Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Переход от восприятия к наглядно-образному и элементам логического мышления




ПЕРЕХОД ОТ ВОСПРИЯТИЯ К НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОМУ И ЭЛЕМЕНТАМ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Когда мы говорим о переходе от восприятия к наглядно-об-
разному мышлению, то речь идет о возможности восстановления
образов восприятия в представлении и оперирования этими обра-
зами. Такое восстановление развивается и проявляется у детей в
процессе разных видов деятельности. Представление о предметах,
свойствах и отношениях предметов и их частей может быть вызва-
но словом или показом соответствующего изображения и в свою
очередь стать основой рисунка, лепки, аппликации, конструкции
или обеспечить понимание рассказа, узнавание предмета по опи-
санию, отгадывание загадок и т. д. Во всех этих случаях мы имеем
дело с оперированием образами — их перестановкой, соединением
частей мысленным путем.

Такая возможность формируется у нормально развивающегося
ребенка на протяжении дошкольного детства. Даже решая логи-
ческие задачи, дошкольники опираются на наглядные образы, опе-
рируют ими. Например, когда детям предложили задачу: «За
пеньком видны четыре заячьих уха. Сколько зайцев сидит за
пеньком? » — они давали следующие ответы: «Два зайца, потому что
у каждого зайца два уха», «Два, потому что у каждого вот так»
(приложил к своей голове два пальца), «Два, потому что они ря-
дом сели и сложили свои уши, получилось четыре».

В этом возрасте у детей появляется более обобщенное вос-
приятие, опирающееся не только на отдельные свойства предме-
тов, но и на связи и отношения между ними. На этом уровне у
детей возникает возможность наглядно-пространственного модели-
рования предметов и ситуаций, котурая находит свое выражение в
деятельности детей: в рисунках они своеобразно отражают окру-
жающую действительность.

В дошкольном возрасте дети способны к систематизации, со-
ставлению сериации, упорядочиванию, основанном на логическом
построении объектов, выстраивании их в ряд по какому-либо
чувственно воспринимаемому признаку, свойству. Это свойство
постепенно идет по убывающей или по возрастающей линии.
Например, на этом принципе основан звуковысотный ряд, по этому
же принципу можно выстроить ряд из матрешек и др.

Переход от восприятия к представлению и наглядно-образному
мышлению — процесс длительный. С этой целью в дошкольных
учреждениях предусмотрены различные занятия. А для умственно
отсталых детей без каждодневной, целенаправленной коррекцион-
ной работы такой переход может и не произойти. В результате
чего они не понимают прочитанный текст, совершенно не умеют
пользоваться схемами, планом, а это в дальнейшем отрицательно
сказывается на их трудовой и профессиональной подготовке.

Сделай целое

Цель. Формировать представление о предмете в целом;


учить соотносить образ представления с целостным образом реаль-
ного предмета; действовать путем примеривания.

Оборудование. Разрезные картинки из 2—6 частей с раз-
ной конфигурацией разреза. Предметы и игрушки, соответству-
ющие изображениям на картинках.

Ход игры (проводится индивидуально и подгруппами).
1-й вариант. Перед ребенком на столе лежит разрезная кар-
тинка с изображением простейшего по форме и хорошо знакомого
ребенку предмета, например мяча или яблока. Ребенку предлагают
сложить картинку так, чтобы получилось целое. При этом пред-
мет не называется. Когда картинка будет сложена (любой резуль-
тат), педагог выкладывает перед ребенком два предмета: один,
изображенный на разрезной картинке, а другой — посторонний,
например кубик. Ребенок должен выбрать тот предмет, который он
сложил, и сравнить полученное изображение с предметом. Педа-
гог помогает ему провести сравнение, используя обводящее дви-
жение. Затем предмет называется.

После этого ребенку дают другие разрезные картинки с изобра-
жением того же предмета (если на первой картинке мяч был раз-
резан пополам вдоль, то на второй — поперек, а на третьей —
по диагонали).

При повторном проведении игры ребенку предлагают соста-
вить более сложные картинки (рыба, неваляшка, домик).

2-й вариант. Перед ребенком раскладывают 3—4 части
одной картинки (например, машины) и одну часть другой картинки
(неваляшки) и предлагают сделать целую картинку. По окончании
ему дают для выбора и соотнесения два предмета (машину и не-
валяшку), которые он сравнивает с изображением под руковод-
ством педагога.

При последующем проведении игры картинки имеют другие
линии разреза.

Нарисуй целое

Цель. Продолжать учить разворачивать части предмета в
представлении, соединяя их в целое, т. е. оперировать образами
в представлении с опорой на целостный образ предмета.

Оборудование. Разрезные картинки с изображением хо-
рошо знакомых детям предметов (с разной конфигурацией разре-
за), бумага, фломастеры или карандаши (черные или коричневые).

Ход игры. Педагог раскладывает перед ребенком разрезную
картинку и просит нарисовать целую картинку, не складывая ее.
Ребенок рисует, а затем называет предмет, который он нарисовал.
После этого педагог просит его сложить картинку и снова нари-
совать ее.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...