Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ищи и находи. Угадай, чего не стало. Восприятие величины. Практическое выделение величины. Спрячь игрушки. Опусти шарик в коробку




Ищи и находи

Цель. Учить находить в комнате предметы разной формы по
слову-названию, развивать внимание и запоминание.

Оборудование. Игрушки разной формы.

Ход игры. Педагог заранее раскладывает в групповой ком-
нате на видных местах предметы и игрушки разной формы и говорит:
«Будем искать предметы круглой формы. Все, что есть круглое в
нашей комнате, найдите и принесите мне на стол». Дети расхо-
дятся, педагог оказывает помощь тем, кто затрудняется. Когда
дети принесут предметы и положат их на стол педагога, они са-
дятся на места. Взрослый рассматривает с детьми принесенные
предметы и оценивает результат выполнения задания. Игра повто-
ряется, дети ищут предметы другой формы.

Угадай, чего не стало

Цель. Продолжать учить детей называть геометрические формы
(квадрат, овал, круг, прямоугольник, треугольник), запоминать
их, оперировать образом форм в представлении.

Оборудование. Карточки с геометрическими формами (круг,
квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник — ромб), эк-
ран, наборное полотно.

Ход игры. Педагог вставляет карточки в наборное полотно и
просит назвать эти формы. Затем закрывает наборное полотно эк-
раном, одну форму убирает. (Название ее дети должны хорошо
знать. ) Убирает экран. Спрашивает, какой формы нет. («Угадайте,
что я спрятала». ) Дети называют. При повторении игры располо-
жение форм на наборном полотне меняется.

ВОСПРИЯТИЕ ВЕЛИЧИНЫ

Величину так же, как и форму ребенок учится различать прак-
тически. Действуя с предметами, он обращает внимание на вели-
чину, начинает понимать, что от правильного определения вели-
чины предмета во многих случаях зависит результат действий,
т. е. величина становится значимым для ребенка признаком.

В процессе действий с игрушками умственно отсталый ребенок
постепенно начинает выделять величину зрительно, хотя и не всегда
точно. Если же во время действий, требующих практического
знания величины, мы научим ребенка пробовать, то зрительное
восприятие величины будет более точным.

На основе длительного применения проб у ребенка может возникнуть полноценное зрительное восприятие вели-
чины, умение вычленять ее, соотносить предметы по величине.

Таким образом, мы видим, что пути развития восприятия вели-
чины и восприятия формы одинаковы. Однако между ними есть и
различия. Величина — понятие относительное. Один и тот же пред-
мет в сравнении с другими может восприниматься и большим и
маленьким. Так, дерево кажется высоким по сравнению со стоящим


под ним человеком и оказывается низким по сравнению с много-
этажным домом.

В то же время величина имеет разные параметры — высоту,
длину, ширину. Поэтому помимо общего определения «большой —
маленький» существуют частные: «длинный — короткий», «высо-
кий — низкий», «широкий — узкий». Все эти моменты надо учи-
тывать при проведении дидактических игр и упражнений.

Игры и упражнения на восприятие величины следует проводить
параллельно с играми на восприятие формы, чтобы дети овладе-
вали способом проб на разном материале.

Практическое выделение величины

Спрячь шарик в ладошках     /

Цель. Учить ориентироваться на величину предметов, соотно-
сить действия рук с величиной предметов.

Оборудование. Шарики одного цвета, но двух контрастных
размеров (большой и маленький), поднос.

Ход игры. Педагог кладет на стол два шарика — большой
и маленький. Показывает детям, как спрятать шарик в ладошке. По-
том вызывает кого-либо и предлагает взять любой из двух шариков
и так же спрятать его. Если ребенок берет маленький шарик, он
сможет выполнить задание, если же большой, то шарик остается
видимым. Педагог говорит, что шарик не спрятался, его видно, по-
тому что он большой. Затем раздает всем детям разные шарики и
просит спрятать их в ладошках. Результаты выполнения задания
педагог обсуждает с детьми. После этого снова раздает детям
шарики, на этот раз предоставляя им выбор.

Спрячь игрушки

Цель. Та же, пользоваться пробами при выполнении задания.

Оборудование. Зайчики, мишки (игрушки большие и ма-
ленькие), коробки двух размеров по числу детей.

Ход игры. Педагог раздает детям по две коробки с крышками
(двух размеров) и по две игрушки — большую и маленькую. Про-
сит детей спрятать игрушки в коробочки и закрыть крышками.
Обращает внимание на то, что, если крышка не закроется, значит,
игрушка не подходит для этой коробки — ее надо спрятать в дру-
гую, а то придет волк и увидит зайчика. Таким образом он побуж-
дает детей пробовать.

Опусти шарик в коробку

Цель. Продолжать обращать внимание детей на величину, де-
лать ее значимым признаком, учить детей пробовать закреплять
знание слов «большой», «маленький».

Оборудование. Коробка с маленькой круглой прорезью,
Шарики (большой и маленький) одного цвета.

Ход игры. Педагог ставит на стол коробку, кладет около нее


шарики и говорит детям, что сейчас дети узнают, какой шарик
спрячется в этом домике. Вызывает одного и предлагает протолк-
нуть в отверстие шарик. Ребенок самостоятельно путем проб вы-
полняет задание. Когда маленькие шарики спрячутся в домике, педа-
гог обращает внимание детей, что отверстие в коробке маленькое,
только для маленьких предметов. На подносе остались большие ша-
рики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...