Консультирование пожилых людей
Развитие традиционно определяется как любой вид систематического изменения, которое происходит на протяжении всей жизни и носит кумулятивный характер (Papalia & Olds, 1998). На протяжении жизни развитие индивидов происходит н нескольких уровнях: когнитивном, эмоциональном и физическом. Когда развитие происходит в пределах ожидаемых временных промежутков, как это происходит с физическим ростом в детские годы, индивиды, как правило, сталкиваются лишь снезначительными проблемами перехода и корректировки, если они имеют какиё-либо трудности вообще. Однако, если темп жизни ускоряется или замедляется или ожидаемые события не происходят вовсе, это негативно влияет на благополучие людей (Schlossbefg, 1984). Например, если к юношескому возрасту индивиды не ' выработают положительной самооценки, это может привести к делинквентному и неадекватному поведению. Такие теоретики, как Жан Пиаже, Лоренс Кольберг, Эрик Эриксон, Кэрол Гиллиган и Нэнси Шлоссберг, обращались к проблемам, связанным со стадиями развития, начиная от грудного возраста и до старости. Ассоциация по проблемам развития взрослых и проблемам старения (AADA), представляющая собой подразделение АСА, непосредственно занимается изучением стадий развития на всем протяжении жизни после пубертатного периода. Пожилые определяются здесь как люди старше 65 лет. Начиная с 1935 года возраст 65 лет считается началом периода старения. Закон 1935 года о социальной защите признал 65 лет тем возрастом, когда люди могут выходить на заслуженный отдых и получать пенсию. В первые годы существования США как отдельного государства только 2% от всего населения составляли люди в возрасте 65 лет и старше. К 2000 году эта цифра достигла 13%. А к 2030 году она составит приблизительно 21% (Cavanaugh, 1997). Среди причин столь значительного увеличения. данной возрастной группы – высокая рождаемость на протяжении XX столетия, иммиграционная политика США, благоприятствовавшая въезду в страну людей, которые теперь уже достигли преклонного возраста, совершенствующееся здравоохранение, лучший уход за престарелыми и уменьшение случаев инфекционных заболеваний (Lefrancois, 1996). В связи с этим данная возрастная группа требует; ОСобого внимания консультантов.
Исторически консультирование пожилых людей было неправильно истолковываемой и пренебрегаемой профессиональной областью. Например, в целом i: представители этой популяции получают только 6% всех услуг служб психического здоровья (приблизительно половину от того количества, которое могло бы ожидаться, поскольку около 15% пожилого населения США жалуются, по крайней мере, на умеренные эмоциональные проблемы) (Hashimi, 1991; Turner & Helms, 1994). Частично эта ситуация обусловлена уникальными особенностями данного этапа возрастного развития, особенно теми, которые связаны с финансо-Ирыми, социальными и материальными лишениями. В середине 1970-х годов Блейк (Blake, 1975) обратил внимание консультантов на недостаток заинтересованности в консультировании пожилых людей, отмечая также недостаток статей по консультированию этой группы и дефицит программ подтотовки консультантов, предлагающих факультативный курс по этой теме. К середине 1980-х годов ситуация изменилась. Основываясь на национальном опросе, Майерс (Myers, 1983) сообщил, что 36% всех программ консультирования п|редложили один или больше курсов по работе с пожилыми и что это число продолжает увеличиваться, так же как и количество новых исследований по проблемам пожилых людей (Hollis, 1997; Myers, Poidevant & Dean, 1991). Кроме того, в 1992 году геронтологическое консультирование стало специализированной областью, регулируемой Национальным советом сертифицированных консультантов (ABCC).
Пожилой возраст В разное время предлагалось несколько значительных теорий старения, многие из юторых носят комплексный (многомерный) характер. Биррен, Шайе и Гетц (Birren, Schaie & Gatz. 1996) рассматривают старение с биологической, психологической и социальной точек зрения, признавая, что этот многомерный процесс может происходить неравномерно. Старение является естественным этапом развития (DeLaszlo, 1994; Erikson, 1963; Fnedan, 1993; Havighurst, 1959). Люди, но мере своero взросления, должны решать специфические задачи. Например, Эриксон рассматривает среднюю и позднюю взрослость как время, когда индивид должен либо развить в себе осознание своей продуктивности и полноты самореализации, либо стать инертным и отчаявшимся. Юнг считал, что, духовность является областью, которую способны постичь только люди старше 40 лет. Нейгартен (Neugarten, 1978), анализируя развитие в пожилом возрасте, выделяет в нем два главных периода. Люди младшего пожилого возраста – между 55 и 75 годами – еще остаются подвижными, активными физически, умственно и социально, независимо от того, выходят ли они на пенсию или нет. Люди старшего пожипого возраста – это люди после 75 лет, чья физическая активность является в значительной степени ограниченной. Результаты возрастного спада обычно более очевидны во втором периоде старости, хотя процесс старения проходит у разных людей по-разному. Несмотря на растущее сочувствие к проблемам пожилых людей и постоянное увеличение количества людей старшего возраста, старики сталкиваются с различного рода предрассудками и предубеждениями. Например, «пожилым часто навешивают нелестные ярлыки, такие как “дряхлый, рассеянный и беспомощный”» (McCracken, Hayes & Dell, 1997, p. 385). Эти отрицательные установки и стереотипы, известные как эйджизм, препятствуют установлению отношений взаимопонимания с людвми различных возрастных групп и иногда приводят к прямой дискриминации (Butler, 1988, 1998; Kimmel, 1988; Levenson, 1981). К сожалению, люди, становясь старше, часто не признают собственного старения и страшатся его. Это явление Фридан (Friedan, 1993) называет «мистика возраста». Даже консультанты не имеют иммунитета к подобным установкам (Blake, 1982).
Потребности пожилых людей В США при переходе от зрелого возраста к статусу пожилого гражданина люди вынуждены заниматься решением самых разных непростых проблем, включая проблемы, связанные с изменением физических возможностей, социальных ролей и отношений (Buckley, 1972; Сох, 1988). Многие из этих изменений потенциально способны спровоцировать личностный кризис. Пулвино и Коланджело (Pulvino & Colangelo, 1980) утверждают, что потребности развития старшего пожилого возраста, возможно, уступают только запросам маленьких детей. Согласно Хэвигёрсту (Havighurst, 1959), старшие пожилые люди должны научиться успешно справляться: 1) со смертью друзей и супругов, 2) с уменьшением физической силы, 3) с выходом на пенсию и уменьшением дохода, 4) с большим количеством свободного времени и с необходимостью приобретения новых друзей, 5) с освоением новых социальных ролей, 6) с взаимодействиями с выросшими детьми и 7) с изменением окружающей обстановки или ее созданием. Некоторые из неизбежных перемен, связанных со старением, являются постепенными, например снижение физической силы. Другие являются резкими, например смерть. В общем, старение – это время как «позитивных, так и негативных переходов и перемен» (Myers, 1990a, р. 249). Позитивные перемены для пожилых людей бывают связаны с приобретениями, например такими, как появление внуков или получение скидок на покупки. Перемены, связанные с большими потерями, такими как смерть супруга (супруги), потеря работы, тяжелые заболевания, являются причиной возникновения сильного стресса. В этих ситуациях многие пожилые люди держатся из последних сил, поскольку испытывают огромный дефицит в поддержке группы людей, равных по социальному и возрастному статусу, к которой они могли бы обратиться со своими огорчениями и эмоциональными проблемами (Morgan, 1994). К числу основных проблем старения относятся: одиночество, физическая болезнь, выход на пенсию, безделье, тяжелые утраты и плохое обращение (Могrissey, 1998; Shanks, 1982). Кроме того, с возрастом люди становятся более подвержены психозам. Около 30% пациентов в психиатрических больницах – это пожилые люди. Приблизительно 25% от всех выявленных самоубийств совершаются мужчинами старше 60 лет (при этом более склонными к суициду оказываются белые). Жестокое обращение с пожилыми в семье – «любая форма неправильного обращения с пожилыми со стороны тех, кто имеет с ними особые отношения», в том числе отсутствие заботы, – также является источником проблем (Morrissey, 1998, р. 14).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|