Классификация психотропных препаратов
1. Психолептики а. Большие транквилизаторы 1) фенотеазип (хлорпромазин) 2) резерпин и его производные (резерпин, тетрабеназин) 3) бутирофен (галоперидол и трифлуперидол) б. Малые транквилизаторы 1) бензодиазепин (хлордиазепоксид, диазепам) 2) заменители диола (мепробамат) 3) производные дифенилметана (бенактизин) в. Седативные препараты 1) барбитураты (амилобарбитон, фенилбарбитон) 2) алкоголь (этанол) 2. Тимолептики а. Антидепрессапты 1) ингибиторы моноаминоксндазы (ипрониазид, паргилин) 2) трициклические аптидепрессанты (имипрамин, амитрилтилин) 3) вилоксазин б. Стимуляторы 1) препараты, относящиеся к нейрогуморальным веществам (амфетамин, атропин) 2) Кофеин, теобромин) 3. Психомиметики (данная группа препаратов не используется в лечебных и профилактических целях) 1) вещества, содержащие индольное основание (ЛСД или псилоцибин) 2) препараты, относящиеся к норадреналину (мескалин) 3) другие (фенциклидин, тетрагидроканнабииол) Перечень лекарственных средств, наиболее широко применяемых для лечения синдрома тревоги и уменьшения психофизиологического возбуждения при пограничных состояниях, и их дозировки представлены в табл. 4 [207. С. 103]. Рассматривая конкретные области практического применения метода фармакотерапии, следует отметить, что он используется в тех видах профессиональной деятельности, где, как правило, имеют место постоянно действующие экстремальные факторы как физической, так и психологической природы: в летном труде [36; 37; 121], сложных видах операторской деятельности [33; 42]. Что же касается профилактики состояний, не выходящих за грань нормальных, то применение фармакологических средств следует свести к минимуму. Главной должна оставаться ориентация на включение собственных механизмов регуляции на различных уровнях жизнедеятельности организма и использование максимально естественных для человека приемов повышения работоспособности.
Таблица 4 Лекарственные средства, применяемые для лечения синдрома тревоги
В производственных условиях большое внимание уделяется использованию такого средства, как функциональная музыка. История применения музыкальных средств для нормализации состояний человека насчитывает много веков [58]. В настоящее время это средство, а также его сочетания со световыми и цветовыми воздействиями [12; 50; 57] получили самое широкое распространение во всем мире. Существуют примеры успешного применения функциональной музыки на различных предприятиях: Пермском телефонном заводе, Киевской обувной фабрике, 2-м Московском часовом заводе и ряде других организаций. Музыкальные программы, подобранные с учетом специфики труда, являются эффективным средством для борьбы с монотонней, начальными стадиями утомления, предотвращения нервно-эмоциональных срывов [12; 57]. Имеются данные и об экономической эффективности внедрения этого средства воздействия на функциональное состояние работающих [20]. Безусловно, как и всякое другое профилактическое средство, функциональная музыка будет оказывать благоприятное влияние только при том условии, если в полной мере учитываются требования к организации и содержанию музыкальных программ, к методическим и техническим средствам их реализации [12; 107]. В целом же доступность этого метода, его высокая эффективность, хорошая сочетаемость с другими приемами оптимизации состояния и, что весьма существенно, воздействие непосредственно на психическую сферу делают ею весьма ценным инструментом психопрофилактической работы.
Более подробно вопросы функциональной музыки как средства профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний рассматриваются в главе 3. Интересен и опыт использования библиотерапии (метода «лечебного чтения») на производстве, предложенного В. М. Бехтеревым. Обычно этот метод реализуется в виде прослушивания отрывков из художественных произведений (прозы, стихов). В условиях производственной деятельности данный метод пока применяется в основном как средство борьбы с состояниями монотонии [12; 47]. Однако использование библиотерапии для профилактики стресса и чрезмерных эмоциональных peакций представляется очень перспективным: каждому человеку знакомо изменение настроения и даже самочувствия после чтения любимой книги. Вероятно, данный метод было бы целесообразно вводить во время специально организованных рабочих перерывов. Интересно, что метод библиотерапии обнаруживает существенное сходство с методом музыкотерапии в плане эффектов изменения состояния, несмотря на существенные различия в механизмах этих процессов. К сожалению, вопрос о психологических механизмах положительного воздействия данных средств пока еще остается открытым и нуждается в специальном исследовании. К самостоятельной группе методов оптимизации функционального состояния относятся различные приемы активного воздействия одного человека на другого. Для профилактики экстремальных состояний наиболее разработанными и чаше всего употребляемыми являются приемы суггестивного воздействия и гипнотического воздействия, основанные на специфической форме внушения [63; 146; 220]. В книге «Техника врачебного гипноза» П. И. Буль отмечает: «Внушаемость есть нормальное свойство человеческой психики... По образному выражение В. М. Бехтерева, внушение (в отличие от убеждения) входит в сознание человека не с «парадного входа, а как бы с заднего крыльца», минуя сторожа—критику» [29. С. 25].
Гипноз, прежде всего, применяется как медицинская и психотерапевтическая процедура при некоторых заболеваниях и нарушениях психогенного характера. Однако, гипноз применим и в ряде случаев профессиональной деятельности. Есть данные об использовании гипнотических воздействий с целью раскрытия потенциальных резервов активности и творческих способностей [179; 189]. В ряде исследований разнообразные гипнотические и суггестивные воздействия применялись в целях коррекции функционального состояния человека: так, гипноз используется для моделирования состояний повышенной психической готовности к действию с реализацией в постгипнотическом периоде в операторской деятельности [63; 72; 74]. В последние годы появились специальные техники обучения «самогипнозу», базирующиеся на первоначальном гипнотическом внушении со стороны гипнотерапевта, используемые для повышения работоспособности у лиц некоторых массовых профессий [7; 60; 68]. Интересен опыт применения суггестивных воздействий невербального характера в форме определенным образом организованной стимульной информации в сочетании с музыкальными произведениями с особым темпо-ритмическим рисунком для коррекции неблагоприятного состояния человека-оператора [92]. Вообще одним из перспективных направлений внедрения внушающих воздействий в производственную практику является использование различного рода суггестии в сочетании с иными приемами оптимизации состояния: музыкой, дыхательной гимнастикой, аутогенной тренировкой, программами произвольной регуляции мышечного тонуса [69; 154]. В качестве примера можно привести комплексную программу психологической поддержки человека-оператора, разработанную для оказания направленного воздействия на функциональное состояние для достижения расслабления и последующей мобилизации [154].
Программа (общей длительностью 20 мин. ) состоит из 8 блоков (элементов), каждый из которых предназначен для формирования «соответствующего компонента субъективного состояния или его фазы» [154. С. 170]: привлечения внимания занимающихся, создания установки на последующее формирование позитивных эмоций, подготовки к общему расслаблению, собственно расслабления, формирования состояния диффузного бодрствования и его использования с целью отдыха, подготовки к мобилизации, оказанию мобилизирующих воздействий на состояние и др. Программа основывается на принципе сочетания различных звуковых внушающих воздействий речевого и неречевого плана (текстовая информация, вербальное внушение, специально организованные музыкальные программы, звуковые сигналы) в комплексе с различными вариантами дыхательных упражнений. Возможности использования гипнотических приемов для оптимизации функциональных состояний достаточно высоки. однако их применение в производственных условиях не всегда Целесообразно. Во-первых, глубокая форма гипнотического погружения представляет собой измененное состояние сознания особой природы [220], и его переживание далеко не всегда уместно в будничной производственной ситуации. Во-вторых, весьма ограничен контингент гипнабельных лиц, тем более квалифицированных специалистов-гипнотерапевтов. способных вызвать и управлять развитием этого состояния. Высокая устойчивость к гипнотическим воздействиям у большинства здоровых людей обусловлена активным противостоянием гипнотизируемого воле гипнотерапевта: «... далеко не всякое словесное внушение приемлется как таковое, ибо в подавляющем большинстве случаев налицо и встречная психическая активность, т. е. критическое отношение к словам, сопоставление их с чем-то еще» [155, С. 139]. Кроме того, малопривлекательна пассивная роль, отводящаяся субъекту воздействия при проведении таких процедур, внешняя навязанность его состояния, зависимость от личности и установок гипнотерапевта. Последнее обстоятельство прекрасно иллюстрируется автобиографической заметкой В. А. Каверина в одной из его последних книг: «Была в моей жизни трудная полоса, когда мучительная бессонница заставила меня прибегнуть к лечению гипнозом. И ночь проходила ровно, я крепко спал до утра. Но на другой день странное чувство «неодиночества» не покидало меня, -хотя;; я был совершенно одни в зимнем, теплом, просторном доме. Не знаю, кто оставался со мной, но кто-то оставался, а так как он был не только со мной, но и во мне, трудно было надеяться, что мне удастся отделаться от «него» до новой страницы» [82. С. II].
Мы специально несколько подробнее остановились на характеристике гипнотического способа воздействия на состояние человека, поскольку это одна из психопрофилактических процедур, представленная в «чистом виде». На ее примере особенно отчетливо проявляются важность активного отношения человека к делу управления своим состоянием и зависимость успешности оптимизационной работы от этого обстоятельства. В связи с этим представляется важным более детальное знакомство с другой группой методов воздействия на функциональное состояние — по введенной ранее терминологии, группой внутренних способов, или методами саморегуляции состояний. Главной особенностью методов саморегуляции состояний является их направленность на формирование адекватных внутренних средств, позволяющих человеку осуществить специальную деятельность по изменению своего состояния [71; 108; 177]. В своей обыденной жизни мы часто интуитивно используем выработанные в индивидуальном опыте наборы таких приемов, позволяющих нам справиться с волнением, побыстрее войти в рабочий ритм, максимально расслабиться и отдохнуть. Этот опыт нашел отражение практически в любой многовековой культуре разных народов, внутри которой создавались целые системы приемов и средств саморегуляции состояний, имеющих отчетливо выраженный обучающий и воспитательный характер. «Учись управлять собой! »—вот главный девиз такого рода мер, вкрапленных в различные философско-религиозные учения, педагогические системы, обряды и формы организации быта [41; 158; 186; 219]. Разрабатываемые научные методы самоуправления состоянием (в более общем смысле — саморегуляции) чаще всего базируются на обобщении этого полезного и многогранного опыта При этом одной из важнейших задач является исследование конкретных механизмов воздействий такого рода, очищенных от искажающих мистических, религиозных к просто неверных житейских представлений. В этом видится основа для полноценного развития и использования конкретных методических средств. Детальному знакомству с имеющимися в настоящее время методами и приемами саморегуляции, применяемыми для профилактики неблагоприятных функциональных состояний будет посвящена следующая глава. Предварительно следует подчеркнуть, что по своему содержанию и направленности эти методы являются способами активного самовоздействия. Главная функция психолога в процессе их использования состоит по нашему мнению, в управлении ходом формирования необходимых внутренних средств у субъекта воздействия и в обеспечении адекватных условий их усвоения.
ГЛАВА 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|