Организация работы педагога на занятии в формате технологии блочно-тематического планирования
Организация работы педагога на занятии в формате технологии блочно-тематического планирования И. Л. Врабий, воспитатель МДОУ № 21, г. Добрянка Сегодня большинство воспитателей ДОУ испытывают определённые трудности в разработке конспектов предметного, комплексного и интегрированного занятий. Занятие является одной из важных форм планирования и организации взаимодействия педагогов с детьми. От качества проектирования содержания занятия напрямую зависит качество освоения детьми предлагаемой информации. В формате технологии блочно-тематического планирования Грибановой М. В. особый интерес для меня представляют подходы к отбору содержания, требования к разработке конспекта и особенности организации процесса взаимодействия с детьми на занятиях разного типа. Составляя конспект занятия по любой образовательной области (деятельности), целесообразно указывать: 1. В каком месяце года проводится занятие, неделя месяца, число, время проведения, возрастная группа. 2. Вид занятия, отражающий содержание и направление работы с детьми: речь, ФЭМП, МУЗО, ИЗО, физкультура, конструирование, познавательное и\или вид осваиваемой детьми деятельности: музыкально-исполнительская, связная речь, творческое рассказывание, ознакомление с окружающим (экология), грамматика, рисование, лепка, аппликация, конструирование и т. п. 3. Организация вариативных форм содеятельности педагога с детьми предполагает разные модели организации занятия. · «Обучающее» занятие предполагает трансляцию педагогом необходимого объёма знаний, презентацию приёмов и способов деятельности, моделей поведения. Приоритет активности отдан педагогу.
· «Репродуктивное» занятие предполагает использование приёмов, опосредующих обогащение компетенций детей, репродукцию освоенных ранее знаний и умений с правом дополнения и незначительной интерпретации. Взаимодействие педагога с детьми приобретает паритетный характер. Педагог контролирует адекватность и результативность деятельности детей. · «Обобщающее» занятие открывает возможности для совместного моделирования содержательного обобщения, выявления значений и субъективных смыслов освоенного знания, организации «переживания – деятельности», сотворчества в продуктивной деятельности и обогащения эмоциональной и рефлексивной деятельности. Активность педагога и детей носит паритетный характер. · «Контрольное» занятие решает задачи мониторинга достижений детей в деятельности, уровне осведомлённости в содержании освоенной образовательной области и пр. Детям предоставляются максимальные возможности для проявления самостоятельности, творческого преобразования полученных знаний, актуализируются знания, представления и умения их целесообразного использования. Ребёнок активен в организации самостоятельной и совместной деятельности, определении замысла предстоящей работы, создании продукта, выражении субъективного отношения к содержанию деятельности. Педагог «принимает» любой результат работы ребёнка без оценки, «мягко» использует приёмы анализа. 4. Тип организации занятия: а) предметное; б) комплексное; в) интегрированное. 1. Тема занятия может определять: краткое целеполагание («О чём рассказывает одежда»), образное название предстоящей деятельности (рассказ на тему «На заборе, на крылечке все блестит и все бело»; «Ателье куклы Барби»), мотив предстоящей деятельности («Будем строить новый дом? »). 2. Программное содержание и задачи занятия: - обучающая задача - конкретизирует то, чему обучаем детей на данном занятии (так на занятиях изобразительной деятельностью обучающая задача трансформирована в «изобразительную», т. е. ясно определяющую, какому изображению и как будете учить ребёнка);
- формирующая задача – определяет и конкретизирует организацию процесса формирования, совершенствования умений, знаний детей в обозначенной деятельности; приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами (например: совершенствовать умение создавать пластическое изображение конструктивным способом); - воспитательная задача - направлена на формирование качеств личности ребёнка (субъективно-ценностного отношения: к труду – трудолюбия; к живым существам – эмпатии, сострадания; к сверстникам - доброжелательности и т. п. ); - развивающая задача – конкретизирует и уточняет направленность образовательного процесса на развитие когнитивного потенциала детей (воображения, памяти, внимания и пр. ); природных задатков и специальных чувств (чувства формы, пространства, времени, ритма, композиции и т. п. ); - творческая - определяет допустимый уровень самостоятельности детей на данном занятии. 3. Описание подготовительной работы к занятию. 4. Материал к занятию: статичный, раздаточный, наглядный и пр. 5. Индивидуальная работа с детьми на занятии. 6. Описание хода занятия, которое может быть представлено: а) сценарием – т. е. подробным описанием всего хода занятия; б) развёрнутым описанием приёмов, последовательно используемых в ходе занятия. 7. Форма проведения анализа результатов детской деятельности и рефлексии в конце занятия. Вопросы к анализу продуктов и результатов детской деятельности должны обязательно прописываться в конспекте и планироваться, исходя из поставленных на занятии задач! Формы анализа могут быть разнообразными: обыгрывание продукта деятельности, беседа с детьми об их работах, сравнение нескольких работ, рассказ о понравившейся работе и т. п. Рефлексия проводится обязательно, в форме - адекватной характеру занятия. Возможность на ограниченном образовательном материале эффективно решить задачи разностороннего развития детей можно рассматривать как достоинство современных образовательных программ, реализуемых не только в ДОУ, но и в школе. Приоритетным целевым направлением реализуемой нами технологии является оптимальное содействие обогащению познавательно – эстетической компетентности детей не за счет увеличения объемов информации (нового знания), а за счет ее уменьшения. Заменой несоразмерным детскому возрасту объёмам информации должны стать лаконичные, структурированные знания, опосредующие лёгкость формирования репрезентативных структур мышления. Сформированные с помощью педагога знания, должны раскрывать детям возможности самостоятельного их обогащения новыми сведениями, актуальными для возраста и индивидуальных предпочтений. Приоритетные принципы организации работы педагога в рамках технологии блочно-тематического планирования, это принципы научности и доступности, предлагаемых детям знаний. Пагубная тенденция взрослых выражать мысли не точно, использовать слова не по назначению, как в зеркале отражается в характере и уровне компетентности детей в той или иной области познания.
На примере тематического блока «Одежда» рассмотрим вариант отбора содержания знаний и организации интегрированного занятия познавательно-эстетического характера для детей пятого года жизни
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|