Организация работы с детьми по теме «Насекомые» в формате тематического планирования
Организация работы с детьми по теме «Насекомые» в формате тематического планирования Л. А. Спицина, воспитатель МДОУ № 10, г. Губаха В процессе приобщения к познавательно-эстетической культуре, ребенок приобретает обогащённую гамму новых чувств, опосредующих становление субъективно-ценностного отношения к окружающему миру. Он учится переживать радость познания, красоту, природу, произведения искусства и т. п. Эффективным средством, обеспечивающим реализацию задач формирования базиса культуры личности, является технология блочно-тематического планирования образовательного процесса. Разнообразные формы планирования и проектирования работы с детьми (в рамках обозначенной технологии), позволяют оптимально решать задачи обогащения познавательно-эстетической компетентности дошкольников. Система образовательно-воспитательной работы в форме тематического блока направлена на решение задач разностороннего развития ребенка. Любой из тематических проектов включает систему задач, направленных на: · формирование системы упорядоченных знаний, природосообразных практических умений детей; · становление ценностного отношения к процессу и предмету познания; · конструктивную реализацию проектно-деятельного подхода в организации образовательного процесса; · формирование субъектной позиции и обеспечение активного участия детей в созидательно-практической деятельности. Эстетическое воспитание пронизывает всю систему образовательной работы и осуществляется через различные виды содеятельности педагога с детьми. Основные этапы работы педагогов нашего МДОУ над тематическими проектами по любой теме включают:
1. составление тематической матрицы; 2. разработку «планов – паутинок» (календарных планов работы над темой); 3. подбор и разработку методического сопровождения проекта (системы тематических занятий, дидактические игры, художественная литература и др. ); 4. разработку проблемно-поисковых ситуаций эколого-эстетического характера, разнообразных форм осуществления мониторинга компетентности детей в теме познания (содержание вопросов, игр, контрольных бесед и пр. ); 5. определение календарных сроков реализации тематического проекта; 6. включение тематического проекта в целостный образовательный процесс; 7. информирование родителей о результатах освоения детьми образовательной темы, привлечение к сотрудничеству (выпуск газет, папки-передвижки, устное консультирование и пр. ); 8. организация мониторинга достижений детей. Рассмотрим тематический блок «Насекомые». Образовательную работу по данному блоку начали со второй младшей группы. Опираясь на содержание тематической матрицы мы знакомили детей с тем, что насекомое – имеет форму: голова (глаза, усики, рот); грудка, крылья (разной формы и цвета); брюшко, ноги. Насекомое двигается: летает, прыгает, ползает. Питается, издает звуки: жужжит, стрекочет, шуршит, звенит. Учили детей аргументировать полученные знания в ответах на вопросы воспитателя. Например: почему насекомое - живое существо? Знакомили с насекомыми, которые живут рядом с человеком: пчелы, мухи, бабочки, божья коровка, таракан, сверчок. А также с теми, кто живет в окружающей природе, далеко от человека: лесные пчелы, кузнечик, муравей. Большое внимание уделяли развитию умения пользоваться сенсорными эталонами и обследовательскими действиями для выявления особенностей насекомых. Вместе с детьми находили общие признаки и признаки отличия у конкретных насекомых (наблюдения на прогулках, рассматривание иллюстраций, просмотр слайдов, рассматривание игрушечных насекомых). Подводили детей к ответу на вопрос: «Как узнал? » Всей своей деятельностью старались воспитывать в детях умение чувствовать, видеть внешние признаки, определять места обитания разнообразных насекомых.
В связи с тем, что наш детский сад работает по программе «Детство», основная работа проводится в самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности, а итогом является интегрированное занятие (часто обобщающего характера). Занятия мы старались строить в соответствии с принципом интеграции, объединяя нескольких видов деятельности и разные средства для решения главной цели – развития ребёнка. Тематика интегрированных занятий, которые мы проводили во второй младшей группе: «Кто как передвигается» (экология и аппликация); «Жучок» (рисование и конструирование); «Кто такие насекомые» (экология и моделирование); «Как Муравьишка домой спешил» (развитие речи и художественная литература) и другие. В качестве приёмов «углубления в тему» использовали чтение художественной литературы «Муха – Цокотуха», «Тараканище», «Кто без крыльев летает»; дидактические игры «Узнай и назови насекомое»; музыкально-ритмические игры типа «Бабочки и жуки». В процессе реализации тематического проекта осуществляли: - обогащение знаний и представлений детей о насекомых; - создание образов насекомых в изобразительной деятельности и музыкально-пластической импровизации; - обучение способам использования сенсорных эталонов и наблюдений за насекомыми; - активное содействие становлению ценностного эмоционально-положительного отношения к насекомым. Развитие познавательно-эстетической культуры требует целенаправленной организации деятельности – любования. Любование – эстетическое восприятие и познание окружающей действительности с позиции выделения эстетических характеристик предмета познания. В процессе любования мы вместе с детьми учились выявлять эстетические признаки и свойства предмета познания. В процессе восприятия насекомых старались выделить внешнюю красоту (цвет, форму, строение тельца и крыльев). Скрытую красоту: целесообразность и соразмерность формы, окраса, строения насекомых. Гармоничность и полезность насекомых в отношениях с окружающими объектами. Наличие признаков, определяющих индивидуально - неповторимую, своеобразную красоту того или иного насекомого.
В процессе любования мы «открывали» предмет познания как: - носитель нового для ребёнка смысла; раскрывая насекомое со стороны своей информативности, красивости; - объект возможного взаимодействия; - стимул для активизации ребёнка с позиции познающего и оценивающего субъекта. Продуктом неоднократных любований стал альбом с зарисовками насекомых и других объектов любования. Совместно с детьми собран дидактический альбом с изображениями насекомых (иллюстрациями), с целью обогащения знаний, впечатлений и практики любования детей. Итоговым этапом реализации тематического блока стал мониторинг познавательно-речевой и продуктивно-созидательной компетентности детей в теме познания. Результаты изучения компетентности показали не только положительную динамику, в сравнении с контрольной группой детей, но и значимое превышение проявлений экологической компетентности детей освоивших содержание тематического проекта «Насекомые». Аналогичная работа проведена в средней группе. Представления детей пятого года жизни по теме «насекомые» расширяются и углубляются. Приоритетной моделью познания стала модель выявления отношений разнообразных насекомых с окружающей средой. Мы учили детей по внешнему облику и поведению определять, где живут насекомые (около воды, на земле, на растениях); как питаются; как укрываются; как дышат. Исследование уровня компетентности по теме «Насекомые» осуществлялось в форме проблемно-поисковых бесед и анализа продуктов художественного творчества. Опыт использования разнообразных форм блочно-тематического планирования оказал эффективное влияние на формирование познавательно-эстетической культуры и обогащение экологической компетентности детей дошкольного возраста. Дети получили не только прочные знания и обогащённые представления в рамках темы, но и практику эмоциональных переживаний познавательного, эстетического и экологического характера, что обеспечило включение механизмов формирования субъективно-ценностного отношения к природе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|