Т.В. Кузьмина, воспитатель. «Как человек учился строить». Задачи.. «Из чего и как человек учился строить дом»
Т. В. Кузьмина, воспитатель МДОУ № 21, г. Добрянка Углубление в тему «Строение», фрагменты тематического проекта для детей шестого года жизни «Как человек учился строить»
Цель: обогащение и конкретизация знаний об истории жилища человека, его эволюции и отличительных признаках жилья в зависимости от природных условий. Задачи. 1. Обогатить представления детей об истории возникновения жилища человека. Активизировать жизненный опыт, знания о материалах пригодных для постройки дома. 2. Конкретизировать знания детей о вариантах архитектурных решений разных строений, общих правилах строительства. 3. Содействовать развитию: - активного словаря, умений формулировать суждение, высказывание, выражать субъективно – ценностное отношение к строениям; - эмоционально – чувственной сферы. 4. Обогатить практику эстетических и художественных переживаний. 5. Совершенствовать умения выделять связи между явлениями, событиями и предметами; соотносить изобразительный образ с литературным; передавать изображение жилища в продуктивных видах деятельности. 6. Содействовать развитию творческой активности, самостоятельности. Комплекс мероприятий: 1. Экскурсия по городу «Город мой, город твой, город наш» (архитектура, материал, назначение). 2. Познавательное развитие «Как человек научился строить». 3. Сюжетно – ролевая игра «Строим дом» («Архитекторы», «Строители», «Новоселье»). 4. Лепка «Бревенчатый дом». 5. Аппликация «Юрта – домик в степи». 6. Конструирование из коробок и создание макета «Наш город». 7. Рисование «Мой дом». 8. Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». 9. Коллективная аппликация «Иглу – дом для эскимосов».
Организация среды: дидактические игры, книги с иллюстрациями строений, конструкторы, разнообразный художественный материал. Компетентность детей по окончанию работы над проектом: Знают: · когда появились первые постройки – дома, какие строительные материалы использовали «очень давно» и какие используют в наше время; люди каких профессий участвуют в постройке дома; Умеют: · выделять общие признаки дома, жилой дом среди других построек; отдельные национальные жилища; · формулировать умозаключения о связи климатических условий с особенностями постройки и организации дома человека; · - создавать художественный образ дома в творческих видах деятельности; · - эмоционально откликаться на задания педагога и получать удовольствие от процесса и продукта в деятельности. Способны самостоятельно: · выполнять задания (в рамках темы) требующие интеллектуальной активности и художественно – эстетической компетенции.
Конспект беседы познавательного характера «Из чего и как человек учился строить дом»
Цель: формирование упорядоченных знаний о возникновении человеческого жилища в разных климатических зонах и его эволюции. Задачи: 1. Обогатить представления детей о видовом многообразии жилища человека, зависимости формы жилища и материалов для его постройки от природно – климатических условий; 2. Совершенствовать умения: - высказывать свое мнение, предположения и аргументировать свою точку зрения; - отвечать на конкретный вопрос полным предложением; - выделять причинно – следственные связи. Ход занятия: На большом мольберте или на доске вывешены иллюстрации и фотографии различных домов. - Ребята, как вы думаете, о чём мы с вами сегодня поговорим? О доме. Что такое дом? Для чего он нужен? - Правильно, дома нужны для того, чтобы человеку было хорошо, тепло и уютно, чтобы укрыться от холода, жары, дождя, ветра, снега. Дом - это место где мы спим, едим, куда возвращаемся из детского сада, из школы, с работы. Дом это место, где живёт наша семья, где нам рады и всегда готовы помочь в трудную минуту. Слышали вы такое выражение: «чувствуйте себя, как дома»? Кто скажет, что оно обозначает? Чувствовать себя, как дома - это значит хорошо, свободно, радостно, спокойно. Недаром говорят: «В гостях хорошо, а дома – лучше! ».
- Скажите, дом нужен только человеку? А кому ещё? Правильно, дом нужен всем живым существам. Кто мне скажет, где живут мыши, лисы, барсуки? (они роют себе норы). А где селятся белки, совы, дикие пчёлы? (в дуплах деревьев). Для домашних пчёл человек строит… (воспитатель не договаривает фразу, ждёт ответа от детей) ульи. Медведи строят себе… (берлоги), муравьи… (муравейники), большинство птиц вьют… (гнёзда), волки живут в… (логове), а человек строит… (жилой дом). Много тысяч лет назад человек не умел строить дома. Нашего далёкого предка окружали леса, горы, пустыни. В давние времена человек не умел строить жильё, поэтому он искал, где ему можно спрятаться, переночевать. Иногда в качестве укрытия человек прятался в пещере (показать иллюстрацию). От чего пещера могла защитить человека? От ветра, дождя, снега, от диких зверей. Но в пещере не было двери, и звери могли напасть на человека. Как вы думаете, что придумал человек? Охранять вход в пещеру, дежурить с оружием, закрывать вход камнем. Но камень очень тяжёлый и древним людям приходилось нелегко. В пещеру человек приносил веток, сухой травы, шкуры животных и сооружал постель. Когда древний человек научился разводить огонь, то устроил в пещере очаг, а вход завесил шкурами убитых животных – в пещере стало теплее и светлее. Так пещера стала для нашего далёкого предка его первым домом. - А что было делать человеку, если рядом не было пещеры? - Правильно, можно было построить жилище. Сначала человек научился строить самый простой дом - шалаш. Посмотрите из чего он построен? (из веток, листьев, травы, соломы). Народы, которые кочевали с места на место, сооружали шалаши. Для постройки шалаша брали стволы молодых деревьев, располагали их конусом и накрывали ветками, листьями, корой деревьев. Северные народы и степные кочевники сооружали похожие жилища, только сверху обтягивали свои постройки шкурами, тканью, войлоком.
Там, где почва была каменистой, человек пытался строить дома из камней. Однако, первые каменные сооружения разваливались. Почему? Немало прошло времени, пока люди не догадались скрепить камни глиной. В местах, где рос лес, а земля была относительно мягкая, человек выкапывал яму, обкладывал ее камнями, а над ямой сооружал навес из веток. Такое жилище называлось землянкой (показать иллюстрацию). Позже стены землянки люди стали укреплять бревнами, а на крышу, для тепла, насыпали толстый слой земли. Но жить под землей было сыро и неуютно. Человек начал задумываться о новых постройках. Прошло много лет. Вместо землянок и шалашей люди стали строить сначала одноэтажные, а потом и многоэтажные дома из бревен, камня, кирпичей, железобетонных плит, стекла и металла (показ иллюстраций). Придумывали удобные и сложные конструкции, изобретали новые материалы для строительства. Однако не будем забывать о первых домах, благодаря которым человек спас себя, научился выживать и строить многоэтажные небоскребы. Как назывались первые жилища человека? (пещера, шалаш, землянка) Предлагаю поиграть в игру «Хорошо – плохо». Разделитесь на две команды. Одна команда будет говорить, что было «хорошо» в пещере человека (защищала от непогоды, врагов, зверей), другая команда будет говорить, что было «плохо» (темно, сыро, змея может заползти, вместо двери –тяжелый камень). Аналогично разбирают «хорошие и плохие» характеристики шалаша и землянки. Побеждает та команда, которая последней назвала хорошую или плохую характеристику жилища. - Ребята, посмотрите, какие разные дома научились строить люди. Выберите из них те дома, которые вы видели в нашем городе (дети выбирают фотографии и иллюстрации, составляют короткие описательные рассказы о выбранных домах). - А почему в нашем городе нет домов, изображенных на остальных картинах?
- Правильно, эти дома строят в других странах. В каждой стране – своя история, свои условия жизни. Давайте познакомимся с некоторыми постройками людей, живущих в других странах. Люди всех стран зависят от погоды, от растений, которые их окружают, от полезных ископаемых, которые добывают из земли. Человек приспосабливается к этим условиям и использует доступные природные материалы для постройки жилища. Показ иллюстраций и рассказ. В жарком, тропическом климате люди до сих пор живут в хижинах из листьев и бамбука, приподнятых над землей, на сваях. Как вы думаете, почему? (тропические ливни, наводнения, змеи). Эскимосы, в Северной Америке, близко живущие от Северного полюса, живут в домах с названием «иглу». Из чего строят иглу? Правильно. Кирпичи для постройки вырезают из плотного снега. Внутри жилище завешивают звериными шкурами. В отверстия вместо окон вставляют куски льда. На Кавказе, в высокогорных деревнях (аулах), строят дома, которые называют саклей. Для постройки сакли используют камни и глину. В сельской местности Украины и Белоруссии люди строят хаты - дома из дерева, камня или кирпича обмазанные снаружи глиной и побеленные. Такая постройка еще называется мазанкой. Крышу хаты - мазанки покрывают соломой. Россия богата лесами, поэтому самый распространенный строительный материал – дерево. В России строили бревенчатые избы. Русская изба, особенно на севере украшена красивыми резными наличниками. Изба – теплое, надежное жилище. В Китае очень много людей, большинство домов в городах переполнено, поэтому некоторые люди даже устраиваются на реках в домах – лодках. Многие жители Крайнего Севера занимаются разведение оленей. Оленевода, переезжая с места на место в поисках новых пастбищ для животных, сооружают себе чум –лёгкий дом из множества деревянных шестов, которые сверху накрывают оленьими шкурами. В нутрии такого северного дома горит костёр, а дым от него выходит через отверстие в крыше. Юрта издавна служила жилищем для жителей степей. По форме она напоминает чум, только вместо оленьих шкур накрывается войлоком или грубой шерстяной тканью. Сколько интересного мы узнали о домах людей разных национальностей. Название каких домов вы запомнили? - Такие разные дома – и каждый хозяин считает своё жилище лучшим, потому что это его родной дом. Каждому человеку нужен дом. В народе говорят: «Мой дом – моя крепость» Почему? Правильно, дом укрывает от непогоды, от врага, от злых людей. Дом нужен, чтобы человеку было хорошо, уютно, спокойно. В доме человек живёт, работает, отдыхает, встречает гостей.
Конспект занятия познавательно – эстетического характера предметно – тематическая лепка
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|