Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация работы с детьми дошкольного возраста по теме «Космос»




Организация работы с детьми дошкольного возраста по теме «Космос»

Ф. М. Дерягина, воспитатель

МДОУ № 10, г. Губаха

«Посмотри на небо ясной ночью и увидишь — оно усеяно маленькими мерцающими точками. Кажется, что они висят в небе. На самом деле каждая такая точка — огромная звезда. Звёзды удалены от нас на невероятно большое расстояние. А некоторые находятся так далеко от Земли, что до них не долететь за всю жизнь. Почему людей вообще тянет в космос? Зачем туда лететь? Разве нам так плохо жить на Земле? Человек стал заглядываться на небо и размышлять о нем еще в далекой древности. И сначала в космос проникла человеческая мысль, а потом взлетел и сам человек. Долгое время люди не догадывались, что живут на огромном шаре, который крутится вокруг Солнца. Земля — третья по счету планета от Солнца. Все планеты отличаются друг от друга размером и цветом. Одни планеты, как и Земля, имеют твёрдую поверхность, а другие — состоят из газов. У некоторых есть спутники, а у других их нет. Благодаря солнечному свету планеты светятся в темноте. Если посмотреть на ночное небо, можно увидеть блестящую точку, которая светит ярче других. Это планета Венера, ближайшая соседка Земли. Самая близкая к Солнцу планета — Меркурий. Чем же отличается наша планета от всех остальных? А тем, что на ней есть воздух, вода и жизнь: цветы и деревья, звери и птицы. А ещё на Земле по сравнению с другими планетами, не жарко и не холодно, поэтому жить здесь очень хорошо. Человек, выбравшись в космос, конечно, первым делом стал осваивать околоземное пространство. Вокруг Земли сейчас крутится множество объектов, созданных людьми. Кроме спутников на орбите работают орбитальные станции с экипажами космонавтов на борту. Как много всего летает вокруг Земли! ».

Мы направленно представили фрагмент беседы с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Загадочный космос». Сегодня, в ДОУ № 10 г. Губахи, идёт процесс активного освоения педагогами технологии блочно — тематического планирования (авт. М. В. Грибанова). Технология позволяет увидеть целостный процесс работы с детьми в разных возрастных группах, проследить за развитием творческих способностей детей, отобрать и структурировать «разумный минимум» и возможный максимум содержания по большой теме и определить тематику разнообразных форм взаимодействия педагогов с детьми. Стратегической целью блочно-тематического планирования является развитие способности педагогов к творческому осмыслению целей, задач и содержания образовательной работы.

Сегодня разрабатываются и апробируются вариативные формы моделирования и планирования образовательной работы с детьми, обеспечивающие научность, целостность, системность, последовательность и контроль результативности. Мы апробируем: комплексные и тематические блоки; тематические матрицы (содержательные модели когнитивного компонента образовательной работы); перспективные планы на разные отрезки времени работы по одной теме; тематические проекты в форме «углубления в тему». Совместно с методистом и специалистами разрабатываются календарные сетки занятий и конспекты занятий интегрированного характера.

В работе по теме «Космос» конкретизируются представления детей о том, что Космос — это всё то, что мы видим, наблюдаем и изучаем (солнце, звёзды, луна и пр. ). На чём люди совершают путешествия в космос (ракета, космический корабль). С помощью какой техники исследуются космические тела, аппараты-исследователи космоса: телескопы, луноходы, космические спутники и пр. И, наконец, то, что хотели бы исследовать люди в дальнейшем: новые планеты, неизвестные галактики.

В ходе разнообразных форм взаимодействия обогащаются представления детей о планетах солнечной системы, планете Земля (формы, относительный размер, характер движения вокруг Солнца и своей оси), о Солнце, как звезде, источнике света и тепла на Земле. Дети узнают, кто такие космонавты и как их работа связана с освоением вселенной. Также дети получают представления о различных небесных светилах, новых планетах, метеоритах, солнечных и лунных затмениях.

В процессе реализации тематического проекта на занятиях по изобразительной деятельности дети рисовали карту звёздного неба и работу людей в космосе. На конструировании мастерили ракету из бумаги и космодром из строительного материала. Аппликация — «Космонавт вернулся из космоса». Лепка — «Космический корабль». В работе использовали наглядный материал: карту звёздного неба; глобус; иллюстрации; дидактические альбомы; слайды. К Дню космонавтики выпустили газету «Космос и люди». Для развития познавательных способностей детей сделан альбом «12 апреля — День космонавтики».

В формате реализации тематического проекта мы любуемся тем или иным космическим предметом или явлением (моделью планеты Земля - глобусом, восходом солнца, фазами луны). С целью просвещения и ознакомления родителей с проводимой образовательной работой проводятся разнообразные консультации «Полюбуйтесь звёздным небом» и др.

После двухлетней апробации технологии блочно-тематического планирования становится очевиден факт, что занятия, разработанные в формате требований технологии, развивают логическое и образное мышление детей, стимулируют творческое воображение, совершенствуют умения детей устанавливать причинно-следственные связи и скрытые от внешнего восприятия отношения объектов и явлений. Система комплексно-тематического планирования, использование рекомендованных форм планирования образовательной работы опосредует формирование индивидуально – неповторимого, целостного и субъективно-значимого образа окружающей действительности. Способствует отображению детьми значимых для них объектов и явлений по представлению и по памяти. Система целостной работы в формате темы воспитывает субъективно - ценностное отношение детей к объектам познания.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...