Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разработка прокуратурой совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений.




Одним из направлений деятельности прокуратуры является разработка совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений (правонарушений).

Выделяют 3 группы таких мер:

1. Совместная разработка мер предупреждения конкретного преступления или иного правонарушения:

· выявление и устранение обстоятельств, которые могут привести к совершению преступления;

· предупреждение готовящихся преступлений;

· пресечение совершаемого преступления;

· выявление и устранение обстоятельств, которые уже способствовали совершению преступления;

· предупреждение рецидива.

Разработка этих мер ведётся совместно с:

- контрольно-ревизионным управление Минфина (см. Указание Генпрокурора №6/15 1995 г. «О взаимодействии работников контрольно-ревизионного управления Минфина и правоохранительных органов по организации и проведению проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений»);

- судами;

- МВД;

- Органами здравоохранения;

- Исправительно-трудовыми учреждениями (особенно в плане предупреждения рецидива).

Данные меры разраб-ся в форме совместных актов и проведения совместных мероприятий

2. Совместная разработка мер предупреждения преступлений по результатам совместной деятельности, анализов криминологических исследований преступности или отдельных категорий преступлений.

Тут прокуратура действует вместе с научными и экспертными учреждениями (например, Институтом криминологии, криминалистики и судебной медицины).

3. Комплексное текущее (на данный момент) и перспективное (на будущее) планирование борьбы с нарушением законности. (комплексные программы по проблемам общ безопасности и профил прест-ти в гор/р-не/регионе)

+ Совместная деятельность состоит и в том, что прокурор может вносить предложения по укреплению правопорядка в законодательные, исполнительные органы и органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации. При необходимости приглашать их руководителей на заседания коллегий и оперативных совещаний, посвященных обсуждению проблем борь­бы с преступностью, а также участвовать, как правило, в рассмотрении коллегиальными органами представлений, протестов.

+ Прокуроры осуществляют профилактическую деятельность и когда выступают по материалам конкретных уголовных дел, а также по результатам обобщений по уго­ловным делам в печати, по радио, телевидению и в коллективах; чтение лекций по правовой тематике. При этом успех такой профилактической деятельности во многом зависит от того, на­сколько она опирается на знание фактического состояния преступности, обстоятельств, способствующих совершению преступлений. Для организации профилактической работы следует располагать пол­ными сведениями, которые предоставляют в органы прокуратуры иные органы: МВД, статистические органы и др.

 

 

11. Правовое регулирование прокурорского надзора. Место предмета "Прокурорский надзор" в системе права.

Правовое регулирование прокурорского надзора:
1) В 1722 г. Петр 1 учредил наряду со службой фискалов прокуратуру, к-рую возглавил генерал Ягужинский (система: генерал-прок, прок коллегии Сената, прок провинций, прок при надворных судах + Указом от 1722 б учрежден обер-прок Св Синода)

2) Уложение о губерниях, принятое Екатериной 2 – в Рос имп б создан пост губернского прокурора, наряду с генерал-прокурором

3) Судебная реформа 1964 г. – были образованы окружн суды и окружн прокуроры, к-рые д-ли наряду с губернскими, по реформе прокуратура превращалась в ОУП, а ф-ция надзора отходила на 2й план, т.е. внесудебн дела не входят в компет ПН

4) Декрет СНК от 24.11.1917 – упразднил институт ПН без к-л замены

5) Первый закон о прокуратуре был принят 26.05.1922 г. – Положение о прокурорском надзоре в РФ (прокуратура объявлялась централизованным органом, независимым от местных органов власти, учреждался Народный комиссариат юстиции)

6) 22.06.1922 г. – Положение о прокурорском надзоре в БССР.

7) С 1923 по 1938 г. структура органов прокуратуры регламентировалась законодательством о судоустройстве.

8) 24.07.1926 г. – Положение «О верховном суде СССР и Прокуратуре Верховного суда СССР» (права прокурора были значительно расширены).

9) Декабрь 1933 г. – Положение «О прокуратуре СССР» (конкретизировались функции прокурора и определялись взаимоотношения Прокуратуры СССР с прокуратурами союзных республик).

10) Май 1955 г. – Положение «О прокурорском надзоре в СССР» (закрепило основные положения и задачах прокурорского надзора и методах его осуществления).

11) 30.11.1979 г. – принят закон СССР «О прокуратуре СССР» (закон был принят в связи с принятием новой Конституции СССР 1977 г. Значительно расширялся круг объектов надзора)

12) январь 1993 г. принимается закон «О прокуратуре РБ»

13) 1996 год – изменения в закон «О прокуратуре РБ» (в связи с внесением изменений в Конституцию РБ 1994 г. на республиканском референдуме): Генеральный прокурор стал назначаться Президентом РБ с согласия Совета Республики (ранее назначался Верховным Советом); Ген. Прокурор лишался права законодательной инициативы.

14) 8 мая 2007 г. - принят новый закон «О прокуратуре РБ».

Система права может быть представлена совокупно­стью отраслей права. Самостоятельный характер любой отрасли пра­ва определяется, в первую очередь, предметом и методом право­вого регулирования. Попытки выделить прокурорское право в качестве самостоятель­ной отрасли права предпринимались и в советское время (Тадевосян, Мелкумов). Мелкумов предла­гал выделить в самостоятельную отрасль права — «прокурорское право» — совокупность норм, регулирующих общественные отно­шения, складывающиеся в области высшего надзора за точным исполнением законов. При этом он считал неудачным использова­ние наименования «прокурорский надзор», «так как оно одновре­менно определяет соответствующую форму государственной дея­тельности». Им же были определены предмет и метод правового регулирования указанной отрасли права. Так, под предметом пра­вового регулирования В.Г. Мелкумов понимал «строго определен­ную область общественных отношений, качественно отличающихся от общественных отношений, являющихся предметом других отрас­лей права». Метод правового регулирования им определялся по ряду признаков:

а) основания установления прав и обязанностей;

б) степень определенности предоставленных прав и «автономности» действий субъектов рассматриваемых отношений;

в) характер взаи­моотношений этих субъектов;

г) особенности правовых мер воздей­ствия способов, оснований и процедур их применения.

Выделе­ние предмета и особого метода правового регулирования позволило и В.К. Звирбуль сформулировать тезис об образовании прокурор­ским надзором самостоятельной отрасли права, который признается большинством авторов и в настоящее время. Идеи В.С. Тадевосяна, В.Г. Мелкумова получили развитие в работах М.Н. Маршунова, В.Д. Ломовского, В.Г. Даева.

Предмет прокурорского надзора: общественные отношения, возникающие при осуществлении надзора за точным и единообразным исполнением законов

Место в сист права:

ПН нельзя определить как отрасль права в том понимании, в каком ее признает прав сист РБ. ПН м назвать комплексной отр пр, но в сист РБ таких не сущ-ет, а если отсечь и ПН все нормы, входящие в др отр пр и отставить только н пр, касающ-ся непоср-но организ и д-ти прок-ры, то это не составит полноценную отрасль. Т.о. ПН = комплексная отрасль зак-ва/ отрасль юрид науки (Винокуров)

- Общая теория права рассматривает прокурорский надзор как форму государственной деятельности, показывает роль прокуратуры в укреплении законности и правопорядка.

- Конституционное право изучает место прокуратуры в системе органов государства и ее взаимоотношения с ними.

- Административное право рассматривает деятельность прокуратуры по общему надзору в свете обеспечения законности в государственном управлении.

- Судоустройство даёт общее представление об учреждении прокуратуры, системе её органов.

- Уголовный и гражданский процесс рассматривают полномочия прокурора при производстве предварительного следствия, а так же при рассмотрении дел в судах.

- Криминология излагает вопросы, связанные с деятельностью прокурора по изучению и предупреждению преступности.

Таким образом курс прокурорского надзора даёт цельное представление об организации и деятельности органов прокуратуры по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законодательства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...