Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2.3.3. Разработка тестовой батареи д л я оценки




1. 2. 3. 3. Разработка тестовой батареи д л я оценки

профпригодности специалистов

Разработка батареи тестов начинается с формирования

концептуальной схемы-структуры объекта —

профессиональной пригодности специалиста, на основе

профессиограммы (психограммы). Таким образом,

содержательная валидность включает формирование

теоретико-экспериментальной модели профпригод-

ности (ПП), которая может состоять из следующих

компонентов: индивидуально-когнитивного стиля

деятельности (ИКС), коммуникативных качеств

(КК), эмоционально-волевой устойчивости (ЭВУ), мо-

тивационного компонента (М) и характерологических,

поведенческих особенностей (X) (см. формулу 1 на

стр. 107).

В учебных целях произведено тестирование обучающихся

при помощи названных выше тестов. Результаты

тестовых испытаний компонента ИКС помещены

в табл. 1. 12.

В результате факторного анализа выявлены показатели

тестов (RAVcyM; Лнгі; КС; 0 4; ПЛ), которые

сотавили фактор «индивидуально-когнитивный

стиль»(ИКС) деятельности.

где: W — показатель весового вклада теста.

Расчет компонента ПП — ИКС может осуществляется

двумя путями.

а) Определение весового вклада каждого теста

при помощи коэффициента частной детерминации

показателей (КЧД), который определяется как квадрат

коэффициента корреляции между показателями тестов

и внешним критерием.

Так, по эмпирическим данным (см. табл. 1. 12. ), весовой

вклад каждого показателя определяется следующим

образом.

Производится расчет КЧД:

Л43

1. 3. Процедура психологического обследования

Разрешение проблем психодиагностического исследования,

организации тестирования и индивидуальной

работы с испытуемыми находится в тесной связи с

проблемой психологической безопасности исследователя

и степени достоверности тестовых данных.

Под безопасностью психодиагноста понимается

необходимость защиты исследователя от различных

негативных психоэнергетических воздействий со стороны

испытуемых. Данной теме, к сожалению, отведено

второстепенное место в организации обследования.

Исключительно мало литературы посвящено этой, на

наш взгляд, важной теме, от которой зависят качество

психодиагностики и здоровье исследователей. Если обратиться

к практике «целительских» мероприятий, то

можно заметить какую роль играет в их работе ритуальные,

оберегающие аспекты. Традиция безопасности

целителя при работе с людьми (ритуалы, иконы, свечи,

амулеты, обереги и т. д. ) имеет место быть и дает возможность,

изучая их опыт, строить свою работу с учетом

данной проблемы, нейтрализуя при этом негативное

психоэнергетическое воздействие на руководителя

обследования (С. Н. Лазарев, 1998).

Резонно предположить, что и в ситуации психодиагностической

работы должны быть подняты и изучены

вопросы обеспечения психологической безопасности

психолога.

Так же необходимо помнить (и убеждать в этом заказчика

работ по отбору сотрудников), что рекомендации

и выводы психодиагностических средств носят вероятностный

характер, который обусловлен разрешающей

способностью применяемых тестов и других

психодиагностических процедур.

1. 3. 1. Организация психодиагностического обследования

В организационном плане процедура психодиагностики

состоит из ряда этапов (Рис. 1. 3).

Первый этап знакомство с испытуемым заключается

в анкетировании и собеседовании.

Анкетирование испытуемых желательно проводить

индивидуально для детального наблюдения за их

реакциями и поведением, а также своевременного и более

обстоятельного ответа на возникающие вопросы.

Допускается групповое анкетирование трех или пяти

человек одновременно. Обработка и интерпретация анкетных

данных осуществляется профессиологом (психологом,

социологом, психофизиологом) и представляется

в виде замечаний (в пояснительной записке к

анкете прилагается замечание: «Просим обратить внимание

на следующие пункты... ») или при необходимости

— в описательной форме (текст характеристики

по данным анкеты). В ходе обработки анкеты возможно

применение методов психографологической экспертизы

и контентанализа.

Собеседование проводится в два этапа. На первом

этапе осуществляется целенаправленная беседа, которая

позволяет составить общее представление об особенностях

характера, мотивации, эмоциональной сферы и

других личностных свойств испытуемых, получить информацию,

являющуюся основой для составления развернутой

психологической характеристики.

Одним из методов выявления уровня нервно-психической

устойчивости человека является моделирование

ситуации затруднения (создание искусственной

обстановки когнитивного, информационного или ситуативного

стресса), которое может быть активно использовано

в ходе собеседования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...