Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Американцы азиатского происхождения и выходцы с островов Тихого океана

К выходцам из Азии и с тихоокеанских островов (рассматриваемым как единая группа) относятся китайцы, японцы, филиппинцы, индокитайцы, корейцы и ряд других народов. Они сильно различаются по своему культурному уровню (Axelson, 1993; Morrissey, 1999), а «демографический профиль выходцев из Азии и с тихоокеанских островов включает в себя более 40 отдельных культурных групп» (Sandhu, 1997, р. 7). Исторически они столкнулись с сильной дискриминацией в США и были объектом многих мифов (Sue & Sue, i972,1990). Наложение нескольких факторов способствовало формированию стереотипных представлений об американцах азиатского происхождения.

Из-за предрассудков и непонимания эти американцы «были лишены прав гражданства, им запрещалось обладать землей, они были изолированы в концентрационных лагерях, о них распространялась клевета, с ними дурно обращались, их уничтожали» (Sue & Sue, 1973, p. 387). По иронии судьбы, целый ряд факторов также способствовал созданию их положительного образа. В целом они характеризуются как трудолюбивые, успешные и не склонные к умственным или эмоциональным расстройствам. Иногда их называют даже «образцовым меньшинством» (Bell, 1985). Как и в любых стереотипах, в данной характеристике присутствует рациональное зерно, но она все же не является полностью правдивой или точной. Пока консультанты не будут рассматривать американцев азиатского происхождения в контексте их культурного наследия, они не смогут предложить им психологическую помощь (Henkin, 1985).

В культурах американцев азиатского происхождения, так же как и во всех культурах, существует много тонкостей. Например, религиозные традиции (исламские, индуистские и буддийские) играют важную роль в воззрениях на психическое здоровье и психическую болезнь. Часть американцев азиатского происхождения объясняет «психологическую напряженность и психические расстройства в соответствии с религиозной схемой в терминах влияния духов или нарушением некоторого религиозного или морального принципа. Лечение может трактоваться как обращение за помощью к некой сверхъестественной силе или возвращение пострадавшего к нормальному состоянию путем предписанного правильного поведения и убеждений» (Das, 1987, р. 25). Другой важный момент, который может оказывать существенное влияние на работу консультанта, – это то, что члены этих этнических сообществ обычно сторонятся занятий, которые требуют сильного самовыражения (Watanabe, 1973). Изящные способы общения восходят к истокам их культурных традиций, поэтому, чтобы установить крепкие взаимоотношения консультирования, нужно воспринимать их положительно.

Очень важно, чтобы консультанты оценили историю и уникальные особенности отдельных азиатско-американских групп в США, таких как китайская, японская и вьетнамская (Axelson, 1993; Sandhu, 1997). Знание таких тонкостей часто дает возможность консультанту облегчить процесс консультирования, что недостижимо иными способами. Например, в процессе образовательного или карьерного консультирования консультант может успешнее содействовать самораскрытию американца китайского происхождения, чем он смог бы этого достичь при прямом, конфронтационном психотерапевтическом подходе.

Коренные американцы

К коренным американцам, по ошибке названным первыми европейскими поселенцами в Америке индейцами, принадлежат «478 племен, признанных Бюро по делам индейцев США, и дополнительно еще 52 племени без официального статуса» (Heinrich, Corbin & Thomas, 1990, p. 128). Несмотря на существенные различия среди коренных американских индейцев (например, они разговаривают на 149 разных языках), они имеют общую идентичность, выражающуюся в таких ценностях, как гармония с природой, установка на сотрудничество, холизм (целостное восприятие мира), направленность на настоящее и опора на широкие семейные связи (Heinrich et al., 1990). Вообще коренные американские индейцы характеризуются сильными переживаниями потери наследственных земель, желанием самоопределения, конфликтами с ценностями господствующей американской культуры и неоднозначным имиджем, сложившимся на основе стереотипов прошлого (Axelson, 1993). Гнев по поводу притеснений представителями других культур представляет собой проблему, которой необходимо уделить особое внимание (Hammerschlag, 1988). В среде коренных жителей Америки высок уровень самоубийств, безработицы и хронического алкоголизма; в то же время этой группе присущи скромные жизненные притязания. «Американские индейцы по-прежнему имеют самые высокие показатели по отчислению на уровне средней школы по сравнению с любой другой этнической группой, независимо от региона или племенной принадлежности» (Sanders, 1987, р. 81). Коротко говоря, как группа «коренные жители Америки стоят перед огромными проблемами» (Heinrich et al., 1990, p. 128).

При работе с коренными американскими индейцами был опробован ряд подходов консультирования, от экзистенциального до директивного. Оказалось, что эффективность консультирования в значительной мере зависит от того, живут ли индейцы в резервациях, способствуют ли другие коренные американцы процессу консультирования, и какой образ жизни им свойствен: традиционный, бикультурный или ассимилированный (Avasthi, 1990; Valle, 1986). В любом случае необходимо, чтобы консультант разбирался в культуре коренных американских индейцев и избегал применять в работе с ними культурно несоответствующие теории (Herring, 1996, 1997; Ivey, 1990).

Согласно Ричардсону (Richardson, 1981), существует четыре ценности, которых следует придерживаться при консультировании коренных американцев: молчание, внимательное слушание, повторение и общая инициатива. В качестве модели, в которой реализуются эти ценности, Ричардсон использовал метод скетчей – коротких рассказов, изображающих определенную сценку или событие (vignettes). В некоторых случаях для взрослых людей рекомендуется использование обряда посвящения и религиозного обновления «vision quest» [4](Heinrich et al., 1990). Применение арт-терапии – это еще один подход, имеющий несомненные достоинства, поскольку эмоциональное, религиозное и артистическое самовыражение является «неотъемлемым аспектом жизни коренной культуры Америки» (Herring, 1997, р. 105). Арт-терапия не требует вербального самораскрытия. Кроме того, она может быть сосредоточена на ритуалах и ценностях коренной американской культуры. Рекомендуется также синергичное применение разных подходов в консультировании, таких как сетевая терапия, терапия на дому и традиционные обряды, такие как «говорящий круг», «говорящая палка» и рассказывание историй (Herring, 1996).

Еще более важным фактором, чем применение специфических приемов, является решающий характер чувства «реальности» в консультационных отношениях с коренными американцами. Выражение готовности быть учителем и признание права совершать ошибки может помочь работе консультанта с представителем коренных американцев.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...