Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. 1. Психопрофилактика стрессов




1. 1. ПСИХОПРОФИЛАКТИКА СТРЕССОВ

И ОПТИМИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА

КАК ПРИКЛАДНАЯ ПРОБЛЕМА

Наблюдаемый в настоящее время острый интерес к пробле­ме изучения и профилактики стрессовых состояний как одного из видов функциональных состояний вызван существенными изменениями в жизни и трудовой деятельности современного человека. Научно-технический прогресс, унося в прошлое тяже­лый физический труд, нормализуя условия производства, при­водит к коренной перестройке существующих форм профессио­нальной деятельности и возникновению новых. При этом прин­ципиально важным является не упрощение содержания труда, а его характерные качественные изменения [139; 209].

Это находит отражение в преобладании управляющих и контролирующих функций в процессе осуществления трудовой деятельности в условиях автоматизированного производства, информационной насыщенности труда и многообразии воздей­ствующих на индивида нагрузок (прежде всего на когнитив­ную и эмоционально-волевую сферы), высоких требованиях к профессиональной подготовленности специалистов и др. [77; . 112; 119]. Вследствие этого крайне усложняется картина фак­торов, влияющих на человека в актуальной производственной ситуации и приводящих к формированию различного рода не­благоприятных функциональных состояний [74; 75; 77; 111; 123].

Еще два-три десятилетия назад в области прикладных ис­следований функциональных состояний работающего человека практически единственным объектом изучения являлось утом­ление (прежде всего физическое). В современных исследова­ниях акцент переносится на анализ основных форм состояния напряженности, различных видов стресса и связанных с ними пограничных состояний [89; 107; 124; 228].

Заметим, что в логике развития исследований стресса наб­людается закономерная динамика: от первоначально главен­ствующей направленности на описание особенностей воздействия стрессоров среды обитания к углубленному анализу прояв­лений так называемых «стрессов белых воротничков? - [212; 229], возникающих в результате причин преимущественно пси­хологического и социально-психологического характер. Иссле­дователей все больше интересуют особенности проявления стрессовых состояний на психологическом уровне; анализируются характерные перестройки в мотивационной структуре дея­тельности, роль эмоциональных регуляторов поведения, устой­чивость различных когнитивных функций, обеспечивающих эф­фективность переработки информации, индивидуальные приёмы:

компенсации и преодоления трудностей [12; 124; 137]. Очевидно, что такое смещение акцентов в направленности исследова­ний является отражением происходящих объективных измене­ний в сфере производственной деятельности.

Актуальность исследований функциональных состояний чело­века обусловлена их непосредственной связью с эффектив­ностью деятельности [77; 109; 111; 143]. Следует иметь в виду, что последнее понятие намного шире обычно смешиваемого с ним понятия результативности и отражает оптимальность спо­соба достижения поставленной перед субъектом труда цели [75; 78; 107]. В этой связи можно выделить разные аспекты соци­альной значимости исследования функциональных состояний в решении конкретных прикладных задач.

Переживание острых и хронических неблагоприятных функ­циональных состояний приводит к ухудшению таких объектив­ных характеристик труда, как надежность, продуктивность, бы­стродействие, качество работы, а подчас является причиной несчастных случаев, аварий, травм по вине «человеческого фак­тора» [75; 96; 103; 133]. При этом для современного произ­водства характерен рост «цены ошибки», сделанной человеком при выполнении трудового задания [103; 133]. Строгому коли­чественному учету с трудом поддаются потери производитель­ного времени, появление сбоев в работе, брака, снижение ка­чества продукции, возникающие как непосредственное следст­вие снижения работоспособности человека. Однако значимость этого фактора отчетливо осознается на практике и рассматри­вается как один из мощных резервов повышения эффективно­сти труда в целом [119; 134].

Не менее важна и другая характеристика оптимальности функционального состояния, выделяемая по отношению к внут­ренней стоимости затрачиваемых на выполнение деятельности усилий [111; 173; 209]. Состояния, возникающие у человека в процессе работы, всегда характеризуются определенной сте­пенью затраты внутренних ресурсов. Естественное рабочее на­пряжение приводит к формированию таких обычных состояний";, как мобилизация, эмоциональное возбуждение, компенсируемое утомление и пр. Их появление закономерно и предполагает рациональное отношение к возможностям отдельных людей. В принципе они не являются источниками серьезных неприят­ностей. Однако слишком высокая цена деятельности — реаль­ная угроза здоровью человека.

Этот аспект рассмотрения проблемы находится в центре внимания специалистов разных профессий: медиков, эргономистов, физиологов, психологов. Характерно даже появление таких новых научно-прикладных направлении, как, например, «профессиональная эпидемиология» [228], рассматривающая причины и формы возникновения различных цитологии в зави­симости от конкретных особенностей труда.

Болезни «стрессовой этиологии» — сердечно-сосудистые рас­стройства, заболевания желудочно-кишечного тракта, наруше­ния обменных процессов, невротические состояния [195; 196; 228; 229] — легко обнаружить в перечне типичных для разных современных профессий заболеваний. Причины этого кроются в несоответствии адаптационных возможностей человека тем­пам развития производства, недостаточной эффективности при­способления новой техники к особенностям человека, в быст­рой изменчивости форм коллективного взаимодействия и соци­ального общения [83; 103; 216].

Существует и менее заметная внешне, но весьма существен­ная для нравственного здоровья личности тенденция к измене­нию индивидуально-психологических свойств и качеств харак­тера в результате переживания тех или иных состояний. Замк­нутость, нерешительность, тревожность, апатичность, повышен­ная истощаемость нередко возникают как следствие воздействия разного рода «сверхнагрузок».

Напротив, формирование таких качеств, как эмоциональная устойчивость, выносливость, усидчивость, открытость, добро­желательность, вряд ли можно рассматривать только как раз­витие природных задатков или прямого социального воздейст­вия. В немалой степени это результат целенаправленной тре­нировки, специального обучения, направленного (осознанно или подсознательно) на выработку адекватных внутренних средств преодоления трудных ситуаций и сопутствующих им состояний.

Таким образом, в жизни современного человека обычным становится переживание состояний, характеризующихся повы­шенным уровнем актуализации психофизиологических ресур­сов, а нередко и превышающим возможности последних. В этой связи задачи качественного описания и типологизации подобных неблагоприятных функциональных состояний, нахождения и ис­пользования средств их своевременной диагностики имеют не­посредственную важность [52; 74; 111].

В прикладном аспекте решение названных задач подчинено Достижению более общей цели — определению путей их предот­вращения (профилактики) и коррекции. Отметим, что методы коррекции, направленные на частичное или полное исправление уже сформированного состояния, могут рассматриваться как часть профилактической работы в смысле подготовки необхо­димой базы для эффективного использования превентивных мер.

Потребность в профилактических и коррекционных методах настолько высока, что их разработка и внедрение в жить не­редко опережают формирование научно обоснованных. пред­ставлений о механизмах осуществляемого воздействия, харак­тере и особенностях оптимизируемых с их помощью состояний. Свидетельством этому служит многочисленные публикации в популярных изданиях о различных способах оказания помощи самому себе» с помощью приемов аутотренинга, рефлексотерапии и др., а также массовое течение на производстве по ор­ганизации кабинетов психологической разгрузки, в основном пока еще функционирующих без должного медико-психологиче­ского обеспечения.

Поэтому важно, чтобы психологи, готовящиеся к практиче­ской деятельности, были хорошо знакомы с существующими методами профилактической работы, умели эффективно исполь­зовать накопленный в науке теоретико-методический багаж для решения прикладных задач, что позволило бы им стать квали­фицированными организаторами и сотрудниками соответствую­щих подразделений психологической службы.

Трудно дать полный перечень возникающих на производст­ве задач, связанных с повышением эффективности трудовой деятельности человека, для успешного разрешения которых не­обходимо привлечение средств оптимизации функционального состояния. Они возникают фактически в любой сфере деятель­ности психолога-практика на производстве, будь то работа по рационализации сложившейся системы труда в целом или от­дельных ее элементов, организации профессионального обуче­ния, обеспечению психологического отбора и расстановке кал-ров и др. В этом находит отражение то обстоятельство, что на­личное функциональное состояние субъекта труда можно рас­сматривать в виде обобщающего, интегрального критерия оп­тимальности системы «человек — машина — производственная среда» [124; 143; 209].

Непосредственно с необходимостью активно воздействовать, управлять функциональным состоянием человека связаны такие важнейшие проблемы, как повышение производительности тру­да, улучшение качества продукции, подготовка к деятельности в затрудненных и экстремальных условиях, улучшение условий труда, снижение аварийности и сокращение числа несчастных случаев на производстве, уменьшение текучести кадров, пре­дотвращение развития профзаболеваний [72; 74; 77; 96; 125; 173]. Существование внутренней зависимости между профилак­тикой неблагоприятных функциональных состояний и возмож­ностью способствовать успешному разрешению названных проб­лем достаточно очевидно. Однако психологу, берущемуся за конкретную реализацию этой возможности, следует иметь в виду ряд принципиально важных моментов.

Во-первых, перечисленные проблемы имеют прежде всего социально-экономический характер. Поэтому их продуктивное решение предполагает учет и реорганизацию сложного ком­плекса факторов силами специалистов разных профилей. Психологу важно выделить те аспекты проблемы, которые соответ­ствуют его компетенции.

Такое переосмысление проблемы с необходимостью приво­дит к переформулировке задач исследования и постановке ею конкретных целей в адекватных психологических терминах (что, конечно, не означает, что психолог имеет право забыть об об-' щей прикладной направленности работы). Так, например, су­щественным, но далеко не единственным компонентом решения проблемы повышения производительности труда является борь­ба с состояниями сниженной работоспособности. Последнее, собственно говоря, и составляет основное содержание работы психолога.

Грамотная постановка задачи, концентрация усилий на вы­боре соответствующих ее решению средств - необходимое ус­ловие успешности работы психолога-практика. Сказанное не означает, что следует стремиться к. максимальному сужению тематики работ. Важно только иметь в виду, что в том ком­плексном образовании, которым является любая крупная прак­тическая проблема, необходимо выделить ключевые точки для проведения собственно психологической работы.

Во-вторых, формулировка конкретных целей профилактиче­ской работы может вестись только на основе учета специфики конкретной ситуации. Трудно бороться за повышение произ­водительности труда, не имея в виду конкретную профессио­нальную группу, нельзя заниматься профилактикой профзабо­леваний, не зная их вида и причин возникновения; вряд ли удастся снизить текучесть кадров безотносительно к определен­ным производственным организациям.

Это означает, что при постановке цели прикладной работы по оптимизации функционального состояния должен быть четко задан объект (тип состояния) и предмет (вид профессиональ­ной деятельности) направленности воздействий. «Для кого и что мы собираемся сделать? » - такой вопрос, по нашему мне­нию, следует задать себе в первую очередь в начале планиро­вания работы. Последовательными этапами ответа на этот во­прос являются результаты профессиографического анализа дея­тельности, в ходе которого выясняются причины неблагоприят­ного положения дел, и специальное диагностическое исследова­ние, направленное на определение видов подлежащих оптими­зации функциональных состояний [52; 107; 109].

В-третьих, подбор адекватных средств для оптимизации функционального состояния может вестись только на основе тщательно конкретизированной цели работы. Различия в видах состояний, производственных ситуациях, прикладной ориента­ции профилактической работы определяют характер оптимизи­рующих воздействий, которые могли бы обеспечить получение, желаемого эффекта.

Как и в отношении диагностических средств [70; 107; 109], не существует «универсальных» профилактических средств, по­зволяющих одним и тем же способом ликвидировать неблаго­приятные последствия отрицательных состояний во всем многообразии ситуаций. С наибольшей очевидностью правомер­ность этого утверждения проявляется, если обратить внимание на неоднородность разных функциональных состояний.

Не только полярные (например, монотонна, эмоциональная напряженность), но и сходные по внешним проявлениям (монотония и утомление) состояния предполагают использование неодинаковых профилактических средств. Так, для борьбы с мо­нотонней необходимо применение активизирующих процедур. Снятие чрезмерных степеней утомления ориентировано прежде всего на формирование условий для полноценного отдыха. Снижение степени эмоциональной напряженности требует устранения излишнего возбуждения и коррекции эмоционально-мотивационных установок у индивида.

Проблема подбора адекватных по содержанию профилакти­ческих средств, обладающих наибольшим оптимизирующим эф­фектом, существует и по отношению к частным формам внутри одного вида состояний.

Аналогичным образом проблема специфичности при подбо­ре профилактических средств встает и по отношению к учету особенностей реальной ситуации, внутри которой должна ве­стись профилактическая работа. С одной стороны, ведь именно содержание труда определяет особенности формируемого со­стояния. С другой — конкретные формы производственной дея­тельности накладывают существенные ограничения на возмож­ность применения тех или иных профилактических средств. Так. специализированные комплексы дыхательной гимнастики яв­ляются хорошо зарекомендовавшими себя процедурами как для активизации состояния, так и для снятия излишнего на­пряжения. Однако они совершенно неприменимы в производ­ственных условиях с загрязненным составом воздуха (химиче­ские производства, ряд участков на предприятиях текстильной промышленности и др. ).

В построении общей программы оптимизирующих мероприя­тий, безусловно, ведущую роль играет ориентация профилакти­ческой работы. В зависимости от того, на каком уровне пла­нируется ее проведение (полная реконструкция производства. частичная реорганизация, сохранение сложившейся системы труда), в работе будут преобладать установки либо на устра­нение объективных источников развития неблагоприятных функ­циональных состояний (проективный план), либо на использо­вание компенсаторных средств (коррективный план) [77].

Кроме того, непосредственная нацеленность на оптимизацию разных сторон трудовой деятельности — поддержание высоко­го уровня работоспособности, подготовка к работе в экстре­мальных условиях, снижение заболеваемости и т. д. — требует преимущественного привлечения разных профилактических средств и неодинаковой их компоновки в рамках целостной системы.

В-четвертых, одним из наиболее существенных моментов л деятельности психолога-практика является определение жизне­способности и эффективности проводимых им мероприятий. Это важно в первую очередь потому, что психолог (как и медик, со­гласно врачебной этике Гиппократа) должен иметь возможность постоянно оценивать свою деятельность в соответствии с глав­ным принципом «Помогай людям и не навреди». При этом весь­ма существенно, чтобы приносимая им польза была ощутимой, представленной в явной форме, понятной и неспециалистам — тем, на кого направлены оптимизирующие воздействия, и тем, кто санкционировал их проведение.

При реализации профилактической работы действия психо­лога, как правило, связаны с выполнением определенного «со­циального заказа» со стороны администрации предприятия. Естественно, что результаты проводимых мероприятий должны, по меньшей мере, компенсировать затраченные на них средст­ва, а желательно — дать заметный прирост эффективности тру­да. Но было бы неправильно стремиться измерить этот поло­жительный сдвиг только в показателях экономической эффек­тивности. Более того, часто такой прямой вывод просто невоз­можен, поскольку по своей сущности большая часть профилак­тических мероприятий опосредованно влияет на результатив­ную сторону деятельности через разные компоненты структуры труда и требует достаточного времени для стабилизации поло­жительных сдвигов. В этих случаях не только возможно, но и необходимо обратиться к анализу показателей социально-эко­номической и социально-психологической эффективности [18; 145].

Оптимизируя функциональное состояние работающего, мож­но добиться увеличения коэффициента полезности расходования временных ресурсов в рамках одного трудового цикла, сокра­тить заболеваемость, улучшить социально-психологический кли­мат в коллективе, способствовать росту удовлетворенности тру­дом и др. По сути дела, именно в поиске и раскрытии таких скрытых возможностей повышения производительности и каче­ства труда состоит основная ценность прикладной психологи­ческой работы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...