Примерные схемы получения анамнестических данных
Рекомендуемые схемы сбора анамнестических данных о ребенке – для родителей и учителей – позволят получить значительную информацию об истории развития ребенка, уточнить его психологические проблемы; стратегию и тактику психологического сопровождения испытуемого. Схема получения анамнестических данных о ребенке у родителей[5] I. Анкетные данные ребенка и основные сведения о семье. Дата рождения и точный календарный (паспортный) возраст на момент обследования. Полный состав семьи с указанием возраста, образования и специальности каждого члена семьи, а также родственников или других лиц, реально участвующих в воспитании ребенка. Изменения в составе семьи с момента рождения ребенка. Общие сведения о жилищных, материальных и бытовых условиях жизни семьи (при наличии неблагоприятных обстоятельств необходима подробная их характеристика). II. Особенности пренатального и перинатального периодов развития ребенка. Общие сведения об условиях развития ребенка до и после рождения. Наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка. При подозрении на органические или иные нарушения психолог должен просить предоставить ему медицинское заключение врача. III. Состояние здоровья ребенка к моменту обследования и перенесенные заболевания. Наличие травм и операций, хронических или частых заболеваний. Случаи госпитализации. Постановка ребенка на учет психоневролога или других специалистов. Особенности сна и питания ребенка с момента рождения. IV. Где и кем воспитывался ребенок, начиная с рождения. Кто ухаживал за ним на протяжении первых двух лет жизни. Помещение ребенка в ясли, детский сад или другие детские учреждения (указать сроки и тип учреждения, например, круглосуточные или дневные, специальные – логопедические, для детей с неврологическими заболеваниями и др.). Как ребенок привыкал к детским учреждениям, как складывались отношения с детьми, были ли жалобы воспитателей. Были ли резкие перемены в обстановке, в которой рос ребенок (например, переезды), частые или длительные разлуки с родителями. Реакция на них ребенка.
V. Развитие в младенчестве и раннем возрасте (до трех лет включительно). Особенности развития моторики. Сроки появления основных сенсомоторных реакций: когда ребенок начал сидеть, стоять, ходить и др. Общий эмоциональный фон. Развитие речи: сроки появления первых слов, фраз, активность речевого общения. Активность в освоении окружающего, любопытство. Отношение к близким и незнакомым взрослым. Овладение предметными действиями (когда ребенок научился есть, одеваться самостоятельно). Сроки формирования навыков самообслуживания. Когда и как приучили к опрятности. Проявление самостоятельности, настойчивости. Особенности поведения ребенка. Любимые занятия и игры. VI. Развитие ребенка в дошкольном возрасте. Любимые занятия. В какие игры и с кем любит играть. Любит ли рисовать, с какого возраста, что. Любит ли слушать сказки, стихи, смотреть телевизионные передачи, легко ли их запоминает. Умеет ли читать, когда и как, по чьей инициативе научился. Как развит физически. Какая рука является ведущей. Имеются ли домашние обязанности. Практикуются ли совместно-распределенные формы деятельности ребенка со взрослыми. Отношения со сверстниками. Отношения с членами семьи. Типичные конфликты, их частота. Наказания и поощрения со стороны взрослых. Актуальные запреты. Особенности характера. Посещает ли ребенок какие-либо кружки, студии, секции. Как проводит досуг. Ранние проявления способностей к музыке, рисованию и т.д. Проявляет ли ребенок инициативу, в чем. Отмечаются ли страхи или какие-либо другие нежелательные проявления.
VII. Развитие ребенка в младшем школьном возрасте. В каком возрасте поступил в школу. Легко ли адаптировался к школьной жизни. Тип посещаемого учебного заведения. Посещает ли группу продленного дня. Была ли смена школы, класса и по какой причине. Успеваемость. Любимые и нелюбимые предметы. Выполнение домашних заданий. Отношения с одноклассниками (дружеские, конфликтные и т.д.). Отношения с учителями. Участие в общественной жизни школы. Наличие внешкольных занятий и увлечений (кружки, спортивные секции и т.д.), участие в неформальных организациях. Степень самостоятельности. Обязанности по дому, место игр, телевидения и чтения в досуге ребенка. Наиболее типичные конфликты. Что еще, с точки зрения родителей, важно отметить в истории жизни ребенка? Схема получения анамнестических данных о ребенке у учителя [6] Анамнестические данные возможно получать у учителей, в том числе классного руководителя. 1. Общие сведения о ребенке. Давно ли ученик учится в Вашей школе, классе. Из какой школы пришел. Как там характеризовался. Условия семейного воспитания. Отношения в семье. Характеристика взаимосвязи школы и семьи в процессе воспитания ребенка. Степень единства (или расхождения) требований семьи и школы к ребенку. 2. Характеристика учебной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе (в младших и средних классах).Характеристика успеваемости. Любимые и нелюбимые предметы. Если не успевает, каковы, по мнению учителя, причины неуспеваемости. Характеристика учебных интересов. Есть ли желание учиться. На каком этапе обучения потерял или наоборот, проявил интерес к учебе. Характеристика обученности и обучаемости. Обобщенность мыслительной деятельности, самостоятельность мышления, гибкость мыслительных процессов, адаптивность (легкость или трудность приспособления к изменяющимся условиям), смысловая память, характер связи наглядно-образного и абстрактно-логического мышления, уровень анализа и синтеза, темп усвоения. Насколько восприимчив в процессе учебы к воздействиям учителя. Характер отношения к учению. 3. Характеристика отношения к труду и общественной деятельности. Любит ли трудиться. Что именно его побуждает к труду. Что умеет делать. Степень овладения трудовыми навыками и умениями, легкость их приобретения. Есть ли привычка к длительным трудовым усилиям. Насколько организован и дисциплинирован в труде. Какие виды труда предпочитает. Как выполняет общественные поручения. Как реагирует на воспитательные воздействия в процессе труда и общественной работы.
4. Мотивационно-потребностная сфера. Какие интересы (внеучебные) свойственны учащемуся. Их глубина, устойчивость, активность. Читательские интересы. Любит ли читать и какую литературу предпочитает. Как сочетается общественная и личностная направленность поведения. Каковы доминирующие потребности (в книге, искусстве, познании, общении, одежде). Преобладающие ценностные ориентации. Идеальные и жизненные планы ученика. Профессиональная направленность. Склонности. Специальные способности (сценические, музыкальные, к изобразительному искусству, технические и др.). 5. Взаимоотношения с классом. Положение в коллективе (пользуется ли признанием и авторитетом в среде сверстников). Отношение к товарищам по классу и учителям. Удовлетворен ли своим положением в классе. Ведущие черты характера, в чем они проявляются. Объективный анамнез составляется методом сопоставления независимых характеристик и включает сведения, полученные у всех лиц, которые общаются с ребенком: родителей, учителей, руководителей научных и художественных кружков, спортивных секций и т.п. Сбор сведений может быть направлен на выявление количественно-качественной характеристики специальных способностей, характера их связи с общими способностями, личностью в целом, связи способностей с профессиональной направленностью школьника. Объективный анамнез может сочетаться с субъективным (когда сведения предоставляет сам испытуемый). Сопоставление результатов субъективного и объективного анамнеза дает представление об особенностях самосознания и уровне притязаний учащегося.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|