Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факультетский руководитель практики




ПРОГРАММА

 

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ практики

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3 КУРСА

ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ

 

для специальности:

1 - 23 01 04 Психология

 

 

Минск, 2010

Составители:

Аксенова О.Е. – преподаватель кафедры клинической и консультативной психологии БГПУ

Юхновец Т.И. - преподаватель кафедры общей и дифференциальной психологии БГПУ

 

 

Рецензенты:

Гончарова С.С. – заведующий кафедрой прикладной психологии БГПУ, кандидат психологических наук

Агейко О.В. – доцент кафедры психологии управления Академии управления при Президенте Республики Беларусь, кандидат психологических наук, доцент

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры общей и дифференциальной психологии БГПУ

Протокол № 1

от «10» сентября 2010 г.

 

Заведующий кафедрой

общей и дифференциальной психологии БГПУ

________________________________

 

Согласовано:

 

 

Декан факультета психологии Л.А. Пергаменщик


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа психодиагностической практики предназначена для студентов 3 курса (при заочной форме получения образования – для студентов 4 курса) специальности 1 – 23 01 04 Психология.

Учебная психодиагностическая практика включена в систему профессиональной подготовки психолога, педагога-психолога. Здесь студенты получают возможность применить теоретические знания на уровне практического решения проблемных ситуаций обучения и воспитания. Практика взаимодействия в учебной ситуации создает предпосылки осознания студентом потребности в получении нового знания, его интериоризации и применения. Целью учебной психодиагностической практики является систематизация теоретических знаний по психологии в процессе практической деятельности психолога-диагноста для формирования активной профессиональной позиции.

Содержание практики строится с учетом как наличного уровня знаний, навыков и умений студентов, так и особенностей практической деятельности психолога, которые необходимо понять студенту. Основными специфическими особенностями профессиональной деятельности практического психолога являются многоуровневость, полифункциональность, полилогичность, полисемантичность, коммуникативность, личностная включенность, эмоциональная «загруженность», использование психологической информации в соответствии с требованиями этического кодекса психолога, динамичность и оперативность. Учебная психодиагностическая практика как специально организованная форма обучения предполагает деятельность студентов-практикантов в условиях аналогичных вышеперечисленным, что позволяет целостно, комплексно опредмечивать профессиональную направленность студентов.

Учебная психодиагностическая практика способствует приобщению к профессиональному сообществу, рефлексии профессиональных возможностей, целей, потребностей, интересов, личностного потенциала, освоению умений межличностного взаимодействия как проявления психологической культуры личности, «человечности» взаимоотношений с коллегами и клиентами, осмыслению собственной профессиональной позиции, профессиональному самоопределению.

Цели и задачи учебной психодиагностической практики опосредованы моделью профессиональной деятельности психолога, системой профессиональной подготовки студентов-психологов и специально организованной ситуации обучения, которая активизирует самостоятельную учебную деятельность студентов.

Длительность первой части учебной психодиагностической практики составляет 2 недели с отрывом от обучения в первом семестре, второй – четыре недели с отрывом от обучения во втором семестре.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

УЧЕБНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Цель первой части учебной психодиагностической практики – закрепление и углубление теоретических знаний психодиагностических методов (наблюдения, анкетирования, интервью, контент-анализа) исследования, совершенствование организационного, технологического и интерпретационного аспектов диагностической работы; формирование профессионально значимых качеств личности студента-психолога.

Цель второй части учебной психодиагностической практики – подготовка студента к выполнению профессиональных функций психолога-диагноста; формирование профессионально значимых качеств личности студента-психолога.

Образовательная цель: усвоение студентами системы знаний о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах реализации функций психолога-диагноста в учреждениях образования; формирование компетенций исследователя-психодиагноста.

Воспитательная цель: формирование у студентов психологической культуры личности, навыков и умений межличностного взаимодействия, укрепление и совершенствование базовых личностных черт: ответственности, активности, адекватности, критичности.

Развивающая цель: формирование научного мировоззрения студентов, их профессиональной субъектности.

Задачи практики [1]:

1. Изучение системы психологической работы на базах практики, содержания деятельности психолога;

2. Приобретение и совершенствование психологических знаний, навыков и умений, приобретенных в период обучения в университете; применение их в практической деятельности;

3. Формирование специальных психодиагностических умений, направленных на принятие и выполнение социального заказа;

4. Формирование профессионально-психологических умений специалиста сферы образования в организации и проведении воспитательной работы; накопление опыта психологической деятельности, оказание практической помощи (выполнении социального заказа) базе практики;

5. Воспитание качеств социально активной и эмпатийной личности, формирование творческого подхода к профессионально-психологической деятельности в сфере образования.

В процессе решения поставленных задач, студенты за период практики развивают умения:

­– анализировать необходимую рабочую документацию и осуществлять планирование своей деятельности;

– анализировать результаты деятельности «коллег» – студентов, практических психологов;

– адекватно применять теоретические знания на практике, адаптировать терминологический и понятийный аппарат к интеллектуальному уровню потребителя психологической информации, к условиям ситуации;

– проводить диагностическое обследование испытуемого, соблюдая весь цикл диагностического процесса;

– составлять психологические характеристики личности испытуемого и группы, коллектива;

– осуществлять профессиональную рефлексию (реализовывать самоанализ деятельности с целью выявления индивидуального стиля, его достоинств и недостатков, прогнозировать дальнейшее профессиональное развитие и намечать пути необходимых коррекций);

– выполнять социальный заказ, связанный с психодиагностическим исследованием;

– сотрудничать с коллегами (принимать участие в коллективном обсуждении результатов работы с сокурсниками и профессиональными психологами);

– оформлять презентацию, защищать результаты практики.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ

Студенты проходят практику, как правило, в учебно-воспитательных учреждениях системы образования, а именно: детских дошкольных учреждениях, школах, детских домах, лицеях, гимназиях, диагностико-реабилитационных центрах, внешкольных учреждениях, средних специальных и высших учебных заведениях и т.п. Работают индивидуально с испытуемыми и с группой обследуемых, используя достижения психологической науки.

Учебная психодиагностическая практика разделена на две части, продолжительность которых составляет две и четыре недели соответственно и разнесены на пятый и шестой семестры (на заочной форме – на 7 и 8 семестры). Прохождение каждого этапа оканчивается дифференцированным зачетом.

1. Установочные конференции.

Установочная конференция является организационным этапом практики. Она проводится за 3 – 5 дней до начала каждого этапа практики для всех студентов и руководителей-методистов. На конференции руководитель практики раскрывает цели, задачи и содержание предстоящей работы, дает рекомендации по ведению и оформлению необходимой документации, сообщает сведения о распределении студентов на базы и формирует группы студентов-практикантов под руководством групповых руководителей-методистов. В каждой группе студентов назначается староста, который выполняет организационные функции (координирует работу студентов, оповещает их о консультациях и других мероприятиях, учитывает посещаемость, выполняет поручения группового методиста).

2. Индивидуальное планирование работы на период практики.

Во время практики студент работает с учетом плана работы психолога учреждения. На основании анализа плана работы психолога, содержания обращений к нему и с учетом требований программы практики студент-практикант совместно с руководителем-методистом и психологом учреждения составляет свой индивидуальный план деятельности, направленный на реализацию целей и задач практики.

В течение каждого этапа практики студент-практикант ведет дневник, в котором отражается выполненная им работа.

3. Итоговые конференции.

Итоговая конференция является заключительным этапом практики и проводится не позднее, чем через 2 недели после окончания каждого этапа. Их проведение осуществляется факультетским руководителем практики в присутствии представителей деканата, руководителей-методистов и психологов с мест прохождения практики. На конференциях анализируется и оценивается работа студентов-практикантов, их отчетная документация, условия прохождения практики.

 

3. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ

ПРАКТИКИ

 

3.1. СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОЙ ЧАСТИ

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Содержание практики опосредовано целями и задачами практики и

предполагает следующие виды деятельности студентов:

1. Индивидуальное планирование работы на период практики (см. Приложение 1).

2. Знакомство с психодиагностической деятельностью психолога:

– целями и задачами психодиагностической деятельности;

– методами и методиками;

– способами исполнения, оформления, предоставления результатов;

– анализом социальных заказов, предъявляемых психологической службе;

– оснащением рабочего места психолога, формами и методами самообразования и повышения квалификации психолога (см. Приложение 2).

3. Выполнение социального заказа (изучение личности испытуемого). Социальный заказ должен отвечать целям и задачам психодиагностической практики, может содержать различные виды деятельности, такие как анализ содержания обращений к психологу для проведения диагностического обследования, составление перечня диагностических процедур, систематизация картотеки психодиагностических методов и методик, проведение диагностического обследования группы с помощью 1–2 методик, выполнение методического материала, обработка, интерпретация имеющегося эмпирического материала и др.

4. Разработка программы, организация, проведение и анализ наблюдения личности испытуемого с учетом социального заказа учреждения и научной литературы (см. Приложение 4).

5. Разработка плана, организация, проведение и анализ беседы, интервью на основе научной литературы (см. Приложение 6).

6. Разработка анкеты, организация, проведение и анализ анкетирования с учетом социального заказа учреждения и научной литературы (см. Приложение 5).

7. Разработка, организация, проведение и интерпретация анализа продуктов деятельности и творчества (контент-анализа) личности испытуемого на основе научных разработок (см. Приложение 7).

8. Составление списка использованной литературы.

Студент предоставляет результаты, оформленные в виде протоколов обследования, включая эмпирический материал. По результатам обработки и интерпретации данных составляется психологическая характеристика личности испытуемого либо группы испытуемых.

9. Составление письменного индивидуального отчета по результатам практики, подписанного самим студентом, руководителем практики от организации, утвержденный руководителем (заместителем руководителя) организации и подтвержденный печатью организации, участие в итоговой конференции.

10. Составление индивидуального и группового отчета по результатам практики, участие в итоговой конференции.

 

3.2. СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОЙ ЧАСТИ

УЧЕБНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Содержание практики опосредовано ее целями и задачами и предполагает следующие виды деятельности студентов:

1. Индивидуальное планирование работы на период практики (см. Приложение 1).

2. Знакомство с психодиагностической деятельностью психолога:

– целями и задачами психодиагностической деятельности;

– методами и методиками психодиагностики;

– способами исполнения, оформления, предоставления результатов;

– анализом социальных заказов, предъявляемых психологической службе;

– оснащением рабочего места психолога, формами и методами самообразования и повышения квалификации психолога (см. Приложение 2).

3. Разработка программы, организация, проведение и анализ диагностического обследования одной группы (см. Приложение 12,13). Устанавливаются сотрудничающие отношения, проводится психодиагностика группы (класса) по 3–4 методикам, осуществляется обработка и интерпретация эмпирических данных, составляется характеристика группы, делаются необходимые рекомендации.

4. Проведение научно-практического диагностического обследования личности 2-х испытуемых в соответствии с предлагаемой программой и с учетом социального заказа учреждения (см. Приложение 10,11,14). С этой целью студент осуществляет полный цикл психодиагностического процесса: принимает запрос, собирает анамнез (см. Приложение 16), проводит диагностику по 10 - 11 методикам, предлагаемым в перечне рекомендуемых диагностических процедур, оформляет протоколы обследования, обрабатывает, интерпретирует полученные результаты и формулирует психологический диагноз, составляет характеристику испытуемого, прогноз развития его личности и необходимые рекомендации (см. Приложение 15).

5. Выполнение социального заказа учреждения, предоставляющего условия для прохождения студентами практики. Социальный заказ должен отвечать целям и задачам психодиагностической практики, может содержать различные виды деятельности, такие как анализ содержания обращений к психологу для проведения диагностического обследования, составление перечня диагностических процедур, систематизация картотеки психодиагностических методов и методик, проведение диагностического обследования группы с помощью 1–2 методик, выполнение методического материала, обработка, интерпретация имеющегося эмпирического материала и др.

6. Разработка развернутого плана-конспекта и проведение презентации психологического просвещения по результатам психодиагностики (см. Приложение 17).

7. Составление списка использованной литературы.

8. Составление письменного индивидуального отчета по результатам практики, подписанного самим студентом, руководителем практики от организации, утвержденный руководителем (заместителем руководителя) организации и подтвержденный печатью организации, участие в итоговой конференции.

9. Проведение диагностики в соответствии с избранной темой курсовой работы (по желанию студентов). Содержание второй части учебной психодиагностической практики позволяет сформировать умения отбора и апробации диагностического инструментария, адекватного целям и задачам научного исследования, осуществлять сбор и первичную обработку эмпирического материала. Полученные данные предоставляются для контроля научному руководителю курсовой работы и групповому руководителю-методисту.

 

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Факультетский руководитель практики

1. Осуществляет общее руководство, координацию и контроль результатов практики по факультету.

2. Обеспечивает студентов базами прохождения практики.

3. Готовит базы практики к приему студентов:

– устанавливает необходимые деловые контакты с руководителями учреждения, психологами;

– знакомит их с целями, задачами, содержанием практики;

– согласовывает вопрос о количественном составе практикантов.

4. Определяет для каждого учреждения состав группы студентов.

5. Назначает групповых руководителей-методистов.

6. Знакомит групповых руководителей с содержанием практики, всеми документами руководящего характера, с требованиями к оценке работы практикантов, дает разъяснения по различным организационным и методическим вопросам.

7. Организует и проводит установочную и итоговую конференции по практике.

8. Совместно с отделом охраны труда проводит инструктаж по технике безопасности студентов в период практики.

9. Подготавливает и оформляет в установленные учебно-методическим управлением сроки приказ об учебной практике.

10. Контролирует работу студентов, групповых руководителей, психологов, принимает меры по устранению недостатков в организации практики.

11. Организует работу по подведению итогов практики.

13. Составляет итоговый отчет о психологической практике.

14. Представляет ответственному методисту практикой университета документацию на оплату труда лиц, привлеченных к руководству практикой студентов.

 

Групповой руководитель

1. Принимает участие в установочной и итоговой конференции по практике.

2. Осуществляет методическое руководство практикой.

3. Совместно с факультетским руководителем и психологом на базе организует и координирует работу студентов-практикантов.

4. Консультирует студентов при подготовке и проведению предусмотренных практикой форм работы, написании отчетной документации.

5. Оказывает научно-методическую помощь психологам базовых учреждений в проведении практики.

6. Проверяет по окончании практики отчетную документацию студентов и выставляет каждому из них оценку за практику.

7. Оформляет протокол защиты практики.

8. Составляет отчет об учебной практике студентов и предоставляет его факультетскому руководителю практики.

9. Представляет факультетскому руководителю практики оценочную ведомость и ведомость для оплаты труда работников базы за руководство практикой.

Психолог на базе

1. Координирует работу студентов в учебном учреждении.

2. Знакомит прикрепленных к нему студентов с планом работы, организацией методической базы кабинета, имеющейся документации, направлений и содержания проводимой деятельности.

3. Формулирует социальный заказ учреждения.

4. Обеспечивает условия работы студентов-практикантов в соответствии с программой практики.

5. Оказывает помощь студентам-практикантам при подготовке и проведении диагностического исследования и обеспечивает имеющейся в наличии литературой.

6. При необходимости присутствует при работе студентов, участвует в ее анализе и оценке.

7. Оценивает проведение студентами-практикантами подготовку и проведение всех форм работы, предусмотренных программой практики.

8. Оформляет письменный отзыв о прохождении практики каждым студентом, подписанный руководителем (заместителем руководителя) – заполняет таблицу для оценивания деятельности каждого студента (см. Приложение 9 либо 19).

Студент-практикант

1. Своевременно выполняет все виды работы, предусмотренные программой практики.

2. По всем вопросам, возникающим в процессе практики, студент-практикант может обращаться к групповому либо факультетскому руководителям практики.

3. Имеет право пользоваться библиотекой, кабинетом и учебно-методическими пособиями психологических служб базовых учреждений.

4. Во время практики подчиняется факультетскому руководителю, групповому руководителю, внутреннему распорядку базового учреждения, а также психологу-педагогу и психологу на базе, к которым он прикреплен.

5. При нарушении правил внутреннего распорядка или не выполнении требований, предъявляемых к практиканту, он может быть отстранен от прохождения практики.

6. Студент, отстраненный от практики, или работа которого признана неудовлетворительной, считается не выполнившим учебный план данного семестра и обязан пройти практику повторно без отрыва от обучения.

7. Студент, не прошедший практику в установленный рабочим планом срок по уважительной причине (болезни и т.д.), проходит ее по индивидуальному плану под контролем факультетского руководителя практики без отрыва от учебных занятий.

8. Студент-практикант имеет право вносить предложения по совершенствованию процесса проведения производственной практики, что отражается в групповом отчете.

ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...