Организационно-методические и психолого-педагогические условия совершенствования речевой деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО и СОО.
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Организационно-методические и психолого-педагогические условия совершенствования речевой деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО и СОО. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе С. В. Кусскаева
Одной из наиболее сложных и важных проблем в обучении является развитие речевой деятельности. Важность этой проблемы обусловлена тем, что правильная, грамотная, доказательная, вызывающая эмоции речь выступает составной частью общей языковой культуры, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимание. Речь является также важнейшим средством овладения знаниями – необходимой предпосылкой обучения и развития обучающихся. На каждом этапе развития человека речевая деятельность усложняется, возникают все больше задач, требуется обращение к речевой коммуникации. Но, к сожалению, приходится отметить, что, заканчивая основную школу, не все обучающиеся владеют монологической речью, не умеют строить предложения, имеют низкий уровень коммуникативных навыков, допускают орфоэпические ошибки, не различают значения слов, не могут высказать свои мысли. Учитывая данные проблемы, все педагоги гимназии, а не только учителя русского языка и литературы, считают важным аспектом в своей работе совершенствование речевой деятельности от 1-го до 11 класса. В рамках Федеральной стажировочной площадки по мероприятию «Совершенствование норм и условий для полноценного функционирования русского языка» гимназия работает над темой «Организационно-методические и психолого-педагогические условия совершенствования речевой деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО и СОО». Важной составляющей в работе по данному направлению является повышение квалификации педагогов. Заместителями директора по УВР Кусскаевой С. В. и Дудка О. В. разработан курс повышения квалификации учителей русского языка и литературы «Подготовка обучающихся к устному итоговому собеседованию по русскому языку», программа которого рассмотрена и утверждена на педагогическом совете Гимназии №2, протокол педагогического совета № 4 от 04. 02. 2019г. Продолжительность курса: 32ч., форма обучения: очная.
Разработка уроков педагогов гимназии. Обучение подробному пересказу при подготовке ко второму заданию итогового собеседования по русскому языку. Учитель русского языка и литературы В. И. Крылова. Что такое устное собеседование и что необходимо сделать, чтобы успешно пройти испытание? Сам допуск к экзаменам не представляет большой сложности с точки зрения правил русского языка: не требуется знания орфографии и пунктуации. Однако он проверяет умение, очень важное в современном мире: выразительно читать и формулировать свои мысли. Пересказ – это один из видов работы, который объединяет все изучаемые в школе предметы. Так или иначе пересказ звучит на уроках истории, обществознания, химии, географии, биологии, физики и, конечно, литературы. Мы используем этот вид работы на своих уроках. На конференциях, вебинарах, посвященных итоговому собеседованию по русскому языку, не раз было озвучено, что к итоговому собеседованию обучающегося должны готовить абсолютно при изучении всех предметов, существующих в школе. Следить за правильностью речи ученика, исправлять орфоэпические, грамматические, речевые ошибки, работать над умениями находить основную информацию в тексте, осознанно её запоминать, грамотно воспроизводить прочитанное – вот чем может помочь учитель любого предмета своему ученику. Пересказ — устное изложение содержания текста. Это вид учебной работы, средство развития речи учащихся на основе исходного текста.
Главные требования к пересказу следующие: в пересказе должна звучать живая речь ученика; при пересказе экзаменуемый должен использовать лексику, обороты речи и некоторые синтаксические конструкции исходного текста; в пересказе должен сохраняться стиль образца; должны быть соблюдены последовательность событий, причинно-следственные связи, переданы все основные факты и описания; в пересказе должны отражаться чувства экзаменуемого через выразительность его речи. Подробный пересказ предполагает полное устное изложение художественного текста и служит средством обогащения языка школьников, воспитания у них чувства языка, ознакомления со стилями и жанрами, обучения логике и композиции текста. Как же подготовить обучающегося к успешному выполнению второго задания итогового собеседования по русскому языку? При обучении подробному пересказу не рекомендуется предлагать небольшие по объему тексты, так как обучающиеся запоминают их наизусть. Начинать обучение пересказу следует с повествовательного текста, где есть ясный сюжет, но затем в пересказы нужно включать также элементы описания и рассуждения. Пересказ удается лучше, если текст читается обучающимся сразу, без предварительного чтения учителем. На уроке произведение читается школьниками обычно по нескольку раз, но каждое прочтение обязательно должно сопровождаться каким-то новым заданием. Одним из способов обучения подробному пересказу является использование алгоритмов при подготовке к экзамену. Алгоритмы – это инструктивные предписания (правила, инструкции, памятки), определяющие четкую последовательность операций при решении учебной задачи. Следовательно, в первую очередь, способствуют формированию культуры умственного труда: развивают последовательность, обоснованность суждений, т. е. систематически и целенаправленно формируют, развивают и совершенствуют у школьников интеллектуальные умения, определяющие результативность учебной деятельности. Правильно выработанные алгоритмы работы по предлагаемым заданиям на устном экзамене помогают понять содержание задания, подготовиться к ответу и правильно выполнить его, соблюдая время, рекомендованное для подготовки и для ответа.
Первое, что должен объяснить учитель-словесник девятикласснику, это то, что первое и второе задание тесно связаны между собой. Готовясь к выразительному чтению текста (задание № 1) он должен: 1) вдумчиво прочитать текст, мысленно прослеживая логику изложенных в нем событий (Если текст содержит рассуждение, то постараться понять точку зрения автора, посмотреть на проблему его глазами); 2) отметить главную информацию (предложения, словосочетания) в каждом абзаце (это микротемы, их нельзя упускать при пересказе, обычно, один абзац – одна микротема). Целесообразным будет во время подготовки к выразительному чтению карандашом или ручкой подчеркнуть главные предложения, словосочетания в каждом абзаце текста, чтобы выделить их при выразительном чтении (это активизирует зрительную память). 3) запомнить имена собственные, термины, даты, которые могут присутствовать в тексте. В спецификации контрольных измерительных материалов есть рекомендуемый порядок проведения итогового собеседования. Там, в пункте 5, рекомендуется собеседнику-экзаменатору переключить ученика на новый вид работы – пересказ текста. Объяснить, что ученик имеет право пользоваться записями, сделанными во время подготовки к пересказу. Рекомендовать ученику выписать на листочек те имена собственные, термины, даты, с которыми он встретился в предложенном тексте впервые, но они необходимы ему для передачи микротем. Для того, чтобы учащийся справился с заданием 2 более успешно, можно предложить ему следующее: если за отведенное время запомнить даты, термины не представляется возможным, а он их не записал, то лучше информацию, в воспроизведении которой он не уверен, не включать в свой ответ. Пересказ тогда будет менее подробным, но зато не будет ошибок в содержании текста. Главное – не упустить микротемы. 4) Следующий этап – выразительное чтение текста (задание 1). Школьнику нужно посоветовать, как можно ярче представить все события или явления, описанные в тексте. Чем эмоциональнее будут картинки, возникшие в его воображении во время чтения, тем больше информации останется Желание прочитать или услышать текст, предназначенный для пересказа повторно – совершенно естественно. Ученые, изучающие свойства памяти, советуют ознакомиться с текстом для пересказа второй раз через 20-60 секунд после первого прочтения (метод повторения И. А. Корсакова). Что и происходит во время выразительного чтения? Выразительно читая вслух текст, ученик задействует как зрительную, так и слуховую память. Это хорошо, так как все мы разные: у одних преобладает зрительная память, другим надо еще и услышать, чтобы лучше запомнить.
5) Во время пересказа ученик должен не бояться отклониться от авторской стилистики и лексического набора слов и словосочетаний. Ведь главное в пересказе не механическое воспроизведение теста, а понимание его содержания. Второе задание – «пересказ текста с включением приведённого высказывания». Здесь нужно пересказать тот же самый текст, который читали в первом задании, поэтому при подготовке задания № 1 ученик минимум на 50 % готовит и задание № 2. При подготовке задания № 2 отрабатываются следующие пошаговые действия ученика на экзамене: · шаг 1-й. Читая текст еще раз, ищет место и способ включения предложенного высказывания в пересказ. Особое внимание стоит уделить работе с высказыванием, которое надо уместно и точно разместить в воспроизводимом тексте. Обязательно при подготовке ко второму заданию итогового собеседования по русскому языку надо основательно изучить тему «Цитирование». Учащиеся должны знать, что цитирование бывает частичным и полным. При использовании частичного цитирования школьники должны понимать, что главное – сохранить смысловую точность. Убирать лишние слова, сокращая цитату, можно при условии, если это не исказит смысла высказывания. Обязательно при подготовке надо основательно изучить способы введения цитирования. Также для связности текста предлагаем учащимся речевые клише, которые не противоречат правильности введения цитаты, уместности и логичности включения цитаты в текст пересказа · шаг 2-й. Фиксирует на бумаге логическую схему глаголами для связности пересказа. При подготовке к выразительному чтению текста в логическую схему глаголы не включались, так как они для выразительного чтения по смыслу вторичны, а также потому, что ученик их просто не успеет записать. Теперь, при подготовке связного пересказа, в эти схемы надо ввести глаголы. Применение логической схемы позволяет в пересказе сохранить все микротемы текста и гарантирует выполнение всех оценочных критериев. Такой работе нужно обучать систематически от занятия к занятию, постоянно помня об учебной цели этого вида работы.
· шаг 3-й. Пересказывает научно-публицистический текст, опираясь на логическую схему, включает в него предложенное высказывание. Разработанные и представленные в данной работе алгоритмы ориентированы на организацию процесса подготовки обучающихся основной школы к итоговому собеседованию. Целенаправленная работа по применению алгоритмов на уроках и факультативных занятиях дает положительные результаты. Действия учащихся, направленные на выполнение учебной задачи, становятся вполне осознанными, а значит, и более эффективными. Литература: · Архарова Д. И., Балюнова М. А. Готовимся к Итоговому собеседованию по русскому языку за курс основной школы: Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы и выпускников 9-го класса. – Екатеринбург, 2018. – 105 с. · Модель итогового собеседования 9-х классов по русскому языку [Электронный ресурс] // Федеральный институт педагогических измерений. – Режим доступа: http: //www. fipi. ru/about/news/model-itogovogo-sobesedovaniya-9-klassov-p... (дата обращения: 08. 09. 2019). · Попова Л. В. Алгоритмы учебных действий учащихся на уроках истории. – М., 2003. · Черкасова Л. Н. ОГЭ 2019. Русский язык: устное собеседование. – М.: Эксмо, 2018. – 208 с. – (ОГЭ. Сдаём без проблем).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|