Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Многофакторная диагностика личности




Психологическая диагностика детей младшего школьного возраста: детский вариант личностного опросника Р. Кеттелла (форма Д).

Для диагностики личности подростков, юношей и девушек могут быть использованы опросник Р. Кеттелла (формы А, С), методика ПДТ В. Мельникова и Н. Ямпольского.

Диагностика темперамента и характера

Детский и взрослый вариант опросника структуры темперамента (ОСТа) В. Русалова, личностные опросники Г.Айзенка, опросник Я. Стреляу.

Для диагностики акцентуаций характера и других особенностей личности подростков используется ПДО А.Личко, опросники Леонгарда- Шмишека и др.

Для диагностики черт характера могут быть использованы специальные методики. Например, методика диагностики агрессивности, враждебности Басса-Дарки, методика диагностики экстернальности-интернальности – УСК.

Диагностика состояний, свойств и реакций

Может быть осуществлена с помощью рисуночных методик: «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ), «Дом – дерево – человек» (ДДЧ) и др.

Уровень тревожности личности измеряется: опросником Спилбергера-Ханина, тестом школьной тревожности Филлипса, методикой Д. Моудсли и др.

Диагностика состояния эмоционального, нервно-психического напряжения и устойчивости, состояния депрессии.

Актуальные эмоциональные и функциональные состояния и наиболее устойчивые личностные черты личности диагностируются с помощью методики САН и ее модифицированных вариантов, теста цветового выбора М. Люшера, ЦТО Эткинда и др.

Для диагностики готовности реагировать определенным образом в фрустрирующих ситуациях используется методика С. Розенцвейга, для предсказания открытого агрессивного поведения – тест руки Э. Вагнера.

Диагностика мотивационно-потребностной сферы и направленности личности

Для выявления структуры мотивов и потребностей могут быть использованы опросник мотивации В.К. Гербачевского, опросник диагностики мотивационно-потребностной сферы (МПС).

Направленность личности может быть определена на основании метода ориентационной анкеты Б. Басса, ценностные ориентации диагностируются методикой М. Рокича.

Используются проективные и стандартизированные техники диагностики мотивации достижения, мотивации афилиации.

Профессиональная направленность личности подростков в старших классах школы выявляется с помощью методик ДДО, «Карта интересов», «Изучение профессиональных намерений старшеклассников» Л.И. Фридмана, «Дифференциально – диагностическим опросником профессиональных предпочтений» О.П. Мешковской и др.

Диагностика самосознания

Диагностика самооценки осуществляется по методике Дембо-Рубинштейн, самооценки и уровня притязаний по методике Р. Хоппе.

Для диагностики самосознания используется опросник МИС, уровня самоактуализации – методики CAT, САМОАЛ и др.

Самовосприятие личности в межличностных отношениях диагностируется по методике ДМО (модифицированный вариант методики интерперсональной диагностики Т. Лири).

Диагностика интеллектуально-познавательной сферы и способностей

Диагностика интеллекта детей дошкольного, младшего школьного возраста осуществляется с помощью интеллектуальной шкалы Векслера для детей, теста Ф. Гудинафа – Д. Харриса.

Интеллектуальное развитие подростков и взрослых можно измерить с помощью методики Прогрессивные матрицы Равена, теста структуры интеллекта Амтхауэра, краткого ориентировочного теста Вандерлика в адаптации В.Н. Бузина, культурно-свободного теста интеллекта Кеттелла.

Диагностика свойств внимания проводится с помощью методики Бурдона (Корректурная проба), методики «Таблицы Шульте», методики Горбова, методики Мюнстерберга, методики «Расстановка чисел», методики «Точки» и др.

Диагностика мнемических способностей осуществляется с помощью методик «Оперативная память», «Объем кратковременной памяти», «Память на образы», «Память на числа», «Узнавание фигур», «Заучивание 10 слов», «Воспроизведение рассказа», «Логическое и механическое запоминание», «Пиктограмма» и др.

Диагностика логического мышления может осуществляться с помощью «Простые аналогии», «Сложные аналогии» «Сравнение понятий», «Числовые ряды», «Толкование пословиц», «Выделение существенных признаков» и др.

7. Определение степени школьной зрелости детей на этапе приема в первый класс. Можно использовать методики «Нарисуй человека» (интерпретации К. Маховер, Ф. Гудинаф – Д. Харрис), «Графический диктант» Д.Б. Эльконина, «Зашумленные картинки», «Составление картинки из частей», «Исключение лишнего», «Кубинско-американская комплексная экспресс-методика готовности к школе», «Мотивационная готовность» А.Л. Венгера и др.

Изучение личностных особенностей детей на этапе адаптации к систематическому школьному обучению, курирование процесса адаптации, выявление причин дезадаптации.

Для этих целей используются методики «Нарисуй свою семью», «Цветовой тест отношений», «Фильм-тест Рене Жиля» и др.

Определение готовности к обучению в среднем звене школы на этапе окончания третьего-четвертого класса.

Возможно ознакомление с методиками «Несуществующее животное», детским вариантом опросника Р.Кеттела, социометрией, методом семантического дифференциала в приложении к изучению учебной мотивации и др.

Определение личностных и характерологических особенностей детей на этапе адаптации к обучению в среднем звене школы, т.е. в пятом классе

Осуществляется с помощью методик изучения школьной тревожности по Филипсу и Кондашу, детскими вариантами опросников темперамента, методики наблюдения «Карта наблюдения Стотта» и др.

ПРИЛОЖЕНИЕ 15.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

 

Методические рекомендации

Согласно авторитетному мнению Я.Л.Коломинского, Е.А. Панько, А.Н. Белоус [7], характеристика ребенка дается на основании его всестороннего предварительного изучения. Изучение детей следует проводить в естественных условиях воспитания и обучения.

При изучении ребенка важно не только обращать внимание на проявление свойств личности, познавательной активности (до)школьников, но и стремиться к выяснению мотивов его поведения и действий, причин его высокого (достаточного, низкого) уровня интеллектуального развития.

Основой изучения (до)школьников являются материалы психологического наблюдения за поведением ребенка, разными видами его деятельности (игровой, бытовой, художественной, учебной, трудовой, общением). Всестороннее познание ребенка требует применения психологом разнообразных методов детской психологии – бесед, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, поделок, рассказов и т. д.), эксперимента, социометрического и аутосоциометрического метода, проективных методов и др.

Характеристика должна быть обоснована фактами поведения ребенка, действиями, поступками, высказываниями, результатами углубленного его изучения. Она дается в связи с условиями семейного воспитания, системой взаимоотношений ребенка и взрослого и включает анализ взаимоотношений ребенка со сверстниками на фоне детской группы.

При составлении характеристики следует использовать материалы, относящиеся к истории развития ребенка (полученные из бесед с родителями и другими родственниками, медицинским персоналом и др.).

Заключительная часть характеристики излагается четко, лаконично, обоснованно. В ней важно отразить динамику психического развития (до)школьника и дать соответствующие рекомендации по ее оптимизации. Следует указать, какие черты ребенка нуждаются в коррекции и дальнейшем совершенствовании.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...