеждения – основываются на знаниях, правильно отражающих действительность. 2. Идеалы – концептуальное или образное выражение направленности личности. 3. Ценностные ориентации – индивидуальная «шкала ценностей», где высшее место в иерархии занимают предметы и явления, связанные с самыми значительными потребностями и интересами.
Пол играл и играет существенное значение в жизни политика. Известно, что мужчины и женщины ведут себя по-разному в одинаковой ситуации. Исследователи отмечают большую агрессивность мужчин, их уверенность в себе и своих поступках. В то же время женщины являются более чувственными и лучше адаптируются в коллективе*. Женщины не часто занимали официальные посты в политике. Однако исследования показывают, что даже в истории мусульманских государств существует немало примеров, когда у власти находились женщины. Некоторые имамы (Абу Ханифа, VIII век) допускали возможность службы женщин в качестве войскового судьи – кадия, а известные историки аз-Захаби (XIII век) и Абул-Фида (XIV век) своими познаниями в Хадисах обязаны женщинам-учителям, имевшим официальные дипломы мударисов. * Frieze. Being Male or Female. In Social Psychology and Modern Life. New York: Knopf., 1980.
Новейшая история знает немало женщин, оказавшихся на гребне политической активности, – М. Тэтчер, К. Акино, И. Ганди, Б. Бхутто, Т. Дои, С. Бандаиранаике и т. д. В то же время прямая и скрытая дискриминация породили в начале XIX века движение за равноправие женщин – феминизм. Доктор Г. Плосс писал: «При бесконечном богатстве древнего мира во всех областях духовной жизни обходят молчанием величайшие женские образы, каковы идеальная супруга Пенелопа или Лапса, величавая Клеопатра либо позорная Мессалина. Аристотель не говорит о женщине ничего. Платон знакомит нас со всеми идеалами, но идеал женщины ему неизвестен. Только Софокл создал такую вещь, как «Антигона». Из великих и дюжинных драматических писателей древности никто не сумел понять женщину и воспользоваться ею, как «мотивом», а потому их драмы, как бы они ни были велики в других отношениях, являются для нас созданием холодным и безжизненным, сухим и повествовательным»*.
Было бы неправильным связывать напрямую нахождение женщин у власти и их положение в обществе. Так, в Бангладеш лидеры крупнейших партий – женщины, в притязании на власть до Уз своих заявлений они посвящали обвинениям в адрес друг друга. В то же время лишь 2/3 места на страницах изданий посвящено женщинам**. Если в советские времена существовало формальное представительство женщин в органах власти, то в настоящее время в правительстве представлено несколько женщин, а на выборах в Госдуму 1995–99 гг. движение «Женщины России» не смогло преодолеть 5% барьер. * Плосс Г. Женщина в естествоведении и народоведении. Т. I. СПб., 1899. С. 27. ** В 107 газетах и журналах Бангладеш работало всего 34 женщины. Музыкант ВЛ. Некоторые аспекты зарождения, выявления и тиражирования имиджа женщины-лидера в азиатских странах. Журналистика в развивающемся мире. Материалы Всесоюзной научной конференции. Вып. 4. Ростов-на-Дону, 1991. С. 4–7.
История свидетельствует: для того чтобы получить свой пост, женщина должна обладать бескомпромиссностью и жесткостью (М. Тэтчер – бывший премьер-министр Великобритании, М. Олбрайт – госсекретарь США); являться «символическими вдовами», как К. Акино (Филиппины), X. Зия (Бангладеш); дочерьми известных политиков и президентов – И. Ганди (Индия), X. Вазед (Бангладеш). Возраст является чисто биологической характеристикой, но имеет важное значение для политика. Одним из аргументов, выдвигаемых демократами против Б. Доула, был как раз его возраст. Люди пожилого возраста, как известно, в силу привычек и склонности к стереотипам проигрывают более молодым соперникам. В то же время политические долгожители Китая, Кореи, Ирана внесли политическую стабильность в развитие своих стран. Нередко именно благодаря своему жизненному опыту политик побеждал своего оппонента в дебатах (Р. Рейган – У. Мондейл).
Говоря о степени проникновения адресата в суть материала, умении понимать и запоминать его логические узлы (коммуникативное намерение, тезисы и контртезисы, аргументы и контраргументы, взаимосвязь с ними иллюстраций, фонового материала, страноведческого наполнения и актуального историзма), остановимся подробнее на пяти типах восприятия: 1. Адекватное восприятие (13,6%) характеризуется умением зрителя «подниматься» до логических вершин произведения, активно выражать свою точку зрения, а в случае несогласия с материалом передачи заявлять об этом в коренной форме. Во время интервью наблюдается перцептивная готовность к общению. 2. Частично адекватное восприятие (27,2%) характеризуется заметным снижением уровня проникновения в материал. При этом тезисы не замечаются адресатом, тогда как обнаруживается прочное запоминание аргументов, проблемной ситуации, фактов-иллюстраций. Эмоции во время интервью могут быть некорректными, перцептивная готовность к собеседованию чаще положительная. 3. Неадекватное восприятие (39,2%) характеризуется несовпадением смысловых акцентов не только на уровне тезисов, но и на уровне аргументов. Часто адресат поддается эмоциям, основанным на собственных жизненных впечатлениях, и спешит их высказать ДО и ВМЕСТО попытки объективного анализа. 4. Биментальное восприятие (4%) проявляется в случаях, когда у человека проявляются различные ментальные способности при интерпретации передач разной политической ориентации (в одних случаях человек интерпретирует их адекватно, в других – нет). Чаще всего эмоции и перцептивная готовность к собеседованию при таком восприятии – неоднозначны. 5. Неинтерпретирующее восприятие (4%). Обнаруживается при негативной установке к политике вообще или к конкретной личности. Ситуация напоминает нервный срыв при нулевой перцептивной готовности. Реакция, характеризующая подобное восприятие, – «ничего не запомнилось», «ничего не понимаю», «не знаю». Физические данные имеют чрезвычайно важное значение для политика. Такие характеристики человека, как его рост, вес, состояние здоровья и внешность, способны усилить или ослабить его влияние на окружающих. Так, перечисленные физические данные: высокий рост, крепкое телосложение, привлекательный внешний вид – дополнительные положительные аргументы в пользу лидера; охотнее верят высокому и стройному, красивому и умному*. Считается, что симпатичные люди с выдающимися внешними данными легче социализируются**. В то же время исследования свидетельствуют, что люди средних лет с приятной внешностью более раскрепощены в общении, являются приятными собеседниками, относятся к себе с большим уважением и, наконец, занимают превосходную ступень в профессиональной иерархии по сравнению с менее симпатичными и внешне непривлекательными людьми***.
* Stogdill R.M. Personal factors associated with leadership: A survey of the literature. Journal of Psychology. 1948. №25. P. 35-71. ** Soldman W., Lewis P. Beatifull is Good: Evidence that the physically, attractive are more socially skillful. Journal of Experimental Social Psychology. 1977. № 3. P. 125–130. *** Adam G.R., Huston T.L. Social perception of middle aged persons varying in physical attractiveness. Development Psychology. 1975. № 11. P. 657–658.
Обычно имеющееся у людей чувство стиля по достоинству оценивается окружающими*, но в целом это достоинство не имеет такого значения, как «личностные характеристики человека»**. * Gibins К. Communication aspects of woman's clothes and their relation to fashion ability. British Journal of Social and Clinical Psychology. 1969. № 8. P. 302-312. ** Show M.E. Group dynamics: The psychology of small group behavior. New York: McGraw-Hill, 1981. P. 186.
Разумеется, прикованность политика к инвалидной коляске вовсе не умаляет его волевых качеств. Но следует иметь в виду, что все кандидаты на высший государственный пост хотят выглядеть «по-президентски», и любые изъяны во внешнем виде, противоречащие представлениям об идеальном политике, могут сыграть решающую роль при принятии решения. Нередко в ситуациях, когда мнение о политике формируется на основе минимальной информации, физические данные и внешний вид являются решающим фактором, способным оказать влияние на принимаемые решения.
II. Психологический уровень личности: эмоциональное начало, характер, воля. Обобщенная группировка функций психического в деятельности – так называемые грани психического – анализируется по трем параметрам: 1) характер осознанности им на уровне ориентировки; 2) организаторство; 3) сила (интенсивность, масштаб проявления). Им соответствуют ум, воля, чувства (эмоции), давным-давно признанные народной мудростью главными «составляющими» внутреннего мира человека*.
* Рейнвольд Н.И. Личность и характер. С. 42–44.
Сильное эмоциональное начало, решительность могут сослужить службу политическому лидеру. Как отмечал А. Шторх, руководитель команды президентских спичрайтеров, Б. Ельцин самым решительным образом вмешивался в подготовленный для него текст: «...Иногда я мог оценить его вмешательство... только задним числом – и тогда понимал, что он действительно обладает животной, уникальной интуицией». Так, президент не последовал совету спичрайтера о раскаивании за снесенный дом Ипатьевых и в выступлении на церемонии захоронения останков царской семьи не попросил прощения за этот отдельный эпизод. Он попросил прощения за все только в своем последнем обращении 31 декабря 1999 г., что явилось более точным решением «с точки зрения имиджа власти». «Звериная сила и интуиция», «медвежья мощь и хитрость» выделяли его из всех политиков высокого ранга. У него «та аура власти», которая начисто отсутствует у других. «Зюганов, например, сколько угодно мог орать что-то в его адрес заглазно, но в его присутствии совершенно терялся. Президент никогда не кричал, если был недоволен, но так умел сказать свое «Ну что же вы так», что человек чувствовал себя полным ничтожеством» (Быков Д. главный спичрайтер Кремля Андрей Шторх: «Подписывать указы на коленках Ельцина отучил Чубайс». Собеседник. 2000. 7–14 января.)
О величии фигуры Ельцина, несмотря на все возрастные и прочие проблемы, высказался в свое время в «Новой газете» В. Минкин (Общество социальных технологов), заметив, что «добежать» без Б. Ельцина до мартовских 2000 года выборов президента без революций и переворотов – большая задача: «Кризис бежит быстрее, нежели Путин к трону». Как справедливо отмечают психологи, под мотивацией понимается «неравновесное состояние организма, ведущее к действиям по восстановлению стабильности». Сбалансированность, равновесие и простота политической символики должны ориентировать избирателя в направлении уменьшения психологического напряжения. Самым простым для воспроизведения выступает знак, помещенный в круге: круг напоминает заградительный барьер, защищающий от внешней среды и хранящий в себе благотворное влияние. В то же время исследователи отмечают определенную слабость знака, помещаемого для подстраховки в круг. По свидетельству К.Дж. Веркмана, успокоенность и уравновешенность товарного знака достигается следующими элементами дизайна:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|