Тактика психологического обследования
Психологическую диагностику ребенка студенту-практиканту необходимо начинать с изучения сферы межличностного взаимодействия в детской группе, коллективе. Психодиагностику ребенка и группы рекомендуется начинать методом наблюдения, предварительно составив его план. После того, как испытуемые привыкнут к студенту-практиканту, можно реализовывать индивидуальную диагностику. В начале психологического обследования необходимо выяснить жалобы взрослых (родителей, учителей), сопровождающих ребенка. Затем психолог должен ознакомиться с имеющимися заключениями (педагогическими, психологическими) специалистов по поводу проблем ребенка. Следует обратить особое внимание на описание поведения ребенка, как на уроке (в группе), так и вне уроков, характеристики его работоспособности, отношений со сверстниками, педагогами, воспитателями и родителями. По возможности необходимо выяснить у педагога (воспитателя) или родителей дополнительную информацию о семье и специфике внутрисемейных отношений, собрать дополнительные сведения об особенностях раннего развития, то есть получить психологический анамнез. Все сведения, полученные психологом от родителей кратко записываются в виде психологического анамнеза (истории развития). С опорой на все имеющиеся данные строится исходная гипотеза психологического обследования ребенка. В соответствии с этой гипотезой психолог предварительно определяет необходимый диагностический инструментарий. В дальнейшем, в зависимости от результатов выполнения тех или иных диагностических процедур, гипотеза проведения обследования может изменяться, точно так же будет изменяться и дальнейший выбор методов и методик. Важно сохранение общей структуры обследования и «прохождение» «узловых» моментов.
В процессе работы с ребенком не допускаются какие-либо комментарии или оценки со стороны психолога, обращенные не только к родителям, но и к коллегам, присутствующим на обследовании. В процессе обследования необходимо поддерживать положительный контакт с ребенком. Особенности проведения обследования детей разного возраста Чем младше ребенок, тем более непосредственным может быть его поведение в ситуации обследования. В возрасте 5-6-ти лет (и старше) нормативно ребенок принимает ситуацию экспертизы и не нуждается в каких-либо дополнительных приемах работы. Ребенку, начиная с 8-9-летнего возраста, можно предложить самостоятельно выбрать стиль и меру сложности заданий. ПРИЛОЖЕНИЕ 12.
КОМПЛЕКТ РЕКОМЕНДУЕМЫХ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ИЗУЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА Изучение межличностных отношений. Психологическая диагностика взаимоотношений членов группы (коллектива), их межличностных предпочтений, положения каждого участника группы в системе межличностных отношений коллектива может осуществляться с использованием социометрического метода. Для диагностики групп детей дошкольного возраста применяют адаптированный вариант для дошкольников «У кого больше?», разработанный Я.Л.Коломинским; вариант социометрического эксперимента Т.А.Репиной «Секрет»; «Игра в почтальона» (Л.Кантат), «Краски в подарок на день рождения» (Е.А.Панько, М.Кашляк) [6, 7]. Диагностика интегративных характеристик группы. Психологический климат как состояние коллектива, отражающееся в эмоциональных переживаниях его членов, их отношениях ко всем значимым для коллектива явлениям, можно изучить, применяя методику «Цветопись» А.Н.Лутошкина [9] либо карту-схему, разработанную А.Н. Лутошкиным для исследования психологического климата [9].
Диагностика этапов и уровней развития группы. В лаборатории А.Н. Лутошкина разработана методика «С амооценка коллектива через эмоционально-символическую аналогию», позволяющая оценить уровень социально-психологического развития, на котором находится исследуемый ученический коллектив. Она предназначена для работы с младшими школьниками и подростками [9]. ПРИЛОЖЕНИЕ 13.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Кто обратился к психологу. Содержание жалобы. Формулировка запроса. Предполагаемые проблемы.
1. Общие сведения о классе: количество учащихся, их пол, средний возраст, физическое развитие, состояние здоровья, характеристика социальной ситуации развития (условия жизни в семье), кризисные периоды в истории развития учеников, время существования коллектива, изменение его состава, смена учителей. 2. Характеристика учебной деятельности: 2.1. Характеристика успеваемости и отношения к учению; 2.2. Характеристика уровня обученности и обучаемости. 3. Характеристика межличностных отношений в классе (предполагает развернутое социометрическое исследование класса: статусная структура класса, коэффициент взаимности выборов, коэффициент сплоченности, коэффициент удовлетворенности отношениями), оценка отношений ребенка с классом, круг значимых лиц для участников группы. 4. Характеристика структуры коллектива: 4.1. Формальная структура класса (актив класса, распределение обязанностей между учащимися, официальные лидеры, успешность их деятельности, стиль лидерства); 4.2. Неформальная структура коллектива (распределение «групповых ролей»); 4.3. Соотношение формальной и неформальной структур класса. 5.Диагностика интегративных характеристик группы (социально-психологический климат, атмосфера, групповая сплоченность, активность). 6. Соотношение эгоистической и альтруистической направленности участников группы. 6.1. Особенности отношения к труду и общественным поручениям. 6.2. Степень овладения трудовыми навыками и умениями. 6.3. Организованность и дисциплинированность в труде и общественной деятельности.
6.4. Отношение к общественной жизни коллектива. 6.5. Следование идеологии белорусского государства. 7. Направленность личности учащихся и специальные способности. 7.1. Интересы (перечислить интересы учеников, отметить характер интересов с точки зрения их глубины и активности). 7.2. Проявление специальных способностей к какой-либо деятельности (сценические, музыкальные, к изобразительному искусству), в чем это выражается. 8. Характеристика сформированности классного коллектива (история формирования группы, уровень социально-психологического развития, стиль межличностного взаимодействия участников группы, доминирующее эмоциональное состояние учеников). 10. Выводы и рекомендации по содержанию и организации воспитательной работы с классным коллективом. ПРИЛОЖЕНИЕ 14. КОМПЛЕКТ РЕКОМЕНДУЕМЫХ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|