1.2.3.3. Разработка тестовой батареи д л я оценки
1. 2. 3. 3. Разработка тестовой батареи д л я оценки профпригодности специалистов Разработка батареи тестов начинается с формирования концептуальной схемы-структуры объекта — профессиональной пригодности специалиста, на основе профессиограммы (психограммы). Таким образом, содержательная валидность включает формирование теоретико-экспериментальной модели профпригод- ности (ПП), которая может состоять из следующих компонентов: индивидуально-когнитивного стиля деятельности (ИКС), коммуникативных качеств (КК), эмоционально-волевой устойчивости (ЭВУ), мо- тивационного компонента (М) и характерологических, поведенческих особенностей (X) (см. формулу 1 на стр. 107). В учебных целях произведено тестирование обучающихся при помощи названных выше тестов. Результаты тестовых испытаний компонента ИКС помещены в табл. 1. 12. В результате факторного анализа выявлены показатели тестов (RAVcyM; Лнгі; КС; 0 4; ПЛ), которые сотавили фактор «индивидуально-когнитивный стиль»(ИКС) деятельности. где: W — показатель весового вклада теста. Расчет компонента ПП — ИКС может осуществляется двумя путями. а) Определение весового вклада каждого теста при помощи коэффициента частной детерминации показателей (КЧД), который определяется как квадрат коэффициента корреляции между показателями тестов и внешним критерием. Так, по эмпирическим данным (см. табл. 1. 12. ), весовой
вклад каждого показателя определяется следующим образом. Производится расчет КЧД: Л43 1. 3. Процедура психологического обследования Разрешение проблем психодиагностического исследования, организации тестирования и индивидуальной работы с испытуемыми находится в тесной связи с проблемой психологической безопасности исследователя и степени достоверности тестовых данных. Под безопасностью психодиагноста понимается необходимость защиты исследователя от различных негативных психоэнергетических воздействий со стороны испытуемых. Данной теме, к сожалению, отведено второстепенное место в организации обследования. Исключительно мало литературы посвящено этой, на наш взгляд, важной теме, от которой зависят качество психодиагностики и здоровье исследователей. Если обратиться к практике «целительских» мероприятий, то можно заметить какую роль играет в их работе ритуальные, оберегающие аспекты. Традиция безопасности целителя при работе с людьми (ритуалы, иконы, свечи, амулеты, обереги и т. д. ) имеет место быть и дает возможность, изучая их опыт, строить свою работу с учетом данной проблемы, нейтрализуя при этом негативное психоэнергетическое воздействие на руководителя обследования (С. Н. Лазарев, 1998). Резонно предположить, что и в ситуации психодиагностической работы должны быть подняты и изучены вопросы обеспечения психологической безопасности психолога. Так же необходимо помнить (и убеждать в этом заказчика работ по отбору сотрудников), что рекомендации и выводы психодиагностических средств носят вероятностный
характер, который обусловлен разрешающей способностью применяемых тестов и других психодиагностических процедур. 1. 3. 1. Организация психодиагностического обследования В организационном плане процедура психодиагностики состоит из ряда этапов (Рис. 1. 3). Первый этап знакомство с испытуемым заключается в анкетировании и собеседовании. Анкетирование испытуемых желательно проводить индивидуально для детального наблюдения за их реакциями и поведением, а также своевременного и более обстоятельного ответа на возникающие вопросы. Допускается групповое анкетирование трех или пяти человек одновременно. Обработка и интерпретация анкетных данных осуществляется профессиологом (психологом, социологом, психофизиологом) и представляется в виде замечаний (в пояснительной записке к анкете прилагается замечание: «Просим обратить внимание на следующие пункты... ») или при необходимости — в описательной форме (текст характеристики по данным анкеты). В ходе обработки анкеты возможно применение методов психографологической экспертизы и контентанализа. Собеседование проводится в два этапа. На первом этапе осуществляется целенаправленная беседа, которая позволяет составить общее представление об особенностях характера, мотивации, эмоциональной сферы и других личностных свойств испытуемых, получить информацию, являющуюся основой для составления развернутой психологической характеристики. Одним из методов выявления уровня нервно-психической устойчивости человека является моделирование ситуации затруднения (создание искусственной обстановки когнитивного, информационного или ситуативного стресса), которое может быть активно использовано в ходе собеседования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|