Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика учебного предмета




Основными критериями отбора материала, рекомендованного для изучения в первом дополнительном (I') классе в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ПрАООП (вариант 1) являются его доступность и практическая значимость. Доступность проявляется в существенном ограничении объема и содержания материала, практическая значимость заключается в тесной связи изучения курса с жизненным опытом обучающихся, формированием у них готовности к использованию полученных знаний на практике, при решении соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения.

В дополнительном классе реализуются следующие направления работы:

- преодоление речевой замкнутости учащихся, формирование у детей умения сотрудничать с взрослыми в различных видах деятельности: в игре, в учебной ситуации, в решении бытовых задач;

- развитие умения слушать и понимать учителя, выполнять несложные речевые инструкции, внятно выражать свои просьбы и желания;

- коррекция недостатков и развитие сенсомоторной сферы школьников на основе различных упражнений по воспитанию слухового, зрительного, тактильного восприятия, артикуляционной моторики, движений кистей рук и пальцев;

- уточнение и расширение представлений школьников в связи с различными практическими действиями на уроке, во время экскурсий, наблюдений за разнообразными явлениями в окружающей среде;

- практическое овладение понятиями слово и предложение, формирование умения правильно оформлять предложение, состоящее из 2 - 4 слов с опорой на выполняемые действия, картинки или проведенные ранее наблюдения;

- знакомство с пятью звуками и обозначающими их буквами печатного шрифта, умение слышать звуки в начале и конце слова, выделять изучаемый звук;

- чтение двубуквенных слогов (закрытых и открытых) и слов из этих слоговых структур, их звуко-буквенный анализ (на усмотрение учителя, в зависимости от уровня учащихся).

Знакомство учащихся только с печатным шрифтом при изучении букв объясняется сложностью параллельного усвоения и дифференциации четырех буквенных знаков, обозначающих один и тот же звук, а также теми трудностями, которые возникают у детей при переводе графического образа буквы с печатного на рукописный шрифт. В связи с этим в дополнительном классе школьники овладевают первоначальными навыками чтения в предельно ограниченном объеме, как с точки зрения буквенных знаков, так и слоговых структур. Подготовка учащихся к письму осуществляется в процессе выполнения различных по характеру упражнений: раскрашивание по трафарету геометрических фигур, рисование несложных орнаментов, обведение контуров рисунков, в том числе аналогичных буквенным знакам, письмо элементов букв и др.

Знакомство со звуками и буквами и формирование первоначальных навыков послогового чтения в дополнительном классе проводится в том случае, если учащиеся не испытывают трудностей в овладении понятиями слово, предложение, слог. В противном случае этот материал изучается в разделе «Обучение грамоте», начиная с 1-го класса.

Программа дополнительного класса направлена на повышение уровня как психологической, так и функциональной готовности детей с нарушением интеллекта к школьному обучению. В этот период большое внимание должно быть уделено общему и речевому развитию учащихся, а также коррекции имеющихся у них нарушений психофизического развития. Важным является поддержка интереса к учению, выработка положительной мотивации, формирование нравственной и волевой готовности к обучению в школе. Овладение первоначальными навыками чтения и письма является сложным психологическим актом, требующим, кроме общего и речевого развития, необходимости достаточного созревания психофизиологических функций: фонематического и речевого слуха, правильного звукопроизношения, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, скоординированной моторики мелких мышц руки, внимания.

Все упражнения в чтении и подготовке к письму реализуются в пределах одного урока – «Подготовка к обучению грамоте». Обучение в дополнительном классе должно строиться по типу занятий, проводимых в дошкольных учреждениях. Названия таких учебных предметов, как «Чтение» и «Русский язык (письмо)» являются условными. В пропедевтико-диагностический период эти учебные предметы имеют интегрированный характер. По сути эти два учебных предмета объединяются в один урок. На каждом уроке работа ведется по нескольким направлениям: выяснение общего уровня развития и потенциальных возможностей каждого школьника; коррекция восприятии, памяти, мышления; подготовка к усвоению грамоты; развитие речи.

Проведение комплексных, интегрированных уроков дает возможность изменять виды деятельности детей, предлагая им устные и письменные задания. На таком интегрированном уроке должен быть широко представлен игровой и занимательный материал, наглядные и технические средства обучения. Не менее важно следить за сменой динамических поз детей, используя для этой цели физкультпаузы, попеременную работу учащихся за конторкой и за партой. Создание необходимых гигиенических условий предупреждает утомление школьников, повышает их умственную и речевую активность.

Примерная рабочая программа учебного курса «Русский язык. Чтение (подготовка к обучению грамоте)» для первого дополнительного (I') класса является основой для разработки учителем собственной рабочей программы по предмету, учитывающей особые образовательные потребности конкретных обучающихся, которыми должна быть освоена АООП.

Описание места предмета в учебном плане

Учебный предмет «Русский язык. Чтение» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В соответствии с Примерным годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для дополнительного первого класса (I ')-IV классов, курс русского языка в дополнительном первом (I') классе рассчитан на 132 ч. (33 учебные недели).

Количество часов в неделю, отводимых на изучение русского языка в дополнительном первом (I') классе, определено Примерным недельным учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для дополнительного первого класса (I ')-IV классов и составляет 4 ч. в неделю.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...