Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

«Бревенчатый дом». «Юрта – домик в степи»




«Бревенчатый дом»

Цель: формирование конкретных знаний о внешнем облике и строении русской бревенчатой избы.

Задачи:

1. Обогатить представления о способах постройки деревянного дома, пополнить словарный запас: венец, сруб, кровля и т. п.

2. Содействовать становлению ценностного отношения к коллективной работе, умению работать в подгруппе, распределять обязанности, планировать, договариваться.

3. Совершенствовать навыки конструктивной лепки.

Ход занятия:

- Вы помните сказочную избушку на курьих ножках? Однако в избушке жила не только Баба – Яга. Раньше в крестьянской России много людей жили в избах -прочных, тёплых домах из брёвен или деревянного бруса. Рассмотрите внимательно эти дома. Из чего они сделаны? Да, все они бревенчатые, но у каждого дома есть свои особенности, один не похож на другой. ( Рассматривают иллюстрации деревянных домов, можно взять набор открыток музея под открытым небом «Хохловка»).

- Сегодня мы будем строить избу. Основа русского деревянного дома – сруб. Его складывали из венцов. А что такое венец? Четыре бревна, горизонтально уложенные квадратом или прямоугольником. Венец укладывается на венец и «вырастает» сруб. В каждом бревне вырубалась чаща – углубление, в которое укладывалось бревно следующего венца. (Воспитатель сопровождает рассказ показом укладки из заранее скатанных из пластилина брёвнышек, делает «сруб»).

- Когда строили избу, брёвна укладывали одно на другое очень плотно, а щели конопатили сухим мхом. Зачем? Да, чтобы в жилище не проник холод.

- Вот готовы макеты избы, что теперь надо сделать? Крышу. Крыши изб обычно крыли тёсом – тонкими дощечками, которые обтёсывали специально для кровли. Дома из брёвен популярны в России и сейчас. Только сейчас крыши таких домов делают из современных материалов – шифера, черепицы, кровельного железа. Своей избушке я сделаю черепичную крышу (прямоугольник из картона согнуть пополам, прикрепить к срубу, черепицу нарисовать).

- Что нужно сделать, чтобы в избу попадал дневной свет? Окна. Окна в русских избах украшали наличниками с затейливыми узорами (окно – квадрат из картона, наличники слепить из пластилина – украсить «резьбой» стекой). Резное деревянное кружево наличника делает окно весёлым, приветливым. Наши предки делали узорчатые наличники не только для красоты, они считали главным назначением наличников – не пропускать в дом нечистый дух.

- Чего ещё не хватает моему дому? (дверей, крыльца). Крыльцо не просто отмечает вход. Там пили чай, встречали гостей, на крыльце вручали гостю хлеб – соль. Крыльцо особенно старательно украшали деревянной резьбой, витыми столбиками.

- Посмотрите внимательно, чего ещё не хватает в моей постройке? Труба. Для чего она нужна? Чтобы дым из печки выходил наружу, а не оставался в доме. Если не делать трубу – получится курная изба. На Руси раньше было много курных изб, в которых была печь без трубы. Избу топили по – чёрному, то есть дым из неё выходил не через трубу, а через маленькое окошечко под потолком. Такая изба внутри была в чёрной саже, так как дым не сразу находил дорогу из дома.

- Как вы думаете, деревянную избу обычно строил один человек, или несколько? Почему? Правильно, вместе легче и быстрее. Я предлагаю вам объединиться по 4 человека и построить русскую избу.

Во время работы включить записи русских народных песен.

Любование «бревенчатыми» избушками.

 

 

Конспект занятия познавательно – эстетического характера

предметно – тематическая аппликация

«Юрта – домик в степи»

Цель: обобщение познавательно – эстетической компетентности; содействие становлению субъективно-оценочного отношения к юрте - жилищу степного человека.

Задачи:

1. Упорядочить знания о полезности, целесообразности и особенностях конструкции дома - юрты.

2. Содействовать развитию активного словаря детей.

3. Совершенствовать навыки создания аппликативного изображения, используя вариативные технические способы и приёмы (конструктивная аппликация, обрывание, вырезывание на глаз и пр. ).

Ход з анятия:

 Воспитатель показывает иллюстрацию.

- Ребята, как называется этот дом? Правильно - юрта. Она служит жилищем для жителей степи, здесь живут пастухи – кочевники. Чем они занимаются? Разводят скот: овец, лошадей. Что едят эти животные? (траву).

- Когда кончался корм (трава) на одном месте, переезжали в другое. И так круглый год. С собой везли все свои вещи и дом. А значит, дом должен был легко разбираться и быть достаточно легким.

- Каркас дома делали из деревянных решёток, расставленных по кругу и связанных волосяными шнурами. Потолок - из жердей. Одним концом они опирались на решётчатые стены, второй вставлялся в деревянный обруч, а обруч поддерживали 4 столба, поставленные в центре юрты. В конусообразной крыше было круглое отверстие, через него в юрту попадал свет и выходил дым из очага. Снаружи юрту покрывали войлоком – грубой шерстяной тканью. В холодную зиму войлок спасает от снега и мороза, при переезде его можно свернуть и уложить в тюк. И этот «стройматериал» всегда под рукой, ведь войлок валяли из шерсти овец. Пол в юрте был земляной, устланный войлоком. Вход в юрту обычно завешивался коврами. Для чего? Правильно, чтобы сохранить тепло.

- Как грелись люди в юрте? Разводили очаг, костёр посреди юрты. Юрта круглая, чтобы людям было легче располагаться вокруг огня.

- А теперь я предлагаю вам самим сделать юрту – выполнить аппликативное изображение так, как вам нравится. Посмотрите на образец: из каких частей состоит юрта? Потом можно дорисовать степной пейзаж фломастерами, цветными карандашами.

 

Литература:

1. Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие/ М., 2006.

2. Волчкова В. Н., Снежанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие / М.,. 2005.

3. Грибанова М. В. Психолого-педагогические условия обогащения художественно-эстетической ком потенции детей дошкольного возраста/ Пермь, 2003.

4. Грибанова М. В. Развитие творческой активности детей 3-7 лет средствами аппликативной деятельности/ Пермь, 2003.

5. Нефедова К. П. Дом. Какой он? Пособие для воспитателей, гувернеров, родителей/ М., 2004.

6. Орлова Н. Дом и то, что в доме/ М., 2001.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...