1. 1. Психопрофилактика стрессов
1. 1. ПСИХОПРОФИЛАКТИКА СТРЕССОВ И ОПТИМИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРИКЛАДНАЯ ПРОБЛЕМА Наблюдаемый в настоящее время острый интерес к проблеме изучения и профилактики стрессовых состояний как одного из видов функциональных состояний вызван существенными изменениями в жизни и трудовой деятельности современного человека. Научно-технический прогресс, унося в прошлое тяжелый физический труд, нормализуя условия производства, приводит к коренной перестройке существующих форм профессиональной деятельности и возникновению новых. При этом принципиально важным является не упрощение содержания труда, а его характерные качественные изменения [139; 209]. Это находит отражение в преобладании управляющих и контролирующих функций в процессе осуществления трудовой деятельности в условиях автоматизированного производства, информационной насыщенности труда и многообразии воздействующих на индивида нагрузок (прежде всего на когнитивную и эмоционально-волевую сферы), высоких требованиях к профессиональной подготовленности специалистов и др. [77; . 112; 119]. Вследствие этого крайне усложняется картина факторов, влияющих на человека в актуальной производственной ситуации и приводящих к формированию различного рода неблагоприятных функциональных состояний [74; 75; 77; 111; 123]. Еще два-три десятилетия назад в области прикладных исследований функциональных состояний работающего человека практически единственным объектом изучения являлось утомление (прежде всего физическое). В современных исследованиях акцент переносится на анализ основных форм состояния напряженности, различных видов стресса и связанных с ними пограничных состояний [89; 107; 124; 228].
Заметим, что в логике развития исследований стресса наблюдается закономерная динамика: от первоначально главенствующей направленности на описание особенностей воздействия стрессоров среды обитания к углубленному анализу проявлений так называемых «стрессов белых воротничков? - [212; 229], возникающих в результате причин преимущественно психологического и социально-психологического характер. Исследователей все больше интересуют особенности проявления стрессовых состояний на психологическом уровне; анализируются характерные перестройки в мотивационной структуре деятельности, роль эмоциональных регуляторов поведения, устойчивость различных когнитивных функций, обеспечивающих эффективность переработки информации, индивидуальные приёмы: компенсации и преодоления трудностей [12; 124; 137]. Очевидно, что такое смещение акцентов в направленности исследований является отражением происходящих объективных изменений в сфере производственной деятельности. Актуальность исследований функциональных состояний человека обусловлена их непосредственной связью с эффективностью деятельности [77; 109; 111; 143]. Следует иметь в виду, что последнее понятие намного шире обычно смешиваемого с ним понятия результативности и отражает оптимальность способа достижения поставленной перед субъектом труда цели [75; 78; 107]. В этой связи можно выделить разные аспекты социальной значимости исследования функциональных состояний в решении конкретных прикладных задач. Переживание острых и хронических неблагоприятных функциональных состояний приводит к ухудшению таких объективных характеристик труда, как надежность, продуктивность, быстродействие, качество работы, а подчас является причиной несчастных случаев, аварий, травм по вине «человеческого фактора» [75; 96; 103; 133]. При этом для современного производства характерен рост «цены ошибки», сделанной человеком при выполнении трудового задания [103; 133]. Строгому количественному учету с трудом поддаются потери производительного времени, появление сбоев в работе, брака, снижение качества продукции, возникающие как непосредственное следствие снижения работоспособности человека. Однако значимость этого фактора отчетливо осознается на практике и рассматривается как один из мощных резервов повышения эффективности труда в целом [119; 134].
Не менее важна и другая характеристика оптимальности функционального состояния, выделяемая по отношению к внутренней стоимости затрачиваемых на выполнение деятельности усилий [111; 173; 209]. Состояния, возникающие у человека в процессе работы, всегда характеризуются определенной степенью затраты внутренних ресурсов. Естественное рабочее напряжение приводит к формированию таких обычных состояний";, как мобилизация, эмоциональное возбуждение, компенсируемое утомление и пр. Их появление закономерно и предполагает рациональное отношение к возможностям отдельных людей. В принципе они не являются источниками серьезных неприятностей. Однако слишком высокая цена деятельности — реальная угроза здоровью человека. Этот аспект рассмотрения проблемы находится в центре внимания специалистов разных профессий: медиков, эргономистов, физиологов, психологов. Характерно даже появление таких новых научно-прикладных направлении, как, например, «профессиональная эпидемиология» [228], рассматривающая причины и формы возникновения различных цитологии в зависимости от конкретных особенностей труда. Болезни «стрессовой этиологии» — сердечно-сосудистые расстройства, заболевания желудочно-кишечного тракта, нарушения обменных процессов, невротические состояния [195; 196; 228; 229] — легко обнаружить в перечне типичных для разных современных профессий заболеваний. Причины этого кроются в несоответствии адаптационных возможностей человека темпам развития производства, недостаточной эффективности приспособления новой техники к особенностям человека, в быстрой изменчивости форм коллективного взаимодействия и социального общения [83; 103; 216].
Существует и менее заметная внешне, но весьма существенная для нравственного здоровья личности тенденция к изменению индивидуально-психологических свойств и качеств характера в результате переживания тех или иных состояний. Замкнутость, нерешительность, тревожность, апатичность, повышенная истощаемость нередко возникают как следствие воздействия разного рода «сверхнагрузок». Напротив, формирование таких качеств, как эмоциональная устойчивость, выносливость, усидчивость, открытость, доброжелательность, вряд ли можно рассматривать только как развитие природных задатков или прямого социального воздействия. В немалой степени это результат целенаправленной тренировки, специального обучения, направленного (осознанно или подсознательно) на выработку адекватных внутренних средств преодоления трудных ситуаций и сопутствующих им состояний. Таким образом, в жизни современного человека обычным становится переживание состояний, характеризующихся повышенным уровнем актуализации психофизиологических ресурсов, а нередко и превышающим возможности последних. В этой связи задачи качественного описания и типологизации подобных неблагоприятных функциональных состояний, нахождения и использования средств их своевременной диагностики имеют непосредственную важность [52; 74; 111]. В прикладном аспекте решение названных задач подчинено Достижению более общей цели — определению путей их предотвращения (профилактики) и коррекции. Отметим, что методы коррекции, направленные на частичное или полное исправление уже сформированного состояния, могут рассматриваться как часть профилактической работы в смысле подготовки необходимой базы для эффективного использования превентивных мер. Потребность в профилактических и коррекционных методах настолько высока, что их разработка и внедрение в жить нередко опережают формирование научно обоснованных. представлений о механизмах осуществляемого воздействия, характере и особенностях оптимизируемых с их помощью состояний. Свидетельством этому служит многочисленные публикации в популярных изданиях о различных способах оказания помощи самому себе» с помощью приемов аутотренинга, рефлексотерапии и др., а также массовое течение на производстве по организации кабинетов психологической разгрузки, в основном пока еще функционирующих без должного медико-психологического обеспечения.
Поэтому важно, чтобы психологи, готовящиеся к практической деятельности, были хорошо знакомы с существующими методами профилактической работы, умели эффективно использовать накопленный в науке теоретико-методический багаж для решения прикладных задач, что позволило бы им стать квалифицированными организаторами и сотрудниками соответствующих подразделений психологической службы. Трудно дать полный перечень возникающих на производстве задач, связанных с повышением эффективности трудовой деятельности человека, для успешного разрешения которых необходимо привлечение средств оптимизации функционального состояния. Они возникают фактически в любой сфере деятельности психолога-практика на производстве, будь то работа по рационализации сложившейся системы труда в целом или отдельных ее элементов, организации профессионального обучения, обеспечению психологического отбора и расстановке кал-ров и др. В этом находит отражение то обстоятельство, что наличное функциональное состояние субъекта труда можно рассматривать в виде обобщающего, интегрального критерия оптимальности системы «человек — машина — производственная среда» [124; 143; 209]. Непосредственно с необходимостью активно воздействовать, управлять функциональным состоянием человека связаны такие важнейшие проблемы, как повышение производительности труда, улучшение качества продукции, подготовка к деятельности в затрудненных и экстремальных условиях, улучшение условий труда, снижение аварийности и сокращение числа несчастных случаев на производстве, уменьшение текучести кадров, предотвращение развития профзаболеваний [72; 74; 77; 96; 125; 173]. Существование внутренней зависимости между профилактикой неблагоприятных функциональных состояний и возможностью способствовать успешному разрешению названных проблем достаточно очевидно. Однако психологу, берущемуся за конкретную реализацию этой возможности, следует иметь в виду ряд принципиально важных моментов. Во-первых, перечисленные проблемы имеют прежде всего социально-экономический характер. Поэтому их продуктивное решение предполагает учет и реорганизацию сложного комплекса факторов силами специалистов разных профилей. Психологу важно выделить те аспекты проблемы, которые соответствуют его компетенции.
Такое переосмысление проблемы с необходимостью приводит к переформулировке задач исследования и постановке ею конкретных целей в адекватных психологических терминах (что, конечно, не означает, что психолог имеет право забыть об об-' щей прикладной направленности работы). Так, например, существенным, но далеко не единственным компонентом решения проблемы повышения производительности труда является борьба с состояниями сниженной работоспособности. Последнее, собственно говоря, и составляет основное содержание работы психолога. Грамотная постановка задачи, концентрация усилий на выборе соответствующих ее решению средств - необходимое условие успешности работы психолога-практика. Сказанное не означает, что следует стремиться к. максимальному сужению тематики работ. Важно только иметь в виду, что в том комплексном образовании, которым является любая крупная практическая проблема, необходимо выделить ключевые точки для проведения собственно психологической работы. Во-вторых, формулировка конкретных целей профилактической работы может вестись только на основе учета специфики конкретной ситуации. Трудно бороться за повышение производительности труда, не имея в виду конкретную профессиональную группу, нельзя заниматься профилактикой профзаболеваний, не зная их вида и причин возникновения; вряд ли удастся снизить текучесть кадров безотносительно к определенным производственным организациям. Это означает, что при постановке цели прикладной работы по оптимизации функционального состояния должен быть четко задан объект (тип состояния) и предмет (вид профессиональной деятельности) направленности воздействий. «Для кого и что мы собираемся сделать? » - такой вопрос, по нашему мнению, следует задать себе в первую очередь в начале планирования работы. Последовательными этапами ответа на этот вопрос являются результаты профессиографического анализа деятельности, в ходе которого выясняются причины неблагоприятного положения дел, и специальное диагностическое исследование, направленное на определение видов подлежащих оптимизации функциональных состояний [52; 107; 109]. В-третьих, подбор адекватных средств для оптимизации функционального состояния может вестись только на основе тщательно конкретизированной цели работы. Различия в видах состояний, производственных ситуациях, прикладной ориентации профилактической работы определяют характер оптимизирующих воздействий, которые могли бы обеспечить получение, желаемого эффекта. Как и в отношении диагностических средств [70; 107; 109], не существует «универсальных» профилактических средств, позволяющих одним и тем же способом ликвидировать неблагоприятные последствия отрицательных состояний во всем многообразии ситуаций. С наибольшей очевидностью правомерность этого утверждения проявляется, если обратить внимание на неоднородность разных функциональных состояний. Не только полярные (например, монотонна, эмоциональная напряженность), но и сходные по внешним проявлениям (монотония и утомление) состояния предполагают использование неодинаковых профилактических средств. Так, для борьбы с монотонней необходимо применение активизирующих процедур. Снятие чрезмерных степеней утомления ориентировано прежде всего на формирование условий для полноценного отдыха. Снижение степени эмоциональной напряженности требует устранения излишнего возбуждения и коррекции эмоционально-мотивационных установок у индивида. Проблема подбора адекватных по содержанию профилактических средств, обладающих наибольшим оптимизирующим эффектом, существует и по отношению к частным формам внутри одного вида состояний. Аналогичным образом проблема специфичности при подборе профилактических средств встает и по отношению к учету особенностей реальной ситуации, внутри которой должна вестись профилактическая работа. С одной стороны, ведь именно содержание труда определяет особенности формируемого состояния. С другой — конкретные формы производственной деятельности накладывают существенные ограничения на возможность применения тех или иных профилактических средств. Так. специализированные комплексы дыхательной гимнастики являются хорошо зарекомендовавшими себя процедурами как для активизации состояния, так и для снятия излишнего напряжения. Однако они совершенно неприменимы в производственных условиях с загрязненным составом воздуха (химические производства, ряд участков на предприятиях текстильной промышленности и др. ). В построении общей программы оптимизирующих мероприятий, безусловно, ведущую роль играет ориентация профилактической работы. В зависимости от того, на каком уровне планируется ее проведение (полная реконструкция производства. частичная реорганизация, сохранение сложившейся системы труда), в работе будут преобладать установки либо на устранение объективных источников развития неблагоприятных функциональных состояний (проективный план), либо на использование компенсаторных средств (коррективный план) [77]. Кроме того, непосредственная нацеленность на оптимизацию разных сторон трудовой деятельности — поддержание высокого уровня работоспособности, подготовка к работе в экстремальных условиях, снижение заболеваемости и т. д. — требует преимущественного привлечения разных профилактических средств и неодинаковой их компоновки в рамках целостной системы. В-четвертых, одним из наиболее существенных моментов л деятельности психолога-практика является определение жизнеспособности и эффективности проводимых им мероприятий. Это важно в первую очередь потому, что психолог (как и медик, согласно врачебной этике Гиппократа) должен иметь возможность постоянно оценивать свою деятельность в соответствии с главным принципом «Помогай людям и не навреди». При этом весьма существенно, чтобы приносимая им польза была ощутимой, представленной в явной форме, понятной и неспециалистам — тем, на кого направлены оптимизирующие воздействия, и тем, кто санкционировал их проведение. При реализации профилактической работы действия психолога, как правило, связаны с выполнением определенного «социального заказа» со стороны администрации предприятия. Естественно, что результаты проводимых мероприятий должны, по меньшей мере, компенсировать затраченные на них средства, а желательно — дать заметный прирост эффективности труда. Но было бы неправильно стремиться измерить этот положительный сдвиг только в показателях экономической эффективности. Более того, часто такой прямой вывод просто невозможен, поскольку по своей сущности большая часть профилактических мероприятий опосредованно влияет на результативную сторону деятельности через разные компоненты структуры труда и требует достаточного времени для стабилизации положительных сдвигов. В этих случаях не только возможно, но и необходимо обратиться к анализу показателей социально-экономической и социально-психологической эффективности [18; 145]. Оптимизируя функциональное состояние работающего, можно добиться увеличения коэффициента полезности расходования временных ресурсов в рамках одного трудового цикла, сократить заболеваемость, улучшить социально-психологический климат в коллективе, способствовать росту удовлетворенности трудом и др. По сути дела, именно в поиске и раскрытии таких скрытых возможностей повышения производительности и качества труда состоит основная ценность прикладной психологической работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|