По психодиагностической деятельности психолога
1. Анализ целей и задач психологической службы в области психодиагностики. 2. Наличие картотеки запросов, состояние, статистическая обработка. 3. Наличие картотеки методического инструментария. 4. Качество оформления. 5. Особенности хранения. 6. Наличие психолого-педагогической литературы. 7. Характеристика рабочего места психолога. 8. Данные о совершенствовании психолога в профессиональной деятельности (прохождение обучающих программ, спецкурсов, семинаров, тренингов и др.).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ПРОТОКОЛ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ИСПЫТУЕМОГО
Протокол психодиагностического исследования № Название методики Номер теста (в случае ретеста) Псевдоним испытуемого_______________________________________ Пол испытуемого_______ Возраст_____ Образование/ класс ________ Дата проведения обследования __________ Фамилия экспериментатора_____________________________________ Обработка эмпирического материала - подсчет сырых баллов -перевод в стандартную шкалу -графическое изображение Психологический диагноз Интерпретация Рекомендации: - испытуемому (ребенку) - близким людям (родителям ребенка) - воспитателю/учителю -администрации (если необходимо).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ И ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ [2] Вся информация о наблюдении оказывается необходимой при разработке программы наблюдения, в соответствии с которой осуществляется конкретная процедура наблюдения. Программа наблюдения составляется с учетом требований, которые необходимо выполнить для проведения наблюдения и при обработке его результатов, а именно: а) сформулировать и записать цель наблюдения и предмет наблюдения (исследования); б) определить объекты, которые будут фиксироваться при наблюдении, и все их выписать, убедившись, что через них есть возможность познать наблюдаемый психологический феномен;
в) определить и описать ситуации, в которых будет проводиться наблюдение; г) установить временные рамки наблюдения и составить его график; д) определить форму регистрации наблюдаемых объектов (или вид записи) и оценить возможность сопоставления наблюдаемых фактов, полученных в разное время или в разных ситуациях, возможно, разными наблюдателями; е) разработать или заготовить (если уже есть готовые формы) бланки регистрации наблюдаемого явления, если имеется такая необходимость. ж) для повышения объективности полученных данных необходимы: – многократные длительные наблюдения. – проведение независимого наблюдения несколькими наблюдателями (студентами). з) перед выходом на наблюдение нужно провести техническую подготовительную работу: – заготовить регистрационные листы (или бланки, схемы); – точно знать, в какой форме будет вестись запись; – проверить наличие записывающих средств; – продумать ситуацию включения в наблюдение; – определить место, с которого можно наилучшим образом увидеть то, что интересует; – согласовать график наблюдений с ходом реальной жизни наблюдаемых людей. Если в ходе наблюдения программа корректируется (например, добавлены или изменены объекты наблюдения или состав испытуемых), эти изменения фиксируются письменно в журнале исследователя или дневнике наблюдений. Обработка результатов наблюдений обусловлена его целями, выбранным видом и составленной программой. Если наблюдение проводится по формализованной схеме, то появляется возможность провести первичную обработку, обобщая данные, полученные по каждому показателю, с учетом количества проведенных наблюдений. Вторичная обработка будет зависеть от задач исследования в целом.
Сложнее обстоит дело при обработке результатов наблюдения, которое проводилось на основе фотографической записи и было сплошным. В этом случае исследователь должен проявить и теоретическую эрудицию, и интуицию для выделения линий анализа, по которым могут быть сопоставлены полученные в разных наблюдениях факты. Если определить линии анализа, по которым выделяются общие и отличительные признаки, зафиксированные в разных наблюдениях, то можно сделать обобщения и выводы из проведенных наблюдений. Вполне допустимо при этом использовать метод контент-анализа, который может помочь в выделении единиц (линий анализа) и основных математических характеристик изучаемого явления. В этом случае целесообразно воспользоваться работами, посвященными технике контнент-анализа текстов. Поскольку метод наблюдения по сути своей направлен на изучение индивидуального, уникального в психике, он дает преимущественно качественные характеристики изучаемого явления. Как правило, данные, полученные в наблюдении, не удается обрабатывать статистически в силу их небольшого количества. Это обстоятельство следует учитывать при формулировании выводов: они не должны быть шире, чем те ограничения, в рамках которых проводилось наблюдение (по количеству людей, ситуаций, наблюдений и т. п.).
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. МЕТОД ОПРОСА [3] Опрос представляет собой, метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма – анкета. Свободный опрос – разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. Стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.
АНКЕТИРОВАНИЕ Анкетирование – метод сбора исследуемых данных, основанный на опросе с помощью анкет. Анкета – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленная на выявление количественно-качественных характеристик предмета анализа психики испытуемых. Правила составления вопросов: – каждый вопрос должен быть логичным и отдельным и совмещать отдельные подвопросы; – запрещено употребление малораспространённых, малопонятных слов и специальных терминов; – вопросы должны быть краткими; – при необходимости вопрос может сопровождаться пояснением, но сама формулировка должна оставаться лаконичной; – вопросы должны быть конкретными, а не абстрактными; – вопросы не должны содержать подсказку (если в вопросе упомянуты возможные варианты ответов, то их список следует дать полным); – формулировка вопроса должна предотвратить получение шаблонных ответов; – вопрос не должен принуждать респондентов к неприемлемым для них ответам; – язык вопросов не должен вызывать отвращение (к примеру, быть слишком экспрессивным); – недопустимы вопросы внушающего характера. Виды вопросов в соответствии с решаемыми задачами Закрытые – открытые. Закрытые (структурированные) вопросы предполагают выбор ответа из списка. Закрытые вопросы могут быть дихотомическими («да/нет») или же с множественным выбором, то есть предоставлять более двух вариантов ответа. Отвечающий выбирает один из представленных ему четко сформулированных ответов. Например: Какие мотивационные средства в руководстве дошкольниками вы считаете эффективными? В вопросах анкеты могут быть использованы разные шкалы ответов. Например: Трудно ли вам заговорить с незнакомым? -Да -Нет -Очень трудно -Достаточно трудно -Не очень трудно -Не очень легко -Достаточно легко -Очень легко
-Да -Скорее да, чем нет -Скорее нет, чем да -Нет -Не могу сказать
Ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке; недостатком же можно считать высокую вероятность необдуманности ответов, случайный их выбор, автоматизм у респондента. Открытые (неструктурированные) вопросы не содержат никаких заготовленных ответов, а респондент отвечает в свободной форме. Данные, полученные из ответов на такие вопросы, обрабатывать труднее, чем в случае с закрытыми вопросами. Субъективные – проективные Субъективные вопросы спрашивают респондента об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации. Проективные вопросы спрашивают о третьем лице, не указывая на респондента. Вопросы могут быть сконструированы в виде поперечных профилей. Например: Как вы относитесь к новациям в воспитании детей?
Некоторые вопросы могут быть оформлены в виде рисунков.
Иллюстрации могут выполнять психофизиологические функции: снимать утомление, переключать внимание опрашиваемого на новую тему, пояснять содержание вопроса. Например: Какое выражение лица соответствует вашему ощущению настроения в данный момент? Вопросы можно сопроводить двумя колонками ответов, составленных на основе принципа противоположности. При формулировке оценочных ответов положительные и отрицательные суждения должны быть сбалансированы. Например: Что вам нравится и что не нравится на родительских собраниях в детском саду? 2. Что мне не нравится: а) не дается конкретных советов б) нет обсуждений опыта родителей 1. Что мне нравится: а) возможность получить конкретный совет б) возможность творческого обмена опытом Вопросы могут быть ориентированы на анализ специфических ситуаций. Например: Опишите ситуацию, в которой вы принимали участие, исход ее: а) самую трудную и легкую ситуацию. б) самую эффективную и наименее эффективную. С помощью предлагаемых ситуаций может быть выявлено отношение к какой-либо деятельности. Например: Выберите одно из приведенных ниже суждений, в наибольшей степени отражающих ваше отношение к профессии: а – хороша любая работа, если она хорошо организована; б – хороша лишь та работа, которая оплачивается; в – главная ценность труда в его общественной полезности; г – хороша та работа, где чувствуется поддержка работающих с тобой товарищей;
д – при несогласии с суждениями выскажите свое (какое?). Оформление анкеты – это подготовка своего рода сценария для беседы с опрашиваемыми. Если беседа очная – это интервьюирование; если беседа заочная – анкетирование. Главным компонентом анкеты является не вопрос как таковой, а серия вопросов, отвечающая общему замыслу исследования. Анкета должна учитывать уровень общей культуры и психологию опрашиваемых. В организации материала анкеты и расположении вопросов необходим способ обработки полученных данных. План составления анкеты Точная формулировка конкретной цели и задач анкетирования является важным условием ее эффективности. На основе гипотезы формулируются вопросы анкеты. Во вступлении излагается тема, цель, задачи опроса. Сообщается о конфиденциальности полученной информации. Объясняется техника заполнения анкеты. Отношение к анкете определяется: – любознательностью опрашиваемого лица; – его знакомством с темой опроса. Чем выше оценивается анкета, тем больше интереса к ней. в начале анкеты: вопросы должны быть простые, нейтральные по смыслу. Их цель: сформировать установку на сотрудничество, заинтересованность опрашиваемого. В середине анкеты: вопросы, требующие анализа, размышления, активности памяти. В конце анкеты: вопросы о паспортных данных опрашиваемого: пол, возраст и т. п. В анкете может быть использована кодировка ответов закрытых вопросов. Для этого все ответы обозначают трехзначным числом, в котором две первые цифры служат для обозначения порядкового номера вопроса, а третья обозначает порядковый номер ответа. Вопросы могут быть закодированы, тогда все цифры служат для обозначения порядковых номеров ответов. Испытуемому предлагается при этом подчеркнуть (обвести) коды выбранных ответов. После составления анкеты она должна быть подвергнута логическому контролю и опробована в предварительных исследованиях: 1. Достаточно ли ясно обоснована техника заполнения анкеты и каждого вопроса? 2. Все ли вопросы составлены стилистически грамотно? 3. Все ли термины понятны опрашиваемыми? 4. Не следует ли добавить к некоторым вопросам позиции (другие ответы)? 5. Нет ли логического несоответствия между смыслом формулировки вопроса и шкалой измерения? 6. Не вызовет ли вопрос отрицательных эмоций у опрашиваемого (неприятные ассоциации, негативные воспоминания и т. п.) 7. Проверить композицию всей анкеты: а) соблюдается ли принцип расположения вопросов от наиболее простых (контактных) в начале анкеты к наиболее сложным в середине ее и простым (разгрузочным) в конце анкеты? б) нет ли влияния предыдущих вопросов на последующие? в) нет ли скопления однотипных вопросов? г) находятся ли особо значимые, целевые вопросы в середине анкеты? После логического контроля анкеты она проверяется на практике предварительных исследований. Примечание: в пробной анкете могут преобладать открытые вопросы. Обработка и анализ данных анкетного опроса. Каждый вопрос обрабатывается методом контент-анализа. Пример. Старшеклассникам был задан вопрос «Нравится ли учиться?». Большинство (68 % респондентов) ответило неопределенно: «Когда как». Четко определили свои позиции 18% – кому нравится и 16% – кому не нравится. Для того чтобы узнать, что определяет отношение школьников к учебе, надо сравнить две крайние группы. Можно проанализировать отношение к учебе у мальчиков и у девочек. Оказывается, мальчиков, кому не нравится учиться, больше, чем девочек (22% и 8%). Понятно, что мальчики менее послушны и им труднее подчиняться дисциплине. У них чаще конфликты. Они хуже адаптируются к школе. В группе, кому нравиться учиться доля мальчиков и девочек одинакова (18%). Но мальчики больше склонны к крайностям – среди них больше отличников и двоечников. А среди девочек – тех, кто учится устойчиво хорошо (добросовестно). Можно проверять различные гипотезы. В приведенном выше примере: связано ли отношение к учебе с возрастом респондентов, с качеством межличностных отношений в классе, с академической успеваемостью и т.д. Делаются выводы. Например: таким образом, отношение к учебе у старшеклассников связано со стремлением быть принятым взрослыми (тогда оно положительное), либо с желанием быть принятым сверстниками (в этом случае оно чаще всего будет отрицательным). Если школьник не находит свое место в большом обществе, становится социальным неудачником, то он может найти убежище в группе значимых для него, близких людей. Ситуация. На открытые вопросы анкеты респондент отвечает в свободной форме, как он считает нужным. Исследователь в результате собирает большой качественный материал, который обычно обрабатывать трудоемко. Обрабатка анкеты с открытыми вопросами. Субъективные ответы каждого отвечающего нужно систематизировать. Нагляднее это можно сделать, составляя таблицу ответов. К примеру, ответ 1-го отвечающего вносят в 1-ю колонку таблицы. Ответ 2-го во 2-ю колонку и т. д. Если встречаются аналогичные ответы в последующем, то их вписывают в соответствующие колонки и т. д. В заключение производится обработка анкетного опроса, как и вопросов закрытого типа. Кроме того, ответы на открытые вопросы могут быть использованы в целях конкретизации статистически обработанного материала анкеты. Производится качественный анализ ответов анкеты.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. ИНТЕРВЬЮ: СЕМЬ ЭТАПОВ ИССЛЕДОВАНИЯ [4] Интервью – частный метод группы методов опроса. Интервью особенно подходит для изучения того, как люди понимают смыслы в своем жизненном мире, описания их переживаний и прояснения и детализации их взглядов на жизненный мир. С. Квале описывает 7 этапов интервью. Первый этап. Выбор темы. Формулирование цели исследования и описание концепции исследуемой темы следует определить до начала интервью. На вопросы «почему» и «что» следует ответить еще до того, как задавать вопрос «как», то есть выбирать метод исследования (глава 5). Выбор темы исследовательского интервью предполагает прояснение цели исследования – вопрос «зачем?». Интервью может быть: – ознакомительным, отличающимся открытостью и очень малой структурированностью. В этом случае интервьюер берет проблему, область, которую следует очертить, или комплекс проблем, нуждающихся в исследовании. Интервьюер следует за ответами исследуемого, ищет новую информацию по теме или новый угол зрения. – направлено на проверку гипотез и тогда оно более структурировано и может принимать форму сравнения интервью разных групп. Существует много форм специфического использования интервью. Интервью часто используются для изучения случаев с целью сбора информации о конкретном человеке или организации или в использовании данного случая для иллюстрации более общего феномена. Чаще всего, интервью используется как вспомогательный метод в комплексе с другими методами. В исследованиях с включенным наблюдением и в этнографических исследованиях более или менее неформальное интервью является важным источником информации. Второй этап. Планирование. Прежде чем начинать интервьюирование, спланируйте все исследование, принимая во внимание взаимозависимость всех семи этапов. Взаимозависимость этапов связана с сильной взаимосвязью методов, выбираемых на разных этапах. Решение, принятое на одном из этапов, имеет определенные последствия, которые как создают, так и ограничивают альтернативы, доступные на следующем этапе. Например, распространение выводов исследовательского интервью на более широкую выборку требует, чтобы определенные критерии, относящиеся к размеру выборки и ее репрезентативности, были выполнены уже на стадии планирования. Планирование производится для того, чтобы достичь знания, к которому вы стремитесь (глава 5), и принять во внимание моральные аспекты исследования (глава 6). В начале исследования актуальны правила: – стремиться вперед – старайтесь сделать большую часть работы поздних этапов заранее. – становиться мудрее – в процессе исследования интервьюер учится беседовать с респондентами, при этом разговоры могут расширять и изменять понимание исследователем изучаемого феномена. – акцентировать свое внимание на качестве интервью, а не количественном его аспекте (количество необходимых респондентов зависит от цели исследования). – адекватно оценивать свою компетентность – хорошее интервью требует компетентности. – соблюдение этики. Проведение интервью – событие, имеющее моральный аспект. Межличностное взаимодействие в ходе интервью влияет на интервьюируемого, а знание, получаемое в процессе интервью, влияет на развитие научного понимания человеческого бытия. Предвидя моральные вопросы, возникающие обычно на всех стадиях исследовательского интервью, исследователь может сделать осознанный выбор еще на этапе планирования исследования и обратить внимание на критические или болезненные моменты, которые могут возникнуть во время опроса. На этапе выбора темы цель интервью должна оцениваться под углом зрения содействия исследования улучшению изучаемых в человеке сторон человеческого бытия. На этапе планирования этические вопросы включают получение от исследуемого осознанного согласия участвовать в исследовании, обеспечение конфиденциальности и принятие во внимание возможных последствий исследования для данного человека. На этапе проведения интервью необходимо прояснить конфиденциальность ответов исследуемого и принять во внимание такие возможные для него последствия взаимодействия в интервью, как стресс во время самого интервью и изменения в образе Я. Следует учитывать и потенциальную близость исследовательского интервью терапевтическому. На этапе расшифровки возникает проблема конфиденциальности и встает вопрос соответствия письменной расшифровки устному высказыванию интервьюируемого. На этапе анализа этические проблемы включают вопрос о том, насколько глубоко и остро может быть проанализировано интервью, а также имеет ли право голоса интервьюируемый в отношении интерпретации его высказываний. На этапе верификации вопросом моральной ответственности исследователя является публикация данных, верифицированных и защищенных настолько, насколько это возможно. При публикации интервью снова возникает проблема конфиденциальности, а также вопрос о последствиях опубликования отчета как для самих интервьюируемых, так и для той группы или организации, которую они представляют. Три этических принципа проведения гуманитарных исследований: осознанное согласие, конфиденциальность и последствия. Третий этап. Интервьюирование. Проведение интервью по схеме, с осознанным подходом к искомым знаниям и межличностным отношениям в ситуации интервью раскрыты в главах 7 и 8. Исследовательское интервью – это межличностная ситуация, беседа между двумя партнерами на тему, интересующую обоих; это специфическая форма человеческого взаимодействия, в которой знания рождаются в диалоге. Интервьюер должен одновременно поощрять выражение личных эмоций и не давать интервью превращаться в терапевтическую ситуацию, к которой он может быть не готов. Исследовательское интервью следует сценарию, в котором роли распределены между двумя действующими лицами: интервьюер определяет ситуацию, дает тему для разговора и дальнейшими вопросами направляет течение беседы. Исследовательские интервью различаются по степени структурированности – от четко организованных интервью, содержащих последовательность стандартно сформулированных вопросов, до открытых интервью, посвященных определенным темам, но не предполагающих какой-то заранее определенной последовательности или жестких формулировок вопросов. Иногда задается всего один вводящий в тему вопрос, а все остальное время интервью протекает как разворачивание и расширение ответа интервьюируемого на этот первый вопрос. Интервью различаются и по открытости Цели; интервьюер может объяснять цель и с самого начала задавать прямые вопросы или может применять подход «вокруг да около», с непрямыми вопросами, раскрывая цель только по завершении интервью. Интервью различаются по тому, подчеркивается ли в них исследование или проверка гипотезы. Интервью различаются по параметру описание/интерпретация. Интервьюер может концентрироваться преимущественно на получении нюансированного описания исследуемого феномена, а может попытаться совместно с собеседником прояснить и интерпретировать в процессе интервью полученное описание. Интервью различаются также по параметру «интеллектуальность–эмоциональность». Схема интервью Схема интервью указывает на темы, затрагиваемые в интервью, и их последовательность, как в обобщенном виде, так и в детализированном. Каждый вопрос интервью можно оценить как тематически, так и в динамическом отношении. Тематически – значит с точки зрения его соответствия теме исследования, динамически – с точки зрения межличностных отношений в интервью. Хороший вопрос должен приносить необходимые знания и одновременно способствовать хорошему взаимодействию в интервью. Тематически вопросы соотносятся с темой интервью, с теоретическими концепциями, лежащими в основе исследования, и с процедурой дальнейшего анализа. В интервью, направленном на получение спонтанных описаний жизненного мира, и в интервью, предполагающем концептуальный анализ взглядов собеседника на данную проблему, используются разные вопросы: чем более спонтанна процедура интервью, тем больше вероятность получить спонтанные, живые, неожиданные ответы респондентов. И наоборот. Динамически вопросы должны способствовать позитивному взаимодействию, поддерживать течение разговора и стимулировать собеседника на рассказ о своих чувствах и переживаниях. Вопросы должны быть понятными, краткими и не содержать научного языка. Хороший вопрос для концептуального тематического исследования не должен походить на вопрос динамического интервью. Во время подготовки интервью бывает полезно разработать сразу две схемы: одну с основными тематическими исследовательскими вопросами проекта и другую – с вопросами, которые являлись бы одновременно и тематически и динамически ориентированными. Примерные вопросы интервью Какая из форм учебной мотивации доминирует в старшей школе? Обеспечивают ли оценки внешнюю инструментальную мотивацию за счет внутренней мотивации интереса к обучению? Готовит ли учение ради оценки к работе ради зарплаты? Считаешь ли ты важными те предметы, которые ты изучаешь? Интересен ли тебе сам процесс учения? Какова основная цель твоего обучения в старшей школе? Ощущаешь ли ты противоречие между тем, что хотел бы читать (изучать), и тем, что ты обязан прочесть, чтобы получить хорошую оценку? Получаешь ли ты деньги за хорошие оценки? Видишь ли ты какую-нибудь связь между деньгами и оценками? Вопросы исследовательского интервью Исследовательское интервью протекает скорее как обычный разговор, но имеет специфические цели и структуру: для него характерна определенная систематизированная форма постановки вопросов. Вопросы интервьюера должны быть короткими и простыми. В рассматриваемом здесь типе интервью, направленном на описание жизненного мира, можно задать первый вопрос о конкретной ситуации, а затем уделить внимание различным аспектам явления, затронутым в ответе. Решающим фактором является способность интервьюера ощутить непосредственный смысл ответа и диапазон возможных смыслов, которые раскрываются за ним. А это требует знаний и интереса как к обсуждаемой теме, так и к самому взаимодействию в ходе интервью. Решение о том, который из множества аспектов, затронутых в ответе собеседника, нужно развивать, зависит как от цели и содержания интервью, так и от социального взаимодействия в ситуации интервью. Типы вопросов интервью A. Вводный вопрос. «Не могли бы вы мне рассказать о...?»; «Не припомните ли случая, когда...?»; «Что произошло в том эпизоде, о котором вы упомянули?»; «Не могли бы вы описать, как можно более подробно, ситуацию, в которой вы чему-то научились?», – такие вводные вопросы могут породить спонтанные, подробные описания, когда сам собеседник говорит о своих переживаниях как об основном содержании исследуемого феномена. Остальная часть интервью может представлять собой развитие аспектов, которые были затронуты в истории, рассказанной в ответ на первый вопрос. Б. Отслеживающие вопросы. Ответы собеседника могут быть расширены благодаря любознательности, настойчивости и критичности интервьюера. Это можно сделать с помощью прямых вопросов, кивки, «м-м-м», просто паузы, приглашающие собеседника продолжить его описание. Повторение интервьюером особенно важных слов ответа может способствовать дальнейшему развитию высказывания. Ключевой проблемой в данном случае является способность интервьюера слушать собеседника, когда он говорит о том, что важно для него, и в то же время не забывать об исследовательских целях проекта. B. Проясняющие вопросы. «Не могли бы вы еще что-нибудь рассказать об этом?»; «Нельзя ли более подробно описать то, что случилось?»; «А случалось ли еще что-нибудь подобное?» Г. Конкретизирующие вопросы. Реагируя на ответы собеседника, интервьюер может задавать и более конкретные вопросы, например: «Что вы тогда подумали?»; «Что вы предприняли, когда почувствовали, что у вас растет тревога?»; «Как реагировало ваше тело?». Д. Прямые вопросы. В данном случае интервьюер прямо задает темы и аспекты их рассмотрения, например: «Вы когда-нибудь получали деньги за оценки?»; «Когда вы упомянули о соревнованиях, вы имели в виду состязания вроде спортивных или деструктивную конкуренцию?». Е. Косвенные вопросы типа: «Как, вам кажется, воспринимают другие ученики соревнование за получение оценок?». Ответ может содержать мнение об отношении других учеников, но может быть и косвенным выражением собственного отношения респондента, которое он прямо не высказывал. Ж. Структурирующие вопросы. Интервьюер отвечает за ход интервью и должен отметить момент, когда тема исчерпана. 3. Молчание. Интервьюер может использовать молчание, чтобы побудить собеседника продолжить интервью. И. Вопросы-интерпретации. Интерпретация в ходе интервью может использоваться в виде простого перефразирования ответа, например: «То есть вы считаете, что...?», или же попыток прояснить высказывание: «Если я правильно понял, вы почувствовали, что...?». В идеале, в момент окончания интервью заканчивается и проверка гипотез и интерпретаций, так как в процессе расспрашивания интервьюер находит им подтверждение или опровергает их. Четвертый этап. Расшифровка. Подготовка материалов интервью к анализу, который обычно включает расшифровку и перевод из устной формы в письменный текст раскрыт в главе 9. Пятый этап. Анализ. Основываясь на цели и теме исследования, а также на природе материалов интервью, следует решить, какой метод анализа годится для данных интервью (главы 10, 11 и 12). Шестой этап. Верификация (проверка). Убедитесь в обобщенности, надежности и валидности ваших открытий. Надежность относится к однородности результатов, а валидность результатов означает, что в процессе проведения исследовательских интервью изучалось именно то, что вы намерены были изучать (глава 13). Седьмой этап. Написание отчета. Изложите ваши исследовательские находки и использованные методы так, чтобы форма изложения отвечала критериям научности, были учтены этические аспекты исследования, а конечный продукт был читабелен (глава 14). ПРИЛОЖЕНИЕ 7.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|