По грибы. Ктогде живет. Что кому дать. Цвет и форма
По грибы
Цель. Учить подбирать к образцу не один, а несколько объек-
тов одного цвета; закреплять результат обобщающим словом.
Оборудование. Грибы из счетного материала (шляпки
разного цвета — красные, желтые, белые, коричневые), корзиночки
для сбора грибов.
Ход игры. Дети сидят на стульях в ряд. Педагог расстав-
ляет на полу грибы двух цветов, например красные и желтые. Бе-
рет две корзиночки и в одну из них кладет гриб с красной шляпкой,
в другую — с желтой. Отдает корзинки двум детям и просит собрать
в них «такие» грибы, какие лежат в корзинках. Дети собирают
грибы, а остальные наблюдают за их действиями. Затем дети по-
казывают, кто что собрал в корзинку, и результат обобщается в
слове — «все красные», «все желтые».
Ктогде живет
Цель. Учить самостоятельно определять основание для груп-
пировки; подбирать к образцу не один, а несколько предметов.
Оборудование. Игрушки, строительный материал, мебель.
Ход игры. 1-й вариант. Педагог строит из настольного
строителя два больших загона: в один из них ставит игрушку,
изображающую животное, в другую — машину. Перед ребенком
расставляет вперемешку игрушки (животные и машины, сна-
чала 6, а затем 8—10) и просит подумать, найти для игрушек
дом — расставить всех по местам. Если ребенок ошибается, педа-
гог переставляет первые две игрушки правильно, а затем не вме-
шивается в действия ребенка. Затем вновь игрушки расставля-
ются вперемешку. Другой ребенок выполняет задание. В конце
игры подводится итог: «В этом доме живут животные, а в этом на-
ходятся машины».
2-й вариант. Педагог ставит перед детьми шкаф и стол из
кукольной мебели. На одном из столов разложены вперемешку ку-
кольная посуда и одежда. Педагог вешает в шкаф одно платье,
а на стол ставит одну тарелку и предлагает ребенку разложить
все вещи по местам. В процессе работы помогает и по окончании
подводит итог: «Здесь, в шкафу, висит вся одежда — платье,
пальто, кофточка, а на столе стоит вся посуда — тарелки, ложки,
чашки».
3-й вариант. Педагог строит «зоопарк» и располагает в од-
ном загоне зверей, а в другом — птиц. В дальнейшем игра прово-
дится аналогично прежним вариантам.
Что кому дать
Цель. Продолжать учить самостоятельно определять осно-
вание группировки, выделять существенный для данной задачи
признак предмета; учить выделять цвет и форму в качестве осно-
вания для группировки предметов.
Оборудование. Флажки, листья разной формы, цвета и ве-
личины.
Ход игры. 1-й вариант. Две подгруппы детей сидят на
стульях друг против друга: в одной подгруппе — девочки, в дру-
гой — мальчики. Педагог раскладывает на столе прямоугольные
и треугольные флажки и говорит, что сейчас все будут марши-
ровать с флажками. Только девочкам надо раздать такие флажки
(показывает квадратный флажок и дает одной из девочек), а маль-
чикам такие (показывает треугольный флажок и дает одному из
мальчиков). Затем предлагает кому-либо из детей внимательно
посмотреть, какие флажки надо дать девочкам, а какие — маль-
чикам, и раздать их. Если ребенок затрудняется, помогает ему
выбрать первые два флажка. Способ раздачи выбирает сам ре-
бенок. Он может раздать флажки сначала девочкам, затем —
мальчикам или поочередно. В заключение педагог подводит итог:
«У девочек все флажки квадратные, а у мальчиков треугольные».
Дети встают в шеренгу и маршируют с флажками под звуки бубна
или барабана.
2-й вариант. Детям раздают флажки одной формы, но раз-
ного цвета, т. е. группировка производится не по форме, а по
цвету. В остальном игра проводится так же, как в первом варианте.
3-й вариант. Педагог приносит в группу одинаковые по
форме листья трех цветов (зеленые, красные, желтые), вырезанные
из картона. Рассаживает детей тремя подгруппами. Теперь перед
ребенком, который должен раздавать листья, стоит задача распре-
делить их на три подгруппы, выделив цвет как основной признак
для этого. Когда листья будут розданы, педагог предлагает де-
тям потанцевать с ними. Время от времени он останавливает
детей, подняв один из листиков, говорит: «Бегите ко мне». Если
он поднимает зеленый лист, к нему бегут дети с зелеными листьями
и т. д. В конце педагог поднимает три листочка и к нему подбе-
гают все дети.
Цвет и форма
Цель. Учить менять основание группировки предметов в со-
ответствии со сменой образцов.
Оборудование. Плоскостные карточки с наклеенными гео-
метрическими формами (круги, квадраты, треугольники, овалы,
прямоугольники, трапеции, шестиугольники) шести цветов (красный,
оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий) — всего 42 элемента.
Ход игры (проводится индивидуально). Ребенок сидит за
столом напротив педагога, он выкладывает перед0 ребенком на
довольно большом расстоянии от него образцы, например красный,
синий, желтый круги, т. е. объекты, одинаковые по форме и разные
по цвету, и просит ребенка положить сюда «все такие» (показы-
вает на красные круги), сюда «все такие» (показывает на синие
круги), сюда «все такие» (показывает на желтые круги). В сто-
роне на столе лежат все карточки этих цветов (квадраты, тре-
угольники, овалы, трапеции, шестиугольники, прямоугольники —
всего 18 карточек). Педагог берет одну из -карточек и просит
ребенка положить ее «куда надо», протягивает ее ребенку. Если
ребенок кладет карточку неверно или же не решается выполнить
задание, педагог делает это сам, но при этом ничего не говорит
ребенку, а протягивает ему вторую карточку и так по одной все
остальные. Когда все карточки будут разложены по цвету, педа-
гог спрашивает ребенка: «Какие формы ты положил сюда? » —
либо подтверждает его ответ: «Правильно, сюда ты положил крас-
ную карточку».
После этого педагог переходит ко второй части игры, когда
меняется принцип группировки (в основу берется форма). Пе-
дагог просит ребенка быть внимательным и говорит, что теперь
надо выбирать карточки по-другому. Раскладывает перед ним три
образца карточки с изображением квадрата, круга и треугольника
одного цвета. По одной карточке в случайном порядке подает
ребенку круги, квадраты и треугольники всех имеющихся образ-
цов. Ребенок раскладывает их, а педагог уточняет результат:
«Молодец, ты разложил верно — сюда все круглые, сюда все квад-
ратные, сюда все треугольные формы».
В дальнейшем меняют цвета и формы для группировки, уве-
личивают и количество образцов (4—6 одновременно).
Воспользуйтесь поиском по сайту: