Технологическая модель организации эколого-эстетического воспитания
ДОУ № 10 г. Губахи
Цель: содействие становлению экологического сознания и субъективно-ценностного, эколого-эстетического, отношения к миру природы.
Задачи
Формировать системно-структурные знания о мире природы
Содействовать процессу становления субъективно-непрагматического, эколого-эстетического отношения к природе
Формировать палитру умений, опосредующих поступочно - инфлюативное поведение детей в природе
Программное обеспечение: программа «Детство», методические и содержательные рекомендации Федотовой А. М., Николаевой С. Н., Рыжовой Н. А., Дерябо С. Д., Ясвина В. А., Грибановой М. В.
Приоритетные средства реализации задач проекта
Наблюдения, экскурсии, походы в природу
Моделирование природных явлений, процессов, взаимосвязей
Обогащение и структуризация содержательного компонента знаний (тематические матрицы)
Экспериментирование и опыты
Любование объектами природы
Изобразительное творчество
Художественное конструирование из природного и бросового материала
Музыкально-пластические импровизации (на темы природы)
Театральная деятельность с природоведческим содержанием
Проблемно-поисковые ситуации (право выбора поступка, действия)
Труд в природе (цветник, огород, уголок природы, экотропа)
Игры с природоведческим содержанием (ролевые, дидактические, с природным материалом)
Природоохранные акции
Традиционные природоведческие акции
Эколого-эстетическая развивающая среда
Огород, цветник,
экологическая тропа
Уголок природы,
огород на окне
Опытно-экспериментальная зона
Уголок фантазии
(макетирование, поделки из природного материала)
Полочка любования
Музыкальный театр
Передвижная экспозиция произведений искусства и детских работ (мини-галлерея)
Результат: эколого-эстетическая компетентность, самостоятельное, экологосообразное поведение детей, способность к нравственному выбору – поступку.
Технологическая модель организации содействия развитию наблюдательности детей дошкольного возраста
Цель: развитие наблюдательности как свойства личности; способности к наблюдению, как форме организации познавательной активности детей 3-7 лет.
Задачи
Развивать и обогащать познавательную компетентность (знают, умеют, выражают субъективно-оценочное отношение, способны применять знания в деятельности)
Развивать устойчивый интерес к познанию мира природы, формировать, культуру восприятия (обыденного, эстетического, художественного)
Формировать интерес, природосообразную компетентность в проведении наблюдений за природными объектами и опытно-экспериментальной деятельности
Обогащать палитру природосообразных умений, действий, поступков, моделей и культуры поведения познавательно-экологического характера
Средства реализации задач
Формирование СУД (анализ, синтез, обобщение, суждение, умозаключение и т. п. )
Организация проблемно-поисквых ситуаций эколого-валеологического и эстетического характера;
Презентация моделей разных видов наблюдения (сезонные, эпизодические и т. п. )
Модели поведения в проблемных эколого-валеологических ситуациях (действие, поступок, экологосообразное поведение и т. п. )
Художественное слово
Изобразительная, музыкально-исполнительская деятельность, моделирование.
Использование синтеза искусств, поиск загадки художественного образа
Обогащённая практика эстетического наблюдения (любования), суждений, оценок эстетического характера
Дидактические и сюжетно-ролевые игры с экологическим содержанием
Трансляция системно структурных знаний о мире
Субъективно-значимые результаты наблюдений, практика «открытий» значений и смыслов, диалоговый характер общения,
Организация опытно-экспериментальной деятельности с учётом возрастных возможностей
Обогащённая практика права выбора решения (эколого-этической) проблемной ситуации
модели целесообразного использования эколого-валеологических знаний в обыденной жизни и проблемных ситуациях (для чего, с какой целью? ).
Организация системного и последовательного процесса познания мира природы (знакомство, обследование, циклические наблюдения, умозаключения и т. п. )
Целесообразные виды труда в природе на основе наблюдений, обобщения и умозаключения: уход, забота, сбережение, создание «эстетического порядка» в окружающей природной среде.
Знакомство с профессиями людей, связанными с природой: экологи, лесники, овощеводы, садовники, ветеринары и пр. (наблюдение за трудом)
Развитие способности к диалогу, полилогу, описанию, повествованию, высказыванию, умозаключению
Игры-имитации, и обогащённая практика переживания-деятельности.
Использование «программ наблюдений»
(цель, мотив, установка, алгоритм действий, результат)
Формирование базиса произвольного поведения: выдержки, концентрации внимания, усилию воли по достижению цели,
Результат: любознательность и наблюдательность; базис природосообразного, культурного, познавательного поведения; субъективно- ценностное отношение к познавательной деятельности