Уложи куклу спать. Оденем кукол. Кто скорее свернет ленту?. Нарядные зверюшки
Уложи куклу спать
Цель. Учитывать величину в практических действиях с пред-
метами, соотносить предметы по величине; закреплять словесное
обозначение величин («большой», «маленький», «больше», «мень-
ше»); учить оценивать свои действия, радоваться положительному
результату.
Оборудование. Две куклы (большая и маленькая), два на-
бора^ постельных принадлежностей в соответствии с размерами
кукол, строительный материал разного размера.
Ход игры. Дети сидят полукругом в игровом уголке. Перед
ними две куклы. Педагог говорит, что куклы устали и хотят спать,
но у них нет кроваток, надо построить их. Обращает внимание на
заранее приготовленный строительный материал. Вызывает двоих
детей и предлагает им построить кровати для кукол. При необ-
ходимости педагог оказывает помощь в расположении элементов
строителя, но не в их выборе. Он также не должен напоминать о
величине кукол и кроватей. Принцип соотнесения их по величине
дети должны выделить сами. Когда кровати будут построены, пе-
дагог предлагает всем посмотреть, удобно ли будет куклам в этих
кроватках, спрашивает, какая кровать для какой куклы построена.
Дети кладут кукол и таким образом проверяют соответствие вели-
чин кукол и кроватей. В оценке результатов должны участвовать
все дети. Если же дети-«строители» допустили ошибки (кровать
оказалась слишком велика для маленькой куклы или слишком
мала для большой), педагог предлагает построить новые. Затем до-
стает белье и просит других двоих детей постелить его на кровати.
При этом дети вновь контролируют величину построек. Когда кро-
вати застелены, педагог сам раздевает, укладывает кукол и говорит:
«Вы хорошо помогли куклам: эта кукла больше — вы построили ей
большую кровать, кукле будет удобно спать. Эта кукла меньше —
вы построили маленькую кровать. Ей тоже будет удобно. На боль-
шую кровать вы постелили большую простынку и положили боль-
шую подушку, а на маленькую кровать — маленькую простынку и
маленькую подушку. Теперь куклы будут спать спокойно».
Оденем кукол
Цель. Та же.
Оборудование. Четыре куклы разного размера, два комплек-
та одежды для них (платье с чепчиком и пальто с шапкой).
Ход игры. Вначале детям дают двух кукол — самую большую
и самую маленькую, т. е. кукол, резко контрастных по величине.
«Куклы встали после сна и забыли, кто в чем был одет, — говорит
педагог. — Помогите им одеться». Раскладывает на столе впере-
мешку два платья, два чепчика. Величину предметов педагог не
называет, дети должны самостоятельно выбрать одежду для кукол.
Педагог вызывает ребенка и просит его найти куклам их вещи. В
случае ошибочного выбора педагог не останавливает ребенка, а
предлагает примерить выбранную вещь маленькой или большой кук-
ле, т. е. практически убедиться в своей ошибке. Когда куклы оде-
ты, педагог помогает детям закрепить свои действия в слове: «Эта
кукла большая — ей маленькое платье не подойдет, а нужно боль-
шое платье и большой чепчик. А эта кукла маленькая — ей нужно
маленькое платье и маленький чепчик».
Вариантом игры может быть задание «Оденем кукол на про-
гулку». Игра проводится так же, но дети надевают куклам пальто
и шапку.
В дальнейшем можно дать сразу 3—4 куклы и увеличить коли-
чество одежды для них.
Кто скорее свернет ленту?
Цель. Продолжать формировать отношение к величине как
значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со
словами «длинный», «короткий».
Оборудование. Две ленты, закрепленные одним концом на
палочках: одна из них длинная (50 см), а другая короткая (20 см);
ленты одинаковой ширины и одного цвета.
Ход игры. Педагог предлагает детям научиться свертывать
ленту, показывает, как это делать, дает каждому попробовать.
Затем предлагает поиграть в игру «Кто скорее свернет ленту».
Вызывает двоих, дает одному длинную, другому короткую ленту и
просит всех посмотреть, кто первый свернет свою ленту. Естест-
венно, побеждает тот, у кого лента короче. После этого педагог
раскладывает ленты на столе так, чтобы разница их длин была хо-
рошо видна детям, но ничего не говорит. Затем дети меняются лен-
тами. Теперь выигрывает другой ребенок. Когда дети сядут на
место, педагог вызывает других детей и предлагает одному из них
выбрать ленту. Спрашивает, почему он хочет эту ленту. После
ответов детей называет ленты «короткая», «длинная» сразу обоим
детям и обобщает действия детей: «Короткая лента свертывается
быстро, а длинная медленно».
Нарядные зверюшки
Цель. Та же.
Оборудование. Игрушки зверей (мишки, зайки, собачки,
3 Зак. 2373 А. А. Катаева
кошки), ленты длинные и короткие по числу игрушек; длинные
ленты по сравнению с короткими должны быть такими, чтобы их
можно было обернуть вокруг шеи мишки (собачки и др. ) и завя-
зать красивый бант.
Ход игры. Педагог рассаживает на стол игрушки (мишки,
зайки, собачки, кошечки и т. д. ) и говорит, что зверюшки хотят
устроить праздник и просят их нарядить — завязать им красивые
банты. Вызывает двоих детей, предлагает каждому взять одну иг-
рушку и по одной ленте (на столе две ленты — длинная и корот-
кая). Дети берут ленты и пытаются завязать бант своей игрушке.
Педагог помогает им. Естественно, у того, кто взял длинную ленту,
бант получается, а у другого ребенка нет. Педагог спрашивает у
ребенка с длинной лентой, получился ли из нее бант. После чего
показывает игрушку с красивым бантом. «А вот собачка огорчена, —
говорит педагог, — у нее бант не получился. Какая была лента у
собачки? (Вместе с детьми снова рассматривает ленту. ) Она корот-
кая. Из короткой ленты бант не получился». Потом вызывает сле-
дующую пару детей и снова предлагает им выбрать ленты. Если
оба ребенка хотят длинную ленту, заменяет короткую на длинную.
Когда всем зверюшкам завязаны банты, педагог обобщает: «Из
длинной ленты можно сделать бант, а из короткой нельзя». Затем
предлагает детям поплясать с игрушками, дает каждому игрушку
и дет^ свободно пляшут.
Воспользуйтесь поиском по сайту: