Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Хлоп-хлоп. Светофор. Оденем кукол. Формирование целостного образа предмета. Узнавание и различение предметов. Найди свою игрушку




Хлоп-хлоп

Цель. Учить действовать по цветовому сигналу, развивать
внимание.

Оборудование. Цветовые карточки или- цветные флажки.

Ход игры. Педагог ставит перед собой подставку с двумя
флажками разного цвета, например синего и голубого. Предла-
гает детям хлопать в ладоши, когда поднимает синий флажок, а с
поднятием голубого флажка — положить руки на стол (показывает,
как это сделать). Затем педагог попеременно поднимает флажки,
то синий, то голубой, а дети производят соответствующие действия.
В дальнейшем очередность в показе флажков меняется так, чтобы
дети ориентировались только на цветовой сигнал.

Светофор

Цель. Продолжать учить ориентироваться на цветовой сигнал,
действовать в соответствии с ним, рассказать о светофоре: крас-
ный цвет запрещает движение (стоп! ), зеленый разрешает (иди! ).

Оборудование. Игрушка светофор на батарейках или само-
дельный (на ручке картонный круг, обклеенный с одной стороны
зеленой, с другой — красной бумагой).

Ход игры. Педагог знакомит детей со светофором, ^ показы-
вает, как загорается свет (поворачивает круг зеленой и красной
сторонами). Просит детей рассказать, видели ли они светофор на
улице, что они о нем знают. Обобщая ответы детей, педагог пред-
лагает поиграть в светофор. Дети встают друг за другом, кладут
руки впереди стоящим на плечи — это трамвай. Педагог исполняет
роль милиционера (действует светофором). При появлении крас-
ного сигнала трамвай останавливается, зеленого — едет (дети пере-
двигаются по комнате).

В дальнейшем игра может проводиться и на участке. Дети могут
двигаться по очерченной полосе — улице, выполнять роль машины
(их может быть несколько) или ехать на велосипедах и т. п.
«Нарушители» — те, кто не соблюдал сигнал светофора, выходят
из игры. Роль милиционера может выполнять ребенок.

Оденем кукол

Цель. Активизировать представления о цвете, закреплять зна-
ние названий цветов.

Оборудование. Картонная кукла с набором одежды.

Ход игры (проводится с небольшими подгруппами из 2—3 де-
тей). Дети с педагогом сидят вокруг стола. На нем кукла с набором
одежды. Педагог предлагает послушать рассказ о кукле Наташе,
июму из детей выполнять действия по ходу рассказа. Начина-
ет: «Кукла Наташа встала утром и начала одеваться, чтобы пойти
в детский сад. Она надела желтое платье. Где желтое платье?
(Ребенок находит его и надевает на куклу. ) Коричневый бант и


коричневые туфли. (Ребенок находит нужные предметы. ) Правиль-
но! Сейчас зима. Наташа надела красивое красное пальто с серым
воротником и меховую серую шапку. На ноги она надела красные
сапожки. (Действует другой ребенок. Он находит все перечисленные
вещи и надевает на куклу. ) Кукла говорит: «Спасибо! » Наташа
пошла в детский сад и внимательно смотрела на светофор». (Пе-
редает куклу третьему ребенку, а сам держит светофор. Ребенок
ведет куклу через дорогу, подчиняясь сигналам светофора. )

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ОБРАЗА ПРЕДМЕТА

Восприятие предмета как целого лежит в основе освоения ре-
бенком окружающего мира, способствует развитию всей его дея-
тельности. Целостный образ предмета вначале бывает нечетким,
расплывчатым, недифференцированным, т. е. ребенок узнает знако-
мый предмет, но не может передать его в рисунке, лепке. Это про-
исходит не потому, что он не умеет лепить и рисовать. Он просто
не представляет себе предмет достаточно четко, не способен выде-
лить его контур, части, из которых состоит данный предмет.

У умственно отсталого ребенка формирование целостного об-
раза происходит в более поздние сроки и без специального кор-
рекционного воздействия остается недостаточным, что отрицательно
сказывается на развитие трудовой деятельности. Дети плохо осоз-
нают внешний вид и строение предмета, зачастую не узнают его
в изображении.

В данном разделе даны дидактические игры на формирование
у умственно отсталых детей целостного образа предмета. При про-
ведении игр желательно придерживаться предлагаемой последова-
тельности, так как она учитывает закономерности формирования
целостного образа — от узнавания к восприятию и представлению.

Узнавание и различение предметов

Развитие целостного восприятия предмета начинается с узна-
вания. Умственно отсталые дети не всегда могут узнать предмет в
новой ситуации, выделить его из общего фона. Они испытывают
трудности при опознании предмета в рисунке, особенно если этот
предмет изображен в необычном ракурсе или в несколько изме-
ненной форме. А так как ознакомление с окружающим, обучение
речи, счету ведутся с помощью картинок, то у детей могут сформи-
роваться неправильные представления, недостаточно точно отнесен-
ные к слову. Вот почему играм на узнавание предметов уделяется
большое внимание.

Найди свою игрушку

Цель. Учить узнавать знакомые предметы среди других, раз-
вивать внимание, вызывать положительное отношение к игрушке.
Оборудование. Игрушки по числу детей.
Ход игры. Педагог раздает каждому по одной игрушке и пред-


лагает поиграть с ними. Детям, которые не могут сами начать игру,
помогает выбрать игровое действие (покачать куклу, поплясать
с мишкой, покатать мяч, разобрать и собрать матрешку и т. п. ).
Затем просит детей принести игрушку к нему на стол, собирает
их, перемешивает, накрывает салфеткой, отсчитывает до 15—20
и говорит, что тот, кто найдет свою игрушку, получит ее обратно
и сможет поиграть с ней, чужую игрушку брать нельзя. Дети по
одному подходят к столу и берут игрушки. Когда останется только
две игрушки, педагог незаметно подкладывает еще две, чтобы у
детей был выбор. При необходимости помогает им вспомнить,
какие игрушки у них были («С чем ты играл? », «Что ты катал? »,
«Кого ты качала? » и т. п. ). Результаты каждого выбора закрепля-
ются в слове: «Верно, ты играл с мишкой и нашел своего мишку».
Получив свои игрушки, дети играют с ними.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...