Построй ворота. Значительное восприятие величины
Построй ворота
Цель. Обратить внимание на высоту и ширину предметов,
учить соотносить предметы по высоте и ширине в действиях с ними;
закреплять знание слов «высокий», «низкий», «широкий», «узкий».
Оборудование. Строительный материал (бруски разной ве-
личины), машины разной величины (высокая с подъемным краном
или пожарная с лестницей, низкая, широкая и узкая).
Ход игры. Дети сидят полукругом, педагог на стуле напро-
тив них. Сбоку от него на полу лежат вперемешку бруски разного
размера. Педагог ввозит в круг машину (грузовую или легковую)
и предлагает кому-либо построить для нее ворота. Ребенок строит
ворота, и педагог прокатывает через них машинку к ребенку, тот
вновь катит к педагогу. Машину могут катать друг к другу двое
детей. Затем педагог берет новую, высокую машину (подъемный
кран) и предлагает прокатить ее через ворота. Дети катят машину,
ворота падают. Педагог просит восстановить ворота и попробовать
прокатить машину медленно. Обнаруживается, что машина не
проходит, так как она выше ворот. Педагог спрашивает, что надо
сделать, чтобы машина прошла в ворота, стараясь навести на мысль
о постройке новых, высоких ворот. Когда ворота будут построены,
дети прокатывают через них машину, а педагог говорит: «Ворота
были низкие, а машина высокая, она не могла проехать. Теперь мы
построили другие, высокие ворота и машина проехала». Затем
детям дают широкую машину, ворота раздвигают вширь. Педагог
подводит итог, объясняя, что для широкой машины нужно по-
бб
строить широкие ворота. При повторном проведении игры можно
предложить нескольким детям одновременно строить ворота, учи-
тывая их размеры с величиной машины по высоте и ширине.
Значительное восприятие величины
В играх данного раздела ребенок не может уже действовать с
помощью проб. Величины предметов надо сопоставить зрительно.
Однако в случае затруднений ребенок может проверить свой выбор
наложением. При наложении предметы одинаковых величин совпа-
дают, и если их обвести по контуру, то оба контура ощущаются
как один. Если же контуры не совпадают, значит, предметы раз-
личны по величине. Естественно, что таким способом можно прове-
рять лишь однотипные предметы, имеющие одинаковую форму.
При соотнесении предметов по величине следует обратить вни-
мание на разные параметры величины (длину, высоту, ширину) в
тех случаях, когда они оказываются существенными для выпол-
нения задания.
Важно помнить, что ребенок должен выполнить задание само-
стоятельно, не следует предварять его действия словесной инст-
рукцией. Только после того как ребенок выполнил задание, полу-
ченный им результат надо уточнить словом. Например, в игре
«Лото» даются карточки с изображением большой и маленькой
матрешек. Педагог поднимает карточку-образец и спрашивает: «У
кого такая? » (Нельзя говорить «у кого большая? ») После того
как ребенок сделает выбор, соотнесет образец с изображением
на своей карте, педагог говорит: «Правильно, у меня большая
матрешка и у тебя такая же большая».
Лото (определение предмета по величине)
Цель. Учить определять зрительно предметы резко различной
величины, соединять зрительный образ со словом.
Оборудование. Большие карточки с изображением двух
предметов, каждый представлен двумя величинами (большой и ма-
ленький); предметы расположены на карточках по-разному (напри-
мер: большой дом, маленький дом, маленькое дерево, большое
дерево; маленькая машина, маленький мяч, большая машина, боль-
шой мяч и т. п. ), карточки с изображением отдельных предметов
(больших и маленьких).
Ход игры. Педагог раздает детям большие карточки и по
одной карточке-образцу, спрашивая: «У кого такая? » Ребенок дол-
жен не просто узнать предмет, а соотнести изображения предметов
по величине, т. е. правильно наложить большой предмет на большой,
маленький на маленький. После этого закрепляют результат в сло-
ве: «Правильно, это большой дом».
В дальнейшем задание усложняется: на карточках изображены
разнородные и разные по величине предметы. По мере усвоения
игры каждому ребенку дают не одну, а 2—3 карточки.
3* 67
Воспользуйтесь поиском по сайту: