быть распространены результаты эксперимента.
быть распространены результаты эксперимента. Достоверность экспериментальных результатов постоянно подвергается влиянию определенных условий или помех, которые снижают их валидность. В практике психологической работы постоянно имеет *Факторы (источники) невалидности эксперимента определены Д. Кэмпбеллом в [18]. место ряд факторов, которые случайным образом или систематически угрожают как внутренней, так и внешней валидности эксперимента* (рис. 2. 2). Факторы, влияющие на внутреннюю валидность эксперимента: 1) фон — конкретные события, происходящие в период эксперимента, наряду с экспериментальным воздействием; 2) естественное развитие — изменение испытуемых, являющееся следствием течения времени (не связанные с конкретными событиями и воздействиями); 3) эффект тестирования — влияние выполнение заданий, применяемых для измерения, на результаты повторного испытания; 4) инструментальная погрешность, нестабильность измерительного инструмента — влияние нестандартности применения тестов на результаты измерений; 5) статистическая регрессия — отбор групп на основе крайних показателей и оценок; 6) отбор испытуемых — неэквивалентность групп по составу, вызывающая появление систематической ошибки в результатах; 7) отсев — неравномерность выбывания испытуемых из сравниваемых групп; 8) взаимодействие фактора отбора с естественным
развитием, которое принимается за результат экспериментального воздействия; 9) реактивный эффект или эффект взаимодействия тестирования восприимчивость испытуемых к экспериментальному воздействию под влиянием предварительного тестирования («адаптация»). Факторы, влияющие на внешнюю валидность эксперимента: 10) эффекты взаимодействия фактора отбора и экспериментального воздействия; 11) условия организации эксперимента, вызывающие реакцию испытуемых на эксперимент — невозможность распространения экспериментальных данных на естественные, неэкспериментальные условия; 12) взаимная интерференция экспериментальных воздействий — неоднократное экспериментальное воздействие на одних и тех же испытуемых (остаточные «следы» более ранних экспериментальных воздействий — «научение»). Выводы. 1. Моделирование, являясь отчасти самостоятельным методом исследования, обеспечивает успешность применения экспериментального метода в психологии. От оптимально разработанной психологической модели зависят в целом эффективность и достоверность эмпирических результатов. 2. Моделирование эксперимента как целостной системы состоит из вполне определенных элементов, своевременное кропотливое конструирование которых и адаптация к реальным условиям жизнедеятельности объекта психологического исследования оптимизируют экспериментальный процесс. 3. Одним из важных аспектов повышения валидности эксперимента является его предварительное «планирование» (выбор схемы эксперимента). Д. Кэм- пбелл в [18] описал 16 основных схем (планов) эксперимента
(3 доэкспериментальных, 3 — экспериментальных и 10 — квазиэкспериментальных планов), которые могут служить в качестве ориентира для исследователей. 2. 2. Доэкспериментальные т и т а н ы «... осуществленная деятельность богаче, истиннее, чем предваряющее ее сознание». А. Н. Леонтьев (Из. психол. соч. ) 2. 2. 1. Исследование единичного случая. План 1. Валидность' Обозначение символов: X — экспериментальная переменная или событие, влияние которого подлежит измерению (НЗП); О — процедура измерения и ее результаты измерения ЗП; X и О, стоящие в одной строке, относятся к одним и тем же конкретным лицам; направление слева направо обозначает временной порядок. В соответствии с экспериментальной задачей и условиями исследования производится выбор оптимальной схемы (плана) эксперимента: «Исследование единичного случая" (X О)». Эксперименты по плану 1 проводятся в профотборе в целях «пилотажного» исследования для определения ориентировочного набора психодиагностических тестов. Результаты данного эксперимента реализуются в разработке тестовой батареи. Это первый пример применения плана 1. Второй пример — это пример лжеэксперимента. Многие педагогические и психологические исследования особенно в системе «неискушенного профотбора» строятся по плану, предусматривающему единичное обследование (О) на одной группе, подвергшейся воздействию (X). В таких исследованиях полностью отсутствует контроль за параметрами экспериментальной ситуации, и они не представляют научной ценности. Практически это выглядит следующим образом: *Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. — М.: Прогресс, 1980. — С. 49. психолог, имея тест, проводит обследование кандидатов и интерпретирует результаты по описанию теста.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|