Найди свое место. Игрушки идут на праздник. Что на картинке. Запомни и найди. Запомни и назови. Что изменилось. Целостное восприятие предмета и осознание отдельных частей в этом предмете
Найди свое место
Цель. Та же.
Оборудование. Игрушки по числу детей.
Ход игры. Дети с игрушками садятся на стулья, поставленные
в ряд. По сигналу педагога они разбегаются по комнате, оставив
игрушки на стуле и так же по сигналу бегут на свои места, ори-
ентируясь на игрушки. Игра повторяется 2—3 раза. По мере осво-
ения игры задание усложняется: пока дети бегают, педагог меняет
местами игрушки на стульях.
Игрушки идут на праздник
Цель. Учить подбирать одинаковые (парные) предметы по об-
разцу, активизировать внимание.
Оборудование. Парные игрушки (два одинаковых мишки,
две куклы, два зайца; второй набор: четыре куклы — две пары,
отличающиеся друг от друга по величине, два одинаковых мишки и
т. п. ).
Ход игры. Один комплект игрушек педагог раскладывает на
своем столе, другой на таком же столе, находящемся на некотором
расстоянии и говорит: «Куклы, мишки, зайки хотят идти на празд-
ник парами, но не могут найти свои пары: мишке нужен такой же
мишка, кукле — кукла, зайке — зайка. Помогите им, ребята». Дети
по очереди подходят к столу педагога, берут по одной игрушке и
находят ей пару на соседнем столе, устанавливают их парами друг
за другом. Педагог берет бубен или барабан, и дети передвигают
игрушки по столу. Игра повторяется с другими детьми. Затем каж-
дый ребенок получает по одной игрушке, по сигналу бубна дети
разбегаются по комнате. Найдя свою пару, они маршируют с игруш-
ками по комнате.
Что на картинке
Цель. Узнавать предмет в рисунке, развивать внимание.
Оборудование. Наборы предметов и парных к ним изобра-
жений (игрушки, посуда, одежда, овощи, фрукты и др. ).
Ход игры. Педагог расставляет на отдельном столе предметы
(на 2—3 предмета больше, чем количество участников), вызывает
ребенка, показывает ему картинку так, чтобы другие дети ее не
видели, и говорит: «Сейчас вы будете угадывать, что нарисовано
на этой картинке». Кладет картинку на свой стол, просит ребенка
дать такой же предмет (игрушку), не называя его. Ребенок выби-
рает предмет и ставит на большой стол. Педагог спрашивает всех,
что нарисовано на картинке. После ответа ребенок показывает
картинку всем играющим. Дети оценивают правильность выбора.
Если ребенок выбрал не тот предмет, педагог предлагает ему
исправить ошибку. Затем педагог подытоживает результат: «Вы
угадали — на картинке нарисована машина, и Таня принесла ма-
шину».
Сначала выбор производится из 3 предметов, в дальнейшем
из 6—8.
Лото (узнавание предметов по картинке)
Цель. Учить выбирать парные предметы по образцу, развивать
внимание, интерес к узнаванию и различению предметов, изоб-
раженных на картинке.
Оборудование. Карты лото с изображением трех знакомых
детям предметов, маленькие карточки с изображениями тех же пред-
метов.
Ход игры. Педагог раздает детям карточки лото, а сам под-
нимает одну из маленьких карточек и спрашивает: «У кого такая
картинка? » После того как выбор сделан, ребенок получает кар-
точку, а педагог называет предмет: «У Вовы ложка, правильно».
При повторных проведениях игры каждому ребенку дают не 1,
а по 2—3 карты лото (6—9 картинок).
Запомни и найди
Цель. Продолжать узнавать одинаковые изображения, запоми-
нать их и соотносить мысленно в представлении, закреплять зна-
ние названий предметов.
Оборудование. То же, чистые листы бумаги или картона.
Ход игры. Принцип организации аналогичен ранее приведен-
ным играм. Только педагог, показав маленькую карточку, говорит:
«У кого такая? »
Запомни и назови
Цель. Учить соотносить название предмета с его изображе-
нием, вспоминать предмет по слову-названию.
Оборудование. То же.
Ход игры. Принцип организации и методика проведения игры
аналогичны играм, предложенным ранее.
Что изменилось
Цель. Учить запоминать предметы и их изображения, распо-
ложение предметов и картинок в пространстве, развивать внимание,
воспитывать интерес к внешнему виду предметов и их различению.
Оборудование. Предметы, игрушки, картинки, экран (сал-
фетка), наборное полотно.
Ход игры. 1-й вариант. На столе педагога стоят четыре
предмета (например, тарелка, чашка, матрешка, машина). Педагог
просит детей внимательно рассмотреть предметы, закрывает их
салфеткой или загораживает экраном, отсчитывает до 15, незаметно
забирает, прячет один из предметов, снимает салфетку (экран) и
спрашивает: «Чего не стало? » При повторном проведении игры ко-
личество предметов увеличивается.
2-й вариант. Та же игра проводится с картинками, которые
вставляются в наборное полотно и закрываются экраном.
3-й вариант. Игра проводится так же, как и в 1-м варианте,
но педагог не прячет игрушки, а меняет их местами. Сняв экран,
спрашивает: «Что изменилось? »
4-й вариант. Проводится так же с картинками.
Целостное восприятие предмета и осознание отдельных частей в этом предмете
Цели, которые стоят перед дидактическими играми данного раз-
дела, значительно сложнее. Детям предстоит осознать, что внешний
вид предмета может меняться в зависимости от того, с какого
положения на него смотрят — спереди, сзади, сбоку, снизу или
сверху, но это все равно будет один и тот же предмет. Нужно
также дать понять, что целый предмет может состоять из отдельных
частей, каждая из которых не только имеет свою функцию, но и
свою форму, величину, свое определенное место в целом, неиз-
менное пространственное расположение. Все это, естественно, вы-'
зывает большие трудности у умственно отсталого ребенка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: