Технологическая модель организации процесса развития эстетического восприятия дошкольников
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЦЕЛЬ: развитие способностей детей к эстетическому познанию окружающего мира (любованию) ЗАДАЧИ
Программно-технологическое обеспечение: Программа «Детство» (направление эстетического воспитания); технологии: блочно-тематического планирования, развития эстетического восприятия, обогащения познавательно-эстетической компетентности, диалогического подхода, развития способности к духовному труду и элементарной рефлексии. СРЕДСТВА
РЕЗУЛЬТАТ: эстетическая восприимчивость детей к объектам окружающей действительности и произведениям искусства. Способность к эстетическому, эмоционально - оценочному переживанию (чувственному, рациональному, созерцательному), самостоятельным оценкам и высказываниям эстетического характера.
Интегрированное занятие как средство разностороннего освоения детьми предмета познания И. Е. Иванова, заведующий Л. А. Спицина, воспитатель МДОУ № 10, г. Губаха Воспитание человечности, гуманного отношения к природе, следует формировать у детей, начиная с самого раннего возраста. Знакомясь с миром природы, ребенок начинает отличать искусственные объекты от природных, красивое от безобразного, реальное от воображаемого. Приобщаясь к эколого-эстетической культуре, ребенок открывает для себя гамму новых чувств, обогащающих его отношения с окружающим миром, учится переживать радость от познания природы, произведений искусства. В практике открытия красоты окружающего мира обогащается палитра детских переживаний, возникает их осознание, потребность в их повторном переживании.
Современные образовательные программы для детей дошкольного возраста предполагают необходимую интеграцию способов познания детьми окружающего мира и практику самостоятельного преобразования накопленных и эмоционально пережитых знаний в продукт творчества. Ценностное отношение ребенка к окружающему миру, в большей степени, опосредовано различными видами деятельности. Так изобразительная деятельность детей способствует развитию образного мышления, развитию художественно – эстетического способа познания мира. Продуктивная деятельность детей раскрывает возможности созидательно – конструктивной, творческой деятельности; формирует субъективно-ценностное отношение к содержанию замысла и продукту деятельности. Различные виды деятельности детей имеют свои различия по материалам, способам, результатам и продуктам. Однако в любых видах деятельности есть то общее, что позволяет их интегрировать - целесообразно объединять. Например, в качестве основания для интеграции может выступить принцип одновременного включения в процесс детского познания двух способов мышления рационально – логического и эмоционально – образного. Интеграция видов деятельности раскрывает широкие возможности для преобразования представлений детей о мире в разнообразных формах словесного, изобразительного и продуктивного творчества. Интеграция разных видов деятельности и содержания большинства разделов программы «Детство» удачно реализуется в формате технологии блочно-тематического планирования (автор Грибанова М. В. ). Технология позволяет оптимально учитывать принципы: - интеграции интеллектуальной и продуктивной (изобразительной) деятельности детей; - межпредметные взаимосвязи экологической и эстетической практики детей; - интеграции и одновременного решения задач разных направлений образовательной работы в формате вариативных форм взаимодействия воспитателей с детьми (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительное творчество, экологическое воспитание и пр. ).
Второй год МДОУ «Детский сад № 10» г. Губахи работает в статусе опытной педагогической площадки по теме «Оптимизация системы эколого-эстетического развития детей дошкольного возраста средствами блочно-тематического планирования». Технология используется в рамках программы «Детство» под руководством доцента ПГПУ, кандидата педагогических наук Грибановой М. В. В формате опытно-педагогической работы педагогический процесс МДОУ перестраивается на принципы и формы технологии блочно-тематического планирования. Образовательные аспекты работы с детьми объединяются в образовательные области, основанные на принципе интеграции. Сегодня в МДОУ включены в работу циклы интегрированных занятий по тематическим блокам «Насекомые», «Птицы», «Растения», «Рыбы», «Звери» для детей младшего и среднего возраста. В занятиях прослеживается интеграция познавательной, экологической и изобразительной деятельности; познавательной и художественной литературы. Имеют общее тематическое основание экология и математика, экология и валеология, экология и развитие речи. Модернизация технологии организации и проведения занятий помогает одновременно планировать и решать познавательные, речевые, творческие, эколого-эстетические и другие задачи. Например, занятие для детей пятого года жизни на тему «Расскажем Карлсону про птиц» интегрирует элементы экологического образования, музыкальной деятельности, развивающие математические игры. Цель занятия – конкретизация знаний и представлений детей о многообразии птиц. Задачи: 1. Уточнить представления детей о многообразии птиц, местах обитания; конкретизировать знания о внешнем виде, образе жизни воробья и дятла (использовать наглядные модели). 2. Совершенствовать умения: - слушать музыкальное произведение, чувствовать и переживать эмоциональный фон, характер музыки; - передавать образ музыкального произведения в движении и высказываниях;
- рассуждать, строить связное, аргументированное высказывание. 3. Развивать: - способность к любованию - умение выделять эстетические характеристики объекта познания; - конструктивное мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук, способность к творческой импровизации. 4. Воспитывать субъективно-ценностное отношение к птицам. Анализируя итоги проведённого занятия, можно говорить о том, что принцип интеграции помог объединить разные виды деятельности вокруг темы и достичь поставленной цели с разных аспектов. Детям такая форма проведения занятия нравится, т. к. происходит вовлечение их в доступные возрасту и интересам видам деятельности, расширяются возможности самоосуществления. Дети путешествуют, танцуют, поют, конструируют, занимаются изобразительной деятельностью и одновременно узнают много познавательного материала, высказывают и выражают в разных формах свое отношение к объекту познания. Занятие на тему «Путешествие Колобка» (для детей пятого года жизни). Цель: обогащение и уточнение знаний о жизни зверей в зимний период года (интеграция познавательно-речевой, изобразительной и математической видов деятельности детей). Занятие на тему «Жизнь птиц зимой» (для детей седьмого года жизни). Цель: обобщение знаний детей о зимующих и перелетных птицах (интеграция познавательно-речевой, конструктивной и театрализованной видов деятельности детей). Необходимо отметить, что принцип интеграции становится сегодня важнейшим условием оптимизации образовательно-воспитательного процесса ДОУ и эффективного обогащения познавательной, эколого-эстетической и художественной компетентности дошкольников. Реализация этого условия раскрывает большие дополнительные возможности для творческого развития детей, формирования качественного базиса интеллектуально-познавательной, эмоционально-чувственной, произвольно-волевой культуры и разноаспектных отношений детей дошкольного возраста с окружающим миром.
.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|