Методы саморегуляции состояний
МЕТОДЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ СОСТОЯНИЙ 2. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ПРИКЛАДНЫХ УСЛОВИЯХ Круг существующих методов и соответствующих им конкретных приемов и методик саморегуляции состояния достаточно широк. К ним относятся и не имеющие прямого отношения к воздействиям на психическую сферу комплексы гигиенических и общеукрепляющих процедур — различные виды специализированной гимнастики, дыхательные упражнения, самомассаж и др., косвенно способствующие нормализации протекания психических процессов. Однако центральное место среди психопрофилактических средств активного воздействия на состояние занимает группа методов, объединенных названием «психологическая саморегуляция» [6; 158; 200]. Предварительно надо указать на наиболее часто встречающееся в литературе различие в понятиях, обозначаемых с помощью этого термина. В широком смысле понятием «психологическая саморегуляция» обозначается один из уровней регуляции активности живых систем, для которого характерно использование психических средств отражения и моделировался реальности [94]. При таком понимании психическая саморегуляция включает в себя и управление поведением или деятельностью субъекта, и саморегуляцию его наличного состояния. При акцентировании внимания на последнем аспекте проявлений жизнедеятельности возникает более узкая трактовка анализируемого понятия. В качестве примеров понимания психологической саморегуляции (ПСР) в узком смысле можно привести следующие определения: «Психическую саморегуляцию можно определить как регуляцию различных состояний, процессов, действий, осуществляемых самим организмом с помощью своей психической активности» [204. С. 98];
«Под психической саморегуляцией... понимается целенаправленное изменение как отдельных психофизиологических функций, так и в целом нервно-психического состояния, достигаемое путем специально организованной психической активности» [193. С. 78; «Психической саморегуляцией (ПСР) называется воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих мысленных образов» [5. С. 3]; «Под психической саморегуляцией (ПСР) мы понимаем психическое самовоздействие для целенаправленной регуляции всесторонней деятельности организма, его процессов, реакций cостояний» [66. С. 1511. При разнице в уровнях обобщения понятий ПСР в приведенных определениях общими для них являются выделение состояния человека в качестве объекта воздействия и направленность на использование внутренних средств регуляции, в. первую очередь средств психической активности. Типичной задачей для прикладной работы по профилактике неблагоприятных функциональных состояний является снятие выраженных степеней эмоциональной напряженности и различных стрессовых реакций, а также предотвращение их нежелательных последствий. Кроме того, часто возникает необходимость на фоне нормализации состояния (главным образом за счет успокоения, расслабления) активизировать протекание восстановительных процессов, усилить мобилизацию ресурсов, тем самым создавая предпосылки для формирования иного типа состояний — состояний высокой работоспособности. Существуют разные методы и модификации методик саморегуляции, по общей направленности адекватные этим задачам. К ним прежде всего следует отнести техники активной нервно-мышечной релаксации, метод аутогенной тренировки, приемы самогипноза, идеомоторную тренировку и др. [66; 72; 205; 219; 224].
Наиболее разработаны в теоретическом и содержательном плане два первых метода. Они направлены на формирование специфического типа состояний человека — релаксации (от лат. relaxatio—уменьшение напряжения, расслабление) и на его основе разных степеней аутогенного погружения—при переживании которых создаются благоприятные условия для полноценного отдыха, усиления восстановительных процессов и выработки навыков произвольной регуляции ряда вегетативных и психических функций [169; 174; 186]. Заметим, что иногда в специальной литературе как синоним термина «аутогенное погружение» используется термин «гипнотическое погружение» [98; 169]; мы все же предпочитаем пользоваться термином «аутогенное погружение», так как соответствующие состояния родственны, но не тождественны. Результаты исследований показывают, что, находясь в состоянии релаксации, человек способен ускорять перестройку некоторых биоритмов, быстро вызывать анестезию некоторых участков тела, быстро засыпать, улучшать способность концентрации внимания, обеспечивать лучшую мобилизацию преднастроечных реакций и др. [176]. В целом переживание состояний релаксации и аутогенного погружения существенно повышает возможности профилактики выраженных неблагоприятных состояний — снятия стрессовых реакций, а также формирования состояний повышенной работоспособности. Состояние релаксации, которое можно рассматривать как начальную стадию аутогенного погружения, характеризуется возникновением ощущений тепла, тяжести во всем теле, переживаний внутреннего комфорта, отдыха, отвлечением от внешних раздражителей, снятием беспокойства, тревоги, излишнего волнения [186; 219]. Более глубокие стадии аутогенного погружения, сопровождаемые ощущениями легкости, невесомости ц тела, переживания «растворенности» тела и максимальной концентрации на мире внутренних ощущений, являются измененными состояниями сознания активной природы [122; 158; 213], По мнению ряда авторов, наблюдаемые при возникновении; состояний релаксации и аутогенного погружения сдвиги в протекании физиологических (прежде всего нейрогуморальных) и психических процессов являются обратной копией ответа организма на стрессовую ситуацию; психофизиологический эффект пребывания в состоянии релаксации может рассматриваться как диаметрально противоположный эффекту стресса [56; 186-213]. '
Некоторые авторы рассматривают релаксационное состояние как своеобразный «энергетический антипод стресса» с точки зрения его проявлений, особенностей формирования и механизмов запуска [194]. С этой особенностью связываются и выраженные профилактические и терапевтические эффекты применения различных техник, основным принципом действия которых является достижение состояния релаксации. В частности, разделив все подобные методики на 3 группы—направленные на успокоение (устранение эмоциональных доминант), восстановление (ослабление признаков утомления) и программируемость (повышение реактивности на вербальное воздействие) — и основываясь на рассмотрении релаксационного состояния в качестве антипода стресса, можно учитывать степень легкости достижения нормализующего эффекта данных методик. Наиболее быстро достигается эффект «успокоения», затем — «восстановления» и в последнюю очередь — эффект «программируемости» [194]. Начало научной разработки приемов формирования состояния релаксации связано с именем Э. Джекобсона (Е. Jacobson), установившего существование прямой зависимости между повышенным тонусом скелетной мускулатуры и различными формами отрицательного эмоционального возбуждения: тревожности, страха, смущения и т. п. Для устранения этих неприятных ощущений он предложил использовать серию простых мышечных упражнений для снятия напряжения с основных мышечных групп тела, способствующих быстрому формированию состояния релаксации. В соответствии с этим им была создана специальная система упражнений — техника «прогрессивной» или активной нервно-мышечной релаксации [219; 224], которая представляет собой курс систематической тренировки по произвольному расслаблению различных групп поперечно-полосатых мышц. Каждое упражнение состоит из чередующихся периодов максимального сокращения и быстро следующего за ним расслабления определенного участка тела. Непосредственным эффектом выполнения подобных упражнений является достаточно полное снятие напряжения в задействованной мышечной группе, усиление кровенаполнения сосудов данной области, что сопровождается возникновением ощущений тепла и тяжести. Таким образом, в основе техники нервно-мышечной релаксации лежит Прямое воздействие на определенные физиологические системы, Приводящее к возникновению ощутимых сдвигов в психической сфере.
Независимо от особенностей разных модификаций техники нервно-мышечной релаксации процесс обучения соответствующим навыкам включает три основные стадии. На первой из них у человека вырабатываются навыки произвольного расслабления отдельных мышечных групп в состоянии покоя. Затем они объединяются в целостные комплексы, обеспечивая (по желанию) расслабление либо всего тела, либо отдельных его участков. При этом тренировка сначала проводится в состоянии покоя, а потом может включаться в процесс выполнения некоторых видов деятельности (чтение, письмо, наблюдение и др. ), не затрагивая при этом мышц, участвующих в реализации соответствующих двигательных актов. Цель заключительной стадии состоит в усвоении так называемого «навыка отдыха» (habit of repose), позволяющего произвольно вызывать расслабление в тех жизненных ситуациях, когда необходимо быстро снять или уменьшить степень острых аффективных переживаний, перенапряжения [175; 219]. Исследования показывают, что использование техники нервно-мышечной релаксации обладает терапевтическим эффектом при бессоннице, гипертонической болезни, мигренях, невротических состояниях [83; 213; 224]. Тем более уместно использование этих простых приемов в профилактических целях как своеобразного «психогигиенического средства». Следует подчеркнуть, что, вызывая расслабление с помощью техники нервно-мышечной релаксации, создаются и необходимые предпосылки для освоения других, более сложных приемов саморегуляции. Осознание различий в ощущениях, характеризующих напряженную и расслабленную мышцы, лежит в основе формирования субъективных критериев степени расслабленности, ненапряженности (представленных в виде «разницы напряжений») [219]. Овладение целенаправленной концентрацией внимания на мире внутренних ощущений при регулярном выполнении полного цикла упражнений способствует формированию внутренних средств контроля и управления протеканием психических функций. Основанием для другого, наиболее распространенного метода психологической саморегуляции состояний — аутогенной тренировки (AT) — служит использование приездов самовнушения. Она является более эффективным средством достижения глубинных степеней аутогенного погружения и реализации самоуправляющих воздействий.
Принципиальным механизмом аутогенной тренировки является формирование устойчивых связей между словесными формулировками («самоприказами») и возникновением определенных состояний в различных психофизиологических системах [186; 211; 224]. Однако становление и действенность таких связей зависят от умелого применения приемов саморефлексии, индивидуально используемых систем образных представлений. и идеомоторных актов [66; 72; 166; 215]. Поэтому ее применению в собственно профилактических целях предшествует этап активного обучения. AT как самостоятельный метод психотерапевтической работы был предложен немецким психиатром и психотерапевтом И. Г. Шульцем (J. H. Schultz). После тщательного знакомства с системой йоги и долголетней подготовки собственной теоретико-методической концепции он обобщил результаты проведенных исследований в книге, вышедшей в 1932 г. [106]. В нашей стране первое упоминание об AT было сделано П. М. Зиновьевым в 1934 г., а начало использования ее в клинической практике относится к концу 50-х гг. и связано с именами А. М. Свядоща, Г. С. Беляева, H. В. Иванова, А. Г. Панова. Метод аутогенной тренировки был включен в состав средств комплексной психотерапии на 4-м Всесоюзном съезде невропатологов и психиатров в 1963 г. Начиная с конца 60-х гг. AT применяется не только в лечебных целях, но и для решения психопрофилактических задач в разных профессиональных видах деятельности и в спорте [81; 83; 157; 183]. Соответственно резко возросло число публикаций по этому вопросу: составленный в 1968 г. список библиографических работ за истекшее десятилетие насчитывал 64 публикации, а в библиографическом указателе на 1 июля 1974 г. имеется уже 943 публикации, число которых продолжает увеличиваться. Основные работы автора данного метода — И. Г. Шульца — не переведены на русский язык. Первым подлинным сочинением Шульца в русском переводе является цитируемая ниже популярная книга, изданная в 1985 г. Вообще же подробно с содержанием метода AT советский читатель впервые познакомился в изложении Д. Мюллера-Хегеманна в 1957 г. И. Г. Шульц утверждал, что «аутогенная тренировка возникла на основе старых и надежных врачебных методик гипноза (частичного сна)» [205. С. 10]. Изучая протоколы самоотчетов испытуемых, специально обученных самонаблюдению в гипнозе, он отметил, что у его пациентов возникало переживание ощущений тяжести и тепла перед погружением в гипнотическое состояние [90]. Это послужило толчком к экспериментальной разработке предположения о том, что путем сознательного внушения чувств тепла, тяжести, облегчения можно добиться погружения в гипнотическое состояние. На основании положительного результата такого рода экспериментов автором метода была поставлена цель «создать систему упражнений, с помощью которых больной мог бы самостоятельно добиться одной из гипнотических фаз и извлечь из этого пользу (без значительного воздействия со стороны гипнотизера и без сколько-нибудь значительной от него зависимости)» [цит. по: 186. С. 19]. Было разработано шесть основных стандартных упражнений, составляющих содержание первой ступени AT (AT-1), каждое из которых представляет собой мысленное повторение «формул самовнушения» на ощущения тяжести, тепла, расслабления (а при необходимости — и прохлады, как, например, в области лба) различных органов и участков тела. Классические упражнения И. Г. Шульца долгое время применялись и применяются сейчас некоторыми исследователями без сколько-нибудь существенных изменений. Однако, по замечанию одного из ведущих специалистов в области использования AT А. В. Алексеева, «... уже давно многие специалисты в разных странах... пришли к твердому убеждению, что различные задачи, которые необходимо решать как со здоровыми, так и с больными людьми, требуют своих, прицельно направленных вариантов психической саморегуляции» [115. С. 7]. Существуют многочисленные модификации AT, используемые прежде всего в медицине—для направленного лечения нервно-психических заболеваний, сердечно-сосудистых расстройств, особенно гипертонии, болезней желудочно-кишечного тракта, обмена веществ и др. [81; 83; 175; 186]. Большое распространение получили методики AT в спортивной практике, как правило, применяемые в комплексе с другими приемами активного воздействия на состояние [140; 157; 183]. Для этих целей среди различных модификаций AT большую популярность получила психорегулирующая тренировка, разработанная А. В. Алексеевым [159; 160]. Ее применение направлено на регуляцию общего состояния спортсмена, причем характер оказываемого самовоздействия может быть полярно противоположным — как успокоительным, так и мобилизующим. Она применяется для устранения таких неблагоприятных состояний, как «предстартовая лихорадка», «предстартовая апатия», длительное перенапряжение и др. Возможность такой разной направленности воздействия обеспечивается включением различных упражнений и в разной последовательности в комплекс AT. Кроме того, в спорте используются и узкоспециализированные варианты AT, предназначенные для решения частных задач в конкретных видах спорта. Они могут служить целям выявления и развития определенных психофизиологических свойств, «необходимых в том или ином виде спорта, а также облегчить и ускорить обучение сложным элементам конкретных спортивных упражнений» [186. '-'• 84]. Расширение области применения методов аутогенной тренировки привело к тому, что использование данного метода с Целью оптимизации функционального состояния практически здоровых людей в производственных условиях в последние десятилетия получило широкое распространение. Практика массового применения AT в сфере производственной деятельности для оптимизации состояния и повышения эффективности труда берет начало с 1943 г., когда R. Werner совместно J. H. Schultz на собрании концерна J. С. Farbon обосновал преимущество систематических занятий аутогенной тренировкой [21]. С этого времени при поощрении различных государственных и общественных организаций, а также менеджеров, овладевших методом AT, массовый подход к использованию аутогенной тренировки распространился в ряде европейских стран. Так, в Чехословакии Е. Вепа применил аутотренинг с целью оптимизации функционального состояния железнодорожных диспетчеров [221]. Во Франции по инициативе R. Durand de Bousingen и J. I. Martin систематическое использование AT началось в авиационной промышленности и перешло затем на предприятия других отраслей. Интересно, что во Франции внедрение аутотренинга в практику профессиональной деятельности началось с решения задач оптимизации состояния контингента руководящих работников и управленческого состава предприятий. Вначале основной целью обучения аутогенной тренировке являлось снятие симптомов переутомления (в основном психологических проявлений данного неблагоприятного состояния), а затем — снятие эффектов длительного воздействия стресса [218]. С начала 60-х гг. метод аутогенной тренировки начал активно применяться в США группами специалистов и институтами, занимающимися исследованиями в области космической медицины [222]. Постепенно «профессиональное» использование AT распространилось во всем мире. В нашей стране аутогенная тренировка успешно развивается в тех видах профессиональной деятельности, выполнение которых связано с воздействием экстремальных нагрузок: . в авиации и космонавтике [67; 116; 118; 121; 176], в труде плавсостава [14; 91; 166], работников добывающих отраслей промышленности [60; 184; 192], в особых видах операторской деятельности [66; 71; 156]. Наряду с этим AT постепенно проникает и в «обычную» производственную жизнь на промышленных предприятиях. Первый опыт применения AT на производстве был осуществлен & одном из цехов ленинградского производственного объединения «Электросила» в целях профилактики специфических профзаболеваний, вызванных условиями работы на конвейере [120; 142]. Занятия AT проводились с рабочими в рамках исследований по улучшению режима труда и отдыха, в ходе которых был' организован цикл занятий по обучению приемам саморегуляции. После прохождения курса обучения AT «занятия приобрели характер тренинг-пауз, передаваемых по радио с заранее записанных пленок (рассчитанных на 5—7 минут)и являются по своему содержанию поддерживающими и закрепляющими приобретенные ранее навыки» [120. С. 9]. В настоящее время процесс практического распространения этого метода саморегуляции осуществляется в создаваемых на предприятиях кабинетах психологической разгрузки. Максимально расширяется спектр профессий, по отношению к которым предпринимаются попытки использования AT: это—промышленное производство, операторские виды деятельности различного профиля, управленческий труд, администрирование, некоторые виды умственного труда (преподавательская деятельности, обучение), ряд профессий сферы обслуживания (продавцы, парикмахеры), а также труд в сфере искусства (актеры, музыканты-исполнители). К сожалению, нельзя сказать, что такой максимально широкий охват профессиональных групп и различия в целевом назначении процедур саморегуляции в достаточной степени обеспечиваются наличием разработанного методического инструментария, понимания механизмов и специфичности оказываемых воздействий, просто обладанием необходимой научной подготовки у лиц, занимающихся организацией подобных мероприятии. Вообще при беглом знакомстве с представленным обзорным материалом по проблеме прикладного использования AT может создаться ложное впечатление о ее достаточной разработанности. Однако цитируемая литература, собранная по огромному числу разрозненных изданий, скорее отражает острую практическую потребность в проведении психопрофилактической работы на производстве, чем сколько-нибудь систематичный и научно обоснованный ее анализ. В целом в качестве общего итога многолетнего применения данного метода психологической саморегуляции в самых разных целях можно констатировать возникновение различных вариантов AT. Здесь следует отметить, что разработка новых методик аутотренинга идет по двум направлениям: по линии модификации классического варианта AT и по линии расширения набора соответствующих приемов саморегуляции. В рамках первого направления модификации проявляются прежде всего в уточнении словесного состава формул самовоздействия, а также в повышении роли внешнего воздействия в управлении ходом процесса саморегуляции [194]. Идея необходимой индивидуализации формул представлена, например, в следующем утверждении: «Всякая формула, слово или представление могут быть заменены другими; без любого ощущения если оно не дается или почему-либо нежелательно, можно обойтись и опереться на другие» [106. С. 182]. Многие авторы констатируют отсутствие в настоящий момент общепринятой системы составления формул самовнушения, однако в процессе внедрения аутогенной тренировки в практику сложились некоторые общие правила подбора формул, согласно которым формулы должны быть четкими, достаточно категоричными, направленными на пробуждение положительных эмоций [141]. Сформировавшаяся тенденция к глубокой индивидуализации проявляется в подборе формул в зависимости от конкретных задач психологической саморегуляции и от контингента занимающихся. При этом основная задача подбора формул сформулирована следующим образом: «Задача состоит в том, чтобы данные, получаемые в результате психологических, физиологических, биохимических и всевозможных других исследований;, переводились, облекались в такие словесные формулировки, которые были бы не только понятны обследованному, но и полностью соответствовали особенностям его мышления, речи и учитывали бы его словарный запас» [4. С. 114]. Модификация AT в рамках второго направления — расширение набора используемых приемов психологической саморегуляции — в настоящее время привела к своеобразной потере специфичности в понимании содержания и научной трактовки данного метода. Часто говорят о разработке комплексных приемов психологической саморегуляции в качестве общих схем [56]. AT сейчас нередко определяется как комплекс воздействий на состояние человека, который помимо собственно средств самовнушения включает и приемы нервно-мышечной релаксации, сенсорной и идеомоторной тренировки, специализированные виды гимнастики, в частности дыхательной, свето- и цвето-музыкальные воздействия и др. Рассматривая проблему психологической саморегуляции состояний с позиции применения внутренних средств осуществления деятельности по самоуправлению, надо обеспечить: — полноценность процесса освоения (формирования) этих средств; — эффективность их использования при наличии сформированных навыков. Два описанных выше способа психологической саморегуляции (техника нервно-мышечной релаксации и метод AT) направлены в принципе на вызывание одного и того же типа состояний, которые создают возможности для реализации процесса самоуправления. Имеются данные о сравнительной эффективности этих способов [213; 215]. Они свидетельствуют о том, что нервно-мышечная релаксация является более доступным средством произвольного расслабления и достижения начальной стадии аутогенного погружения без специальной подготовки человека. Применение AT требует меньшего времени, обеспечивает более отчетливую картину субъективных переживаний погружения сопровождаемой яркой эмоциональной окраской состояния и свободой манипулирования образными представлениями, повышает восприимчивость к простому внушению [215]. В результате возникает возможность не только более эффективным образом достигать глубинных степеней погружения, но и активно управлять протеканием психофизиологических процессов, тем самым задавая необходимое направление в изменении состояния (полный отдых, успокоение или, напротив, активизация, готовность к работе). Однако полноценное применение AT невозможно без длительного специального обучения. Решая принципиально важную задачу обучения использованию навыков саморегуляции, два названных способа могут рассматриваться как последовательные этапы его осуществления. Овладение техникой нервно-мышечной релаксации позволяет практически неподготовленному человеку достигнуть состояния аутогенного погружения. Это помогает формированию субъективного образа желаемого состояния и создает базу для дальнейшего обучения. В этом случае метод AT может использоваться главным образом для совершенствования собственно внутренних средств психического самоуправления. В качестве переходного этапа к овладению навыками AT могут применяться средства сенсо- и идеомоторной тренировки с целенаправленным формированием необходимых образных представлений [63; 66; 162]. Идеомоторная тренировка и сенсорная репродукция как самостоятельные методы в сфере оптимизации функциональных состояний работающего человека практически не встречаются. Однако в силу специфики данных методов их применение в сочетании с другими способами ПСР, с нашей точки зрения, существенно расширяет возможности использования последних и повышает эффективность обучения навыкам ПСР. Исследования мысленного воспроизведения движений (идеомоторных упражнений) начались давно. Уже в 1936 г. И. П. Павлов отмечал: «Давно было замечено и научно доказано, что, раз вы думаете об определенном движении (то есть имеете кинестетическое представление), вы его невольно, этого не замечая, производите» [46. С. 316]. В основе этого утверждения лежат экспериментально установленные факты сходства ряда физиологических параметров состояний мышечной ткани при реальном и воображаемом выполнении движения. Известен, например, «эффект Карпентера» (по имени английского физиолога, его открывшего), заключающийся в том, что потенциал электрической активности мышцы при мысленном воспроизведении определенного движения такой же, как и потенциал той Же мышцы при реальном осуществлении данного движения [54]. Сходный эффект реального и воображаемого движений лег в основу идеомоторной тренировки, понимаемой как «повторяющийся процесс интенсивного представления движения, воспринимаемый как собственное движение, который может способствовать выработке, стабилизации и исправлению навыков и ускорить их развитие в практической тренировке» [149, с. 116]. Исключительно интересный вопрос о психофизиологических и Психологических механизмах феномена воображаемого движения остается открытым. Перспективной представляется' гипотеза Л. Пиккенхайна о существовании «внутренней обратной связи», являющейся нейрофизиологической основой идеомоторной тренировки [149]. Автор, основываясь на работах Н. А. Бернштейна и П. К. Анохина, рассматривает структуру двигательного акта и делает вывод о принципиальном сходстве всех основных моментов выполнения реального и мысленного движений, кроме одного — обратной сигнализации о результатах действия, сопоставляемого с эфферентной командой программы действия. Очевидно, что при идеомоторном акте обратная сигнализация отсутствует и вместе с тем есть эффект вы. полненного действия. В результате экспериментальных исследований было установлено наличие внутренних обратных связей (помимо внешних — экстеро - и проприоцептивного характера), осуществляемых различными уровнями архитектуры моторной системы. По мнению автора, на каждом из этих уровней «образуется и на короткое время складывается как бы копия эфферентной команды движения, которая имеется в распоряжении для сравнения с обратной сигнализацией из нижележащих уровней координации» [149. С. 117]. Эти внутренние связи и являются общими и для реального, и для воображаемого движений. Специфической же особенностью обратных связей идеомоторного движения является зависимость объема включенных во внутреннюю реализацию действия уровней от «оживленности» и «близости к реальности» воображаемых движений, а это определяет и эффективность идеомоторной тренировки. Отсюда следует вывод о том, что данный механизм корректирования мысленного действия можно эффективно использовать только при наличии навыков реальных двигательных программ. Важным следствием признания принципиального сходства механизмов осуществления реального и мысленного движений является включенность в программы воображаемого действия также и вегетативного компонента. Этот вывод был подтвержден результатами экспериментального исследования, показавшими изменение частоты дыхания у испытуемых в процессе мысленного выполнения движений с заданной частотой в зависимости от изменения частоты движений. Для анализа психологических механизмов формирования навыков ПСР при помощи разных методов психологической саморегуляции интересным является филогенетический аспект рассмотрения проблемы внутренних обратных связей: утверждается, что у человека внутренние обратные связи стали основой развития словесных функций и «идеомоторная тренировка по отношению к ее конкретной структуре стоит между действительным выполнением навыка и его словесным проектом» [149. С. 120]. Возвращаясь к практическим и методическим вопросам включения идеомоторной тренировки в состав комплексных программ психологической саморегуляции, следует обозначить два3 аспекта ее применения. Идеомоторная тренировка может быть использована и как относительно самостоятельный метод снижения мышечного тонуса и достижения состояния релаксации и как прием мысленного самопрограммирования в состоянии релаксации. В последнем случае упражнения идеомоторной тренировки применяются на фоне состояния аутогенного погружения с целью мысленной отработки определенных двигательных программ предстоящей деятельности. Метод использования идеомоторной тренировки в состоянии релаксации получил название «релаксидеомоторная тренировка» и активно используется в настоящее время в операторском и летном труде [65; 76]. При систематическом использовании уже сформированных навыков саморегуляции особую роль приобретают различные вспомогательные средства повышения работоспособности. Они позволяют точнее и с большей эффективностью воздействовать на тот специфический вид функционального состояния, который подлежит профилактике. Кроме того, их функции состоят в обеспечении преемственности между профилактическими процедурами и работой в производственной ситуации, создании необходимого разнообразия используемых средств оптимизационной работы, что позволяет избежать привыкания. На этом уровне проведения психопрофилактической работы комплексный характер используемых мероприятий представляется обязательным. На основе проведенного анализа в дальнейшем будут описаны конкретные методики психологической саморегуляции, вспомогательные средства повышения работоспособности, а также организационные формы их применения в производственных условиях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|