Почтовый ящик. Зрительное восприятие формы. Найди свой стул. Найди свою пару. Бегите ко мне. Найди ключ для мишки (зайки, куклы, собачки, кошки и др.)
Почтовый ящик
Цель. Та же.
Оборудование. Почтовый ящик — пластмассовая или де-
ревянная коробка с пятью прорезями разной формы; десять объем-
ных геометрических фигур, соответствующих прорезям коробки.
Ход игры. Педагог ставит перед ребенком коробку, обращая
его внимание на прорези, а рядом выкладывает объемные фигуры
так, чтобы основание каждой фигуры, соответствующее форме про-
рези, оказалось вверху. Ребенку предлагается опустить все «по-
сылки» в почтовый ящик, т. е. определить, к какой прорези под-
ходит та или иная форма. В случае затруднения педагог просит
ребенка примерить фигуру к прорези, поворачивая нужной стороной.
Зрительное восприятие формы
В играх данного раздела нельзя действовать с помощью прак-
тической ориентировки, здесь форму надо увидеть, сопоставить
зрительно. Иногда можно практически проверить результат с по-
мощью наложения и примеривания.
Найди свой стул
Цель. Учить воспринимать плоскостную форму, осуществлять
выбор по образцу, проверять его с помощью наложения; продол-
жать развивать у детей внимание, ориентировку в помещении.
Оборудование. Парные плоскостные картонные или пласт-
массовые формы одного цвета (круги, квадраты, треугольники,
овалы, прямоугольники, шестигранники, трапеции и др. ) по числу
детей.
Ход игры (проводится сначала с подгруппами из 2—3 детей,
затем количество участников увеличивается до 5—6). Педагог кла-
дет на своем столе три плоскостные формы, например, круг, квад-
рат и треугольник. Вызывает троих детей и каждому дает по од-
ной форме. Затем поднимает одну из форм и спрашивает: «У кого
такая? » Ребенок, у которого есть такая форма, подходит к столу,
и педагог проверяет правильность выбора, помогая ему наложить
свою форму на форму-образец и обвести их по контуру, уточняет
совпадение краев. Ребенок садится на стул, а педагог поднимает
другую форму. Выходит другой ребенок и так же проверяет ре-
зультат. После этого начинается сама игра: педагог расставляет
на некотором расстоянии три стула, дети по удару в барабан или
бубен разбегаются по комнате, держа формы. Педагог расклады-
вает на стулья формы-образцы и предлагает детям найти свои
места. Ребенок должен сесть на тот стул, на котором лежит такая
же, как и у него, форма. Правильность своего выбора он проверяет
путем наложения и обведения формы по контуру. Педагог помогает
каждому это выполнить. Затем игра проводится с другими детьми,
у которых другие формы.
По мере усвоения детьми правил игры момент наложения формы
на образец можно опустить.
Найди свою пару
Цель. Та же.
Оборудование. Два одинаковых комплекта одного цвета гео-
метрических форм по числу детей.
Ход игры. Педагог распределяет детей на две подгруппы и
размещает их на противоположных сторонах комнаты. Детям каж-
дой подгруппы раздают по одной форме из комплекта. По сигналу
педагога дети идут друг к другу и каждый ищет свою пару, т. е.
берет за руку того, у кого такая же форма. Свой выбор они про-
веряют путем наложения карточек друг на друга и обведения фор-
мы по контуру. Парами дети маршируют по комнате и проходят
через условные воротца.
Бегите ко мне
Ц ел ь. Продолжать учить выбору формы по образцу, сделать ее
значимым для действия признаком; развивать внимание детей, уме-
ние действовать по сигналу.
Оборудование. Флажки одного цвета, но разной формы
(квадратные, прямоугольные и треугольные) по числу детей.
Ход игры. Детям раздают флажки: одним — квадратные,
другим — треугольные, третьим — прямоугольные. Они разбегаются
по группе под удары в бубен. С прекращением звучания оста-
навливаются, педагог поднимает один из флажков, и те, у кого флаж-
ки такой же формы, подбегают к нему. Затем дети снова разбегаются
под звуки бубна. Игра возобновляется, но педагог поднимает другой
флажок. Необходимо варьировать очередность в показе флажков,
чтобы дети не ориентировались на порядок их предъявления; сиг-
налом должна служить форма флажков.
Найди ключ для мишки (зайки, куклы, собачки, кошки и др. )
Цель. Та же.
Оборудование. Листы картона с изображениями домиков
по числу детей. На каждом листе изображены два домика (на двери
одного нарисована собачка с квадратиком в зубах, на двери друго-
го — мишка с треугольником в лапах и т. п. ), картонные трафареты
животных, мелкие геометрические формы.
Ход игры (проводится вначале как индивидуальное занятие,
а затем со всей группой детей). Перед ребенком на столе раскла-
дывают карту с изображением домиков, трафареты двух животных
и поднос с мелкими геометрическими формами. Педагог предла-
гает ребенку рассмотреть животных, назвать их и угадать, в каком
домике они живут. Взрослый берет мишку и спрашивает: «Как ты
думаешь, где его дом? » Вместе с ребенком находит дом мишки и
говорит: «Домик заперт. Видишь, какой замок. Помоги мишке
найти такой же формы ключ». (Показывает на геометрическую
форму в лапах мишки. ) Ребенок берет с подносика треугольник.
«Молодец, ты правильно нашел ключ — тут изображен треугольник
и ты взял его», — говорит педагог. Надо отметить, что геометри-
ческая форма называется только тогда, когда ребенок произвел вы-
бор ее. Затем он находит ключ к домику собаки.
Если игра проводится со всеми детьми, то материал одновре-
менно раздается всем детям, так как им уже знакомы ход игры и
ее задачи. В этом случае дети действуют самостоятельно, а педа-
гог проверяет результат у каждого ребенка.
Угадай, что я нарисовала (занятие)
Цель. Учить вычленять контур предмета, соотносить объемную
форму с плоскостной, узнавать предметы в рисунке, знать их наз-
вания.
Оборудование. Разные предметы, бумага, фломастеры.
Ход занятия. При первоначальном проведении игры следует
брать предметы простой геометрической формы (шар, куб, брусок,
овоид). В дальнейшем используют предметы сложной формы, сос-
тоящие из нескольких частей, но в основе одна простая форма (не-
валяшка), затем предметы, состоящие из 2—3 простых форм (сне-
говик, цыпленок, дом из двух частей, ворота из трех брусков и т. п. ).
Педагог ставит на свой стол два предмета — куб и шар, кла-
дет бумагу, фломастер и говорит детям, что сейчас будет рисовать,
а они должны угадать, что он нарисует. Потом педагог медленно
обводит пальцем по контуру сначала одного, а затем другого пред-
мета, т. е. выделяет основную плоскостную форму каждого из них.
При этом надо помнить, что предмет обводят всегда в одном и том
же направлении, по часовой стрелке, и один раз, возвращаясь к
исходной точке. Округлые формы обводят плавно, без остановок,
угловатые — с остановками на углах и резким поворотом на новое
ребро.
После того как оба предмета обведены, педагог рисует контур
одного из них на листе бумаги и просит кого-либо взять тот пред-
мет, форму которого он нарисовал, и наложить его на рисунок.
«Правильно, я нарисовал шар, и ты выбрал шар», — говорит педагог,
поднимает рисунок и шар и показывает их детям. Потом он рисует
второй предмет (куб) и предлагает другому ребенку приложить
предмет к рисунку, вновь подытоживая результат: «Правильно, это
шар, а это куб».
Когда игра проводится с предметами сложной формы, то дети
не накладывают выбранные предметы на рисунки, а кладут их рядом
с предметом.
Лото (нахождение формы)
Цель. Та же.
Оборудование. Карточки с изображением трех одноцветных
форм (например, на одной — круг, квадрат, треугольник; на дру-
гой — круг, овал, квадрат; на третьей — квадрат, прямоугольник,
треугольник и т. п. ), набор мелких карточек с изображением одной
формы для наложения на большие карточки.
Ход игры. Каждому ребенку педагог дает большую карточку,
а себе берет маленькие карточки, предварительно разложив их по
формам. Поднимает одну карточку, например круг, и спрашивает:
«У кого такая? » (Форма не называется. ) Те, у кого на карточках
есть круг, поднимают руки, и педагог раздает им маленькие кар-
точки с кругами, одновременно проверяя правильность выбора:
«Молодцы, у меня круг и у вас круг». Дети накладывают малень-
кие карточки на соответствующее изображение. Затем он пере-
ходит к следующей форме и поднимает, например, трапецию. Однако
при оценке ответа детей он не называет эту форму, так как с ее на-
званием детей не знакомят, а просто отмечает, что дети сделали
правильно.
По мере усвоения игры детям дают по две, а затем по три карты.
Выбор производится уже не из 3, а из 6—9 форм.
В дальнейшем в роли ведущего может быть ребенок, педагог
садится среди детей и берет себе большую карту.
Воспользуйтесь поиском по сайту: