Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели и средства психопрофилактической работы




А. Б. Леонова, А. С. Кузнецова

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА СТРЕССОВ

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 1993

ББК 88. 8

Л47

Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Московского университета

Рецензенты:

доктор психологических наук Б. С. Братусь, кандидат психологических наук В. А. Петровский

Леонова А. Б., Кузнецова А. С.

Л47 Психопрофилактика стрессов. 1993. —123 с.

ISBN 5-211-02634-9

 

 

М.: Изд-во Моск. ун-та,

 

 

Книга посвящена проблеме психопрофилактики стрессовых и эк­стремальных состояний. В ней рассматриваются цели и задачи психо­профилактической работы, а также различные способы оптимизации неблагоприятных состояний. Дается подробный анализ средств актив­ного самовоздействия на состояние—методов и приемов психологиче­ской саморегуляции. Проанализирован опыт работы кабинетов психо­логической разгрузки па предприятиях и предлагаются рекомендации

по их организации.

Книга предназначена для психологов, специалистов в области ох­раны труда, а также для всех интересующихся практическими вопро­сами оптимизации состояний человека.


ВВЕДЕНИЕ

В последние несколько десятилетий изучение стресса стало одной из наиболее популярных тем в психологической науке и практике. Актуальность данной проблематики очевидна. Уже не подлежит сомнению, что все возрастающая интенсивность и. напряженность современной жизни проявляются на психологическом уровне в увеличении частоты возникновения негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций, которые, накапливаясь, вызывают формирование выраженных и длительных стрессовых состояний. В свою очередь это ведет к увели­чению риска развития целого ряда заболеваний стрессовой этимологии — так называемых «болезней стресса».

Сформировавшаяся тенденция к усилению роли стрессовых. воздействий как фактора, разрушающего здоровье, хорошо осо­знается специалистами: если раньше к традиционным «болезням стресса» относили некоторые сердечно-сосудистые заболевания, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки и не­которые невротические состояния, то в настоящее время даже высказывается мнение, что до 90% всех заболеваний современ­ного человека могут быть в той или иной степени вызваны стрессом.

В сфере трудовой деятельности стрессовые состояния поми­мо угрозы здоровью, а часто и жизни человека (достаточно 'вспомнить хорошо известные данные о снижении возрастных границ возникновения ишемической болезни сердца и инфарк­тов миокарда) существенным образом снижают успешность и качество выполнения работы, увеличивают уровень психофизи­ологической цены деятельности, а также могут иметь целый ряд неприемлемых социально-экономических и социально-психоло­гических последствий: повышение текучести кадров (даже не­смотря на вероятность лишиться работы в условиях растущей безработицы), снижение удовлетворенности трудом, деформа­цию личностных и характерологических качеств человека. По­этому поиск путей предотвращения производственных стрессов для сохранения физического и психического здоровья, оптими­зации функционального состояния работающего человека ста­новится сейчас одним из наиболее важных направлений при­кладной психологической работы в данной области.

Обращаясь к вопросам организации профилактической ра­боты по предотвращению стресса в труде следует сказать о том, что в течение длительного времени проблема профилакти­ки неблагоприятных функциональных состояний (и стрессовых состояний в том числе) рассматривалась, как правило, в ши­роком контексте оптимизации всей системы трудовой деятель­ности. В последние годы усилился интерес к решению этой про­блемы уже на основе использования способов саморегуляции и самоуправления состоянием. Научная разработка методов и средств саморегуляции состояния в целях профилактики стрес­са открывает большие возможности в предотвращении широ­кого спектра стрессовых состояний, неустранимых путем толь­ко реорганизации объективных условий труда, и является пред­метом собственно психопрофилактической работы.

Следует заметить, что направленность на овладение навы­ками саморегуляции состояния вряд ли следует рассматривать только как временную меру в тех случаях, когда затруднено применение более традиционных для психологии труда и инже­нерной психологии методов изменения объективных характери­стик трудовой деятельности (в плане оптимизации условий тру­да, рабочих мест, реорганизации трудового процесса и др. ). Характерные тенденции в развитии современного производства определяют самостоятельную важность и взаимодополняемость обоих направлений оптимизационной работы, причем овладение навыками саморегуляции становится необходимым элементом культуры труда.

В этой книге рассматриваются различные средства и спо­собы психопрофилактики стресса, используемые в настоящее время специалистами в области психологии, физиологии и ги­гиены труда. Однако особое внимание уделяется детальному анализу методов психологической саморегуляции. Нам пред­ставляется особенно актуальным дать подробную характери­стику существующих в этой области конкретных методик и приемов, проанализировать возможности и ограничения их при­менения в реальных ситуациях, обобщить накопленные данные' о существующем методическом инструментарии, его примени­мости и организационных формах использования для повыше­ния эффективности прикладной психологической работы.

 

ГЛАВА 1

ЦЕЛИ И СРЕДСТВА ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...