Операционный код, обозначающий связку между политическим сознанием и поведением политика
Источник: Winter D., Hermann М., Veintraub W., Walker S. The Leader as a Projective Scene. Political Psychology. 1991. V. 12. №2. Политконсультанты и политпсихологи заняты созданием благопристойного имиджа политика у власти. В вышедшей в начале 80-х годов работе «Теории коммуникативных действий» Ю. Хабермас справедливо отмечает, что человек постоянно вращается в трех параллельных мирах: объективный мир, который существует с нами или без нас и с которым мы поступаем целесообразно; социальный мир – сфера общественных отношений, с ее нормами, суждениями; и, наконец, субъективный мир, то есть «картинка», имеющаяся у нас в голове, наши мысли и желания. Имиджирование, мероприятия PR-характера, рекламное воздействие как раз и направлены на изменения субъективного мировосприятия. В субъективном мире позиционируются идеи, продвигаемые различными политическими лидерами. В конце концов то психическое состояние, которого добиваются различные политические силы, обязательно проявляется в открытых, а чаще в тайных мотивах голосования в период выборных кампаний. Разрушение ценностных ориентиров в России поставило население перед выбором совершенно новой системы координат: по некоторым данным, накануне выборов президента 1996 года свыше половины россиян находились в стадии активного поиска своей жизненной позиции, перспектив своей жизни. Подобная ситуация еще раз проявилась в период выборной кампании 2000 года, когда появление нового лидера, по всем своим характеристикам соответствовавшего ожиданиям избирателя, было воспринято как само собой разумеющееся дело, тогда как другие кандидаты оказались отброшенными далеко назад. Опросы общественного мнения позволяют с определенной долей погрешности вывести с подсознательного уровня на сознательный страхи и надежды электората, однако рассчитывать при этом на разумный выбор избирателей в условиях постоянно ухудшающего качества жизни не приходится. Именно экономический и материальный факторы играют существенную роль при политическом выборе избирателя.
Вопросы для обсуждения
1) Объясните термин «политическое имиджирование». Чем образ отличается от имиджа? Какое понятие шире? Охарактеризуйте роль имиджа при создании Уникального политического предложения (УПП). Чем антитехнологии отличаются от политической рекламы, политических PR? Что имеет в виду Ж.Сегела, указывая, что электорат голосует прежде всего за человека, а не за партию? 2) Какие материалы из области политических PR Вам запомнились более всего? Приведите примеры. Можно ли согласиться с И. Петровской («Известия»), что чрезмерное усердие журналистов и имиджмейкеров может основательно подпортить репутацию политика? Проанализируйте этапы подготовки выборной кампании. Согласны ли Вы с приведенными расценками за выполненную работу (с точки зрения заказчика, исполнителя)?
3) Согласны ли Вы с утверждением, что политическая культура кандидата концентрирования проявляется в его предвыборной программе? 4) Охарактеризуйте 5 P's на рынке политического консалтинга. Остановитесь детально на функционировании предвыборного штаба кандидата. 5) Какие элементы включают в себя основные типы харизмы? Почему харизматические лидеры особенно востребованы в странах с неэффективно работающей экономической системой? 6) Сравните письма избирателей, подписанные Ю. Лужковым и С. Кириенко: какое обращение с точки зрения композиции выглядит более убедительным? 7) Дайте определение термину «политическая партия». Какие образования соответствуют этому понятию? Какие типы партии представлены на российской политической арене в настоящее время? Позиционируйте основные политические силы России по осям «левые – правые», «почвенники – западники». 8) Объясните основные отличия между различными уровнями имиджа. Почему имидж бывает «лживым» и «правдивым»? 9) Проанализируйте и попробуйте прогнозировать возможные последствия «грязных» выборных технологий. В чем, на Ваш взгляд, проявляется их разрушительный характер? 10) Проследите на примере выборов 1999 г. использование партиями и блоками «информационного повода» для достижения паблисити. 11) Ответьте, почему «растяжка» голосов способна вывести в следующий тур выбор заведомо слабого оппонента: в чем особенности этой технологии? 12) Почему качества, необходимые российскому президенту, – смелость, решительность – не привлекают западного избирателя, для которого важнее искренность и честность политика. 13) Опишите предпочтительные роли российского политика. Какие уровни личности соответствуют различным коммуникативным потребностям? 14) В чем суть и особенности электоральных исследований? Почему верно утверждение, что административный ресурс дает до 10% дополнительных голосов? 15) Проанализируйте факторы, влияющие на социальную ориентацию человека. В чем отличие «акул» от «дельфинов»? 16) Почему люди, занимающие низшую ступеньку на социальной лестнице, оказывают меньшее влияние на окружающих?
17) Как изменилось за последнее время поведение политконсультантов? Можно ли рассматривать выборные кампании 1999 – 2000 гг. как победу политгехнологий, или речь скорее идет о сознательном выборе народа? 18) Какие факторы оказывают решающее значение на принятие президентом политического решения? 19) Сравните стили принятия решений Президентом СССР М.С. Горбачевым и Президентом РФ Б.Н. Ельциным. 20) Прокомментируйте, что значит выглядеть «по-президентски»? Кто, на Ваш взгляд, из российских политиков выглядит как президент, почему? 21) Назовите самые эффективные политические стратегии. Объясните, почему они приносят успех политикам. 22) Какие эффективные приемы прошлых лет остаются актуальными и сегодня? 23) Каковы особенности имиджирования политика в CCMK-IV? 24) Какова роль «команды» в формировании добропорядочного имиджа политика при помощи электронных СМИ? 25) Порассуждайте, почему телезрители охотнее полагаются на готовые утверждения, а не на доводы. Почему утверждения, а не доводы (аргументы) стали нормой в речах политиков? 26) Какое влияние на общую модель избирательного поведения оказывают социальные характеристики индивида, его политические позиции и предполагаемый политический выбор? Попробуйте применить эту схему к выборной кампании в Государственную Думу в декабре 1999 года, президентским выборам 2000 года. 27) Попробуйте спрогнозировать позиционирование политических сил в России после принятия закона о политических партиях. Есть ли, на Ваш взгляд, на политическом Олимпе место для партий с харизматическим типом руководства? Существуют ли предпосылки для создания в России двухпартийной политической системы? 28) Охарактеризуйте механизм организуемых властями информационных «утечек в прессу». Какие информационные поводы используются оппозицией для критики официального курса? 29) Ответы на какие вопросы помогут получить объективную оценку избирательного округа? Какие дополнительные параметры можно внести в список, предложенный политтехнологом А. Максимовым? 30) Предложите механизмы, способные противостоять недобросовестным публикациям в СМИ, где в качестве «героев» фигурируют видные российские политики. 31) В чем корни «грязных» выборных технологий, уже принявшихся в РФ? 32) Дайте характеристику основным типажам на политическом рынке России. 33) Проанализируйте механизм «вытеснения» и «сопротивления», влияющий на психотипическую мотивацию поведения избирателей в период президентских выборов 2000 года.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|