Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

быть распространены результаты эксперимента.




быть распространены результаты эксперимента.

Достоверность экспериментальных результатов

постоянно подвергается влиянию определенных условий

или помех, которые снижают их валидность. В

практике психологической работы постоянно имеет

*Факторы (источники) невалидности эксперимента

определены Д. Кэмпбеллом в [18].

место ряд факторов, которые случайным образом или

систематически угрожают как внутренней, так и внешней

валидности эксперимента* (рис. 2. 2).

Факторы, влияющие на внутреннюю валидность

эксперимента:

1) фон — конкретные события, происходящие в

период эксперимента, наряду с экспериментальным

воздействием;

2) естественное развитие — изменение испытуемых,

являющееся следствием течения времени (не связанные

с конкретными событиями и воздействиями);

3) эффект тестирования — влияние выполнение

заданий, применяемых для измерения, на результаты

повторного испытания;

4) инструментальная погрешность, нестабильность

измерительного инструмента — влияние нестандартности

применения тестов на результаты измерений;

5) статистическая регрессия — отбор групп на основе

крайних показателей и оценок;

6) отбор испытуемых — неэквивалентность групп

по составу, вызывающая появление систематической

ошибки в результатах;

7) отсев — неравномерность выбывания испытуемых

из сравниваемых групп;

8) взаимодействие фактора отбора с естественным

развитием, которое принимается за результат экспериментального

воздействия;

9) реактивный эффект или эффект взаимодействия

тестирования восприимчивость испытуемых к экспериментальному

воздействию под влиянием предварительного

тестирования («адаптация»).

Факторы, влияющие на внешнюю валидность

эксперимента:

10) эффекты взаимодействия фактора отбора и

экспериментального воздействия;

11) условия организации эксперимента, вызывающие

реакцию испытуемых на эксперимент — невозможность

распространения экспериментальных данных

на естественные, неэкспериментальные условия;

12) взаимная интерференция экспериментальных

воздействий — неоднократное экспериментальное воздействие

на одних и тех же испытуемых (остаточные

«следы» более ранних экспериментальных воздействий

— «научение»).

Выводы.

1. Моделирование, являясь отчасти самостоятельным

методом исследования, обеспечивает успешность

применения экспериментального метода в психологии.

От оптимально разработанной психологической модели

зависят в целом эффективность и достоверность эмпирических

результатов.

2. Моделирование эксперимента как целостной

системы состоит из вполне определенных элементов,

своевременное кропотливое конструирование которых

и адаптация к реальным условиям жизнедеятельности

объекта психологического исследования оптимизируют

экспериментальный процесс.

3. Одним из важных аспектов повышения валидности

эксперимента является его предварительное

«планирование» (выбор схемы эксперимента). Д. Кэм-

пбелл в [18] описал 16 основных схем (планов) эксперимента

(3 доэкспериментальных, 3 — экспериментальных

и 10 — квазиэкспериментальных планов),

которые могут служить в качестве ориентира для исследователей.

2. 2. Доэкспериментальные т и т а н ы

«... осуществленная деятельность

богаче, истиннее, чем предваряющее ее

сознание». А. Н. Леонтьев (Из. психол. соч. )

2. 2. 1. Исследование единичного случая. План 1.

Валидность'

Обозначение символов: X — экспериментальная

переменная или событие, влияние которого подлежит

измерению (НЗП); О — процедура измерения и ее результаты

измерения ЗП; X и О, стоящие в одной

строке, относятся к одним и тем же конкретным лицам;

направление слева направо обозначает временной порядок.

В соответствии с экспериментальной задачей и условиями

исследования производится выбор оптимальной

схемы (плана) эксперимента: «Исследование единичного

случая" (X О)».

Эксперименты по плану 1 проводятся в профотборе

в целях «пилотажного» исследования для определения

ориентировочного набора психодиагностических

тестов. Результаты данного эксперимента реализуются

в разработке тестовой батареи. Это первый пример

применения плана 1.

Второй пример — это пример лжеэксперимента.

Многие педагогические и психологические исследования

особенно в системе «неискушенного профотбора»

строятся по плану, предусматривающему единичное

обследование (О) на одной группе, подвергшейся

воздействию (X). В таких исследованиях полностью

отсутствует контроль за параметрами экспериментальной

ситуации, и они не представляют научной ценности.

Практически это выглядит следующим образом:

*Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной

психологии и прикладных исследованиях. — М.: Прогресс,

1980. — С. 49.

психолог, имея тест, проводит обследование кандидатов

и интерпретирует результаты по описанию теста.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...