Концептуально-технологическая модель оптимизации педагогического процесса в формате общеобразовательной федеральной программы «Детство»
Концептуально-технологическая модель оптимизации педагогического процесса в формате общеобразовательной федеральной программы «Детство» М. И. Папакирьяди, зам. заведующего по ВМР МДОУ № 38, г. Краснокамск Особое внимание авторов программы «Детство» уделено амплификации процесса развития детей дошкольного возраста. Обогащение жизненной практики ребёнка природосообразными, субъективно-значимыми формами, видами и способами деятельности неоднократно актуализировалось в работах А. В. Запорожца. Приоритет в развитии детей должен быть отдан игре, общению со взрослыми и сверстниками, опытно-экспериментальной, продуктивной и художественно-творческой видам деятельности, природосообразному детскому труду. Целостное развитие ребёнка, как субъекта деятельности М. В. Крулехт понимает как единство индивидуальных особенностей, личностных качеств и субъектной позиции по отношению к выполнению деятельности. Индивидные особенности, по мнению автора, связаны с возрастом и полом. В широкой практике ДОУ часто остаются без должного внимания отдельные, но значимые для онтогенеза аспекты индивидуальных различий ребёнка: тип высшей нервной деятельности; темперамент; приоритетные модальности восприятия; своеобразие поло-ролевой идентификации и др. Личностное становление ребёнка авторы связывают с обретением позиций «Я сам! », «Я и другие»; социальной мотивацией поведения; степенью осознания себя; положительной «Я-концепцией». Приоритетной личностной характеристикой определена самостоятельность. Освоение дошкольником позиции субъекта деятельности, авторы связывают с интенсификацией интеллектуального, личностного, социального развития. Субъектная позиция ребёнка в деятельности опосредует и формирует самостоятельность в целеполагании, мотивации, поиске средств решения возникающих проблем, самоконтроле, самооценке, способности получить результат и\или продукт. Однако педагоги ДОУ часто поднимают проблемы следующего характера: как обеспечить успешное формирование субъектной позиции, каков механизм субъективизации отношения ребёнка к деятельности, своему окружению? Известно, что субъектность определяется наличием осознанных потребностей, значений и смыслов, осознанием ценности объекта взаимодействия. Возникает новый вопрос, каковы же условия становления обозначенных новообразований у детей дошкольного возраста воспитывающихся в коллективе сверстников?
По мнению авторов программы, индивидуальность связана с потенциальными возможностями каждого ребёнка и опосредована условиями развития творческой активности, воображения, желанием выполнять творческую деятельность. Однако в ДОУ с трудом приживаются технологии, опосредующие становление приоритетных характеристик индивидуальности. Среди них индивидуальное своеобразие процессов освоения детьми знаний, умении и приёмов выполнения деятельности. Самостоятельное открытие детьми «субъективно-значимых смыслов» в осуществляемой деятельности и использование социально востребованных, приемлемых форм самоосуществления и самовыражения. В практике воспитателей практически отсутствуют технологии, опосредующие духовное становления личности ребёнка, развитие способности к духовному труду, рефлексии. Авторский коллектив программы подчёркивает значение принципа системности в процессе обогащения знаний и представлений детей об окружающем мире. Роль освоения детьми сущности элементарных понятий на уровне наглядно-образного мышления и воображения. В программе обозначена модель движения ребёнка в познании от представлений - к выделению сущностных характеристик групп объектов, установлению связей и зависимостей между объектами и явлениями. Формирование способов познания (сенсорного анализа, построения и использования наглядных моделей). Итогом развития познавательных способностей, по мнению авторов, становится способность ребёнка свободно оперировать знаниями, самостоятельно решать познавательные задачи, использовать способы и приёмы познавательной деятельности, готовность к логическому познанию. Однако в массовой практике не устранены противоречия в области природосообразного развития наглядно-образного мышления и потенциальной готовностью детей к логическому мышлению. Между достаточным развитием образного мышления, воображения и трудностями детей в использовании моделей (т. е. способности оперировать знаковыми системами). Известно, что мышление человека изначально носит двусторонний, рационально-логический и эмоционально-образный характер. Умаление значения развития того или другого способов познания в дошкольном возрасте, приводит к нежелательным ограничениям (торможению) интеллектуального развития. То есть, в практике взаимодействия с детьми необходимо обеспечивать оптимальные условия соразмерного развития обоих способов познания и использовать технологии развития когнитивных процессов, опосредующие становление культуры познавательно-интеллектуальной деятельности (включающей и образное и знаковое воплощения). Технологии (методы, способы, приёмы и пр. ) трансляции информации детям должны обеспечивать формирование не только картинок-образов окружающего мира, но и базис логического мышления, становление способности детей оперировать содержательными обобщениями.
С целью преодоления обозначенных выше проблем педагогическим коллективом нашего детского сада была использована концептуально – технологическая модель оптимизации педагогического процесса (авт. Грибанова М. В. ). Модель позволила модернизировать работу педагогов, успешно реализовать концептуальные положения программы «Детство» и органично ввести в образовательный процесс технологии, опосредующие реализацию модели ребёнка - выпускника нашего ДОУ.
В результате выполнения плана ОЭР и реализации концептуально-технологической модели: 1. Создана и апробирована система работы направленная на познавательно – эстетическое развитие детей разного возраста. 2. Организован целенаправленный процесс отбора и целесообразной интеграции содержания работы по познавательному и художественно – эстетическому развитию детей. 3. Создана система мониторинга достижений детей. 4. Педагогами освоены современные технологии, опосредующие целостность и развивающий характер педагогического процесса ДОУ. 5. Значительно обогащена практика моделирования, проектирования и блочно-тематического планирования образовательной работы с детьми.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|