«Посуда на Руси». Т.П. Скорик, воспитатель. «Предмет русского быта - самовар». 2.Конкретизировать знания о разнообразии посуды и ее назначении.
«Посуда на Руси» Цель: обогащение знаний об истории возникновения посуды, зависимости выбора материала для посуды от природных условий края. Задачи: 1. Учить замечать, выделять яркие, выразительные и нарядные признаки посуды. 2. Конкретизировать знания о разнообразии посуды и ее назначении. 3. Активизировать словарь детей. Ход занятия: - Ребята, посмотрите, что это, почему эти предметы мы называем посудой? - Да, это предметы, предназначенные для еды, питья, приготовления пищи и хранения продуктов. - А что использовали древние люди вместо посуды? (плоские камни, раковины, черепа животных, скорлупу плодов). - Но постепенно человек научился делать посуду из материала, который находил вокруг себя, в природе. Какой материал люди начали использовать? (дерево, камни, глину). - Да, из дерева вырезали миски, чашки, ложки, вёдра. - Как вы думаете, деревянная посуда была долговечной (нет). - А почему? (она рассыхалась, на огонь ставить нельзя, потому что дерево горит). - А как вы думаете, из какого материала сделан этот кувшин? (из глины). - Да, из глины делали горшки, миски, кувшины, вазы. Глиняную посуду можно было ставить на огонь, но она была тяжёлой и хрупкой. С ней надо было обращаться осторожно. Почему? (Потому что изделия из глины могли треснуть, расколоться). - У нас в России любят посуду из дерева и глины, но её используют, как декоративную. - А ещё использовали бересту. Что можно было сделать из бересты? (туесок, корзину). - Да, из бересты плели корзины. Без них трудно представить быт русского крестьянина. Как использовали корзины? - Собирали грибы, ягоды, урожай с огородов и садов. Даже носили бельё полоскать на реку – легко, удобно.
- А в туесах хранили продукты питания: муку, ягоды, молоко, сметану, творог. Продукты в туеске долго не портились. Туеса мастера украшали росписью. - После того, как человек научился из металла делать посуду, появилась металлическая посуда, она не билась и хорошо переносила огонь. - Как вы думаете, из какого материала еще можно сделать посуду? (из стекла, пластмассы, фарфора). Как называется посуда из стекла, из фарфора и т. д.? (стеклянная, фарфоровая, пластмассовая, бумажная). Чтение русской народной сказки «Иванушка- дурачок». - Что забыл Иванушка, собираясь на рынок? Правильно, посуду. Если бы Иван захватил с собой кувшин для молока и горшок для сметаны, то возможно, все продукты донёс бы до дома. Можно, конечно, посмеяться над Иваном из сказки, что он такой забывчивый и глупый. Однако ясно – без посуды туго пришлось бы не только Иванушке- дурачку, но и нам с вами. Поэтому на наших кухнях мы можем найти много различной посуды, и каждому предмету найдётся своё применение.
Т. П. Скорик, воспитатель МДОУ №21, г. Добрянка Конспект интегрированного занятия познавательно-эстетического характера аппликация на тему «Предмет русского быта - самовар» Цель: обогащение познавательно-эстетической компетенции детей, содействие становлению ценностного отношения к самовару. Задачи: 1. Конкретизировать знания о полезности, целесообразности и назначении самовара. 2. Обогащать активный словарь детей. 3. Воспитывать интерес и бережное отношение к старинной посуде. Ход занятия: - Я вам сейчас загадаю загадку: Он - пузатый - великан, У него не нос, а кран От него исходит жар Что же это? - Правильно, молодец. Это самовар. - А для чего нужен самовар? (кипятить воду для чая). - Да, самовар изготавливали для чаепитий. Но самовар долгое время был предметом роскоши. Его ставили не на кухне, а в гостиной, на самоварный столик или буфет, как украшение. Самовары начищали до блеска, и они сияли, как зеркало. В то время не было электричества.
Чем растапливали самовар? (деревянными щепками, шишками, углём). - Когда самовар нагревался, то на трубу часто ставили маленький заварной чайник. - Самыми лучшими самоварами прославился город Тула. Самовары тульские мастера делали разной формы: в форме бочонка, рюмки, вазы, чайника, шара. Размеры самовара были тоже самые разные: маленькие самоварчики вмещали всего один стакан воды, а самовары-великаны – несколько вёдер. - Самовары и сейчас можно встретить в наших домах, но их уже не нужно растапливать шишками, щепками. Почему? - Правильно, молодцы, потому что воду внутри самовара нагревает электрический ток. - Самовар по-прежнему для всего мира является символом России и русского гостеприимства. - У меня на столе лежат формы разных самоваров, выбирайте себе самовар и украшайте его как настоящие мастера. По окончании работы оформляется выставка самоваров.
Т. П. Скорик, воспитатель МДОУ №21, г. Добрянка Конспект интегрированного занятия познавательно-эстетического цикла декоративное рисование на тему «Чудо-ложка» Цель: формирование устойчивого познавательного интереса и желания отразить полученные знания в продуктивной деятельности. Задачи: 1. Уточнить знания о ложке, как полезной, нужной вещи, которой можно пользоваться по-разному: кушать, любоваться узорами, играть, как на музыкальном инструменте. 2. Предложить самостоятельно украсить орнаментом бумажный силуэт ложки. Ход занятия. Организована выставка разных по материалу, форме, размеру и украшению ложек. - Ребята, как вы думаете из чего люди делали первые ложки? (из глины и дерева). - Правильно, и эти ложки имели форму полушария, они были грубоватыми, но потом их стали красить, лакировать и расписывать. Со временем ложки стали изготавливать из меди, бронзы, олова, серебра и золота, и они приобрели овальную форму. Как вы думаете, почему? (потому что такой ложкой есть удобнее). - А для чего нужна ложка? Прежде чем ответить на этот вопрос, послушайте сказку «Лиса и журавль».
- Кто ответит, чему учит эта сказка? - Эта сказка рассказывает о многом, и о том, что без ложечки сложно есть кашу с блюдца. - Как вы думаете, если бы у журавля была ложка, остался бы он голодными? - Конечно, нет. Ложка помогла бы съесть кашу. - А вы пробовали зачерпнуть горячий суп или кашу всей ладошкой или пальчиками? - Лучше и не пробуйте. Правильно, вы обожжёте руку горячей пищей, испачкаете руки, а это не культурно, и не успеете донести жидкую пищу до рта, как она выльется. Сколько неприятностей нас ждёт, если нет ложки. - Теперь вы поняли, как важна столовая посуда и для чего нужна ложка? - В старину русские люди ложку носили при себе в особых футлярах или за поясом. Без своей ложки в гости не ходили. Ложки на Руси делали с выдумкой. Расписные, вырезные, в разных краях были свои ложки, не похожие на другие. У вятской ложки черпачок делали в виде яйца, удлинённый и плоский. Загнутая вниз ручка, украшалась резьбой. На круглых хохломских ложках рисовали красными, чёрными и золотистыми красками диковинные цветы, веточки и ягоды. Глаз не отвести от ярких хохломских ложек. - А как ещё используют ложку? - Правильно, в России ложку используют ещё, как музыкальный инструмент. Музыканты-ложечники играют, постукивая ложками, и получается ритмичная, задорная плясовая мелодия. - Мы тоже попробуем придумать свою ложку. Ваши ложки могут быть разной формы, величины и украшены тоже по-разному, как вам хочется. Не забывайте, что ложечки должны получиться нарядными! Расписывать ложку будем тоненькой кисточкой гуашевой или акварельной краской. По окончанию работы оформляется выставка для родителей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|