Учитель русского языка и литературы И. Б. Цыбенова
Учитель русского языка и литературы Т. И. Хайдукова
№ п\п
| Этапы урока
| Функции и виды деятельности
учителя
| Формы и виды деятельности учащихся
|
1.
| Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности.
| Создание условий для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (я хочу! ) Активизирует требования к ученику со стороны учебной деятельности (надо! ), устанавливает тематические рамки учебной деятельности (могу! )
– Добрый день, ребята! Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, так как мы будем готовиться к экзамену, который называется Устное собеседование
| Ученики приготовились к уроку, настроились на работу.
|
2.
| Актуализация знаний.
| Активизация познавательных процессов (внимание, речь, память, мышление), т. е мыслительных операций учащихся. Организация подготовки к повторению и закреплению материала, с целью подготовки к итоговому собеседованию.
Сегодня мы поговорим о том, что есть «добро», почему необходимо спешить делать добро. Как вы понимаете слова
В. Гюго «Во внутреннем мире человека доброта - это солнце»?
- Важна ли доброта в жизни человека?
- Цените ли вы добрые поступки?
-Почему нужно спешить делать добрые дела?
- Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.
Запись темы урока: «Спешите делать добрые дела! »
| Воспроизводят и закрепляют свои знания, умения, навыки.
Актуализируют изученный ранее материал (знаю, могу)
Обсуждение эпиграфа. Обучающиеся формулируют тему урока.
Запись темы: «Спешите делать добрые дела! »
|
3.
| Словарная
работа.
| - Вдумайтесь в значение однокоренных слов слова «добро»:
- доброволец - по доброй воле взял на себя какую - либо работу.
Доброволец - это:
- человек, участвующий в общественно- полезной деятельности безвозмездно и на основе осознанного свободного выбора;
- добровольцем может быть человек любой национальности, социального положения, профессии, возраста.
- Доброволец - это волонтёр.
Добрыми считают отношения доверия, справедливости, милосердия, любви. Добро связано с умением сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.
Когда мы говорим о человеке - добрый, то имеем ввиду, что он готов прийти на помощь другому, делать это не ради выгоды, не на показ, а бескорыстно, по велению сердца.
| Продолжить работу с понятием «доброта», «волонтерство», «волонтер», учиться анализировать текст, развивать умения применения теоретических знаний при выполнении практических упражнений. Справка о волонтерском движении.
|
4.
| Изучение нового материала.
Работа с текстом.
| Работа с текстом.
1. Знакомство с текстом о Елизавете Петровне Глинке.
-Какова основная мысль текста?
-Определите жанр?
-К какому стилю речи относится?
-С помощью каких средств художественной выразительности автор призывает «творить добро»?
-Какую проблему поднимает автор в своем произведении?
Мы продолжаем работу по подготовке к итоговому собеседованию. Для успешной сдачи экзамена, вам необходимо знать критерии оценивания.
(Предоставить обучающимся раздаточный материал с критериями оценивания для ознакомления).
Обратить внимание детей на интонацию, темп и грамотность чтения. Учитель обращает внимание на правильное произношение числительных и труднопроизносимых слов.
Чтение вслух в соответствии с критериями оценивания.
| Индивидуальная работа: знакомство с текстом о Елизавете Глинке.
Обсуждение содержания текста и определение жанра, стиля и выявление средств художественной выразительности.
Обсуждение и формулирование проблемы текста. Знакомство с критериями оценивания.
|
5.
| Физминутка.
| Гимнастика для глаз.
|
|
| Пересказ текста, вставка высказывания.
| Подготовка к пересказу.
Составление плана пересказа по микротемам и ключевым словам:
- отметить главную информацию;
- запомнить имена собственные, термины, даты.
Не забываем о том, что необходимо выполнить второе задание, включив в пересказ слова Доктора Лизы:
«Мы уверены в том, что добро, сострадание и милосердие работают сильнее любого оружия»
-Вы можете использовать любые способы цитирования
Обучающиеся пересказывают текст (работа в парах)
Самоконтроль. Оцените свои ответы. Учитель направляет коррекционную работу.
| Анализ чтения.
Подготовка к пересказу.
Составляют план пересказа, выделяют главную информацию, записывают термины, даты, имена собственные. Работа в парах: пересказывают текст друг другу, включив в пересказ цитату.
Самоконтроль. Взаимоконтроль.
|
7.
| Рефлексия.
Выявление места и причины затруднения.
| - А теперь в карточке «Рефлексия» подчеркните выбранный ответ
Выводы: Добро – это высшее проявление нравственности в любом человеке. Ведь именно это и составляет смысл человеческой жизни. «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».
| Соотносят цель и результат учебной деятельности
Фиксируют степень соответствия. Оценивают свою работу.
|
Урок 2.
Работа над монологической и диалогической речью.
|
| Актуализация знаний
| Активизация познавательных процессов (внимание, речь, память, мышление), т. е мыслительных операций учащихся.
Беседа о типах речи и их отличительных признаках.
- Вспомните отличительные особенности типов речи: описание, повествование, рассуждение.
| Групповая работа по заданиям. Выбирают задания, вспоминают особенности типов речи. Записывают ключевые слова. Работа с клише.
Выступления. Анализ выступлений.
|
9.
| Работа над монологической речью.
| - Что такое монолог?
- Следующее задание устного собеседования: подготовить монологическое высказывание по одному из 3-х заданий.
Работа по группам.
1. Описание фотографии
2. Повествование на основе жизненного опыта
3. Рассуждение по поставленному вопросу.
(Учитель организует работу по группам: класс делится на 3 группы, каждая готовит 1 задание)
Работа с клише.
Выступление представителей каждой группы. Анализ выступлений по критериям оценивания.
| Обсуждение понятия диалог.
Обучающиеся самостоятельную работают по вопросам КИМа в парах.
Во время беседы задают друг другу вопросы по выбранной теме и дают полные ответы на вопросы,
|
| Работа над диалогом.
| - Как называется речь двух или нескольких лиц?
Учитель организует самостоятельную работу учащихся по вопросам КИМа.
Во время беседы задают друг другу вопросы по выбранной теме и дают полные ответы на вопросы, заданные собеседником.
Анализируют диалог по критериям оценивания: грамотность речи, богатство и точность словаря, разнообразные синтаксические конструкции, обучающиеся учитывают речевую ситуации.
| Обучающиеся самостоятельную работают по вопросам КИМа в парах.
Анализ выступлений по критериям оценивания.
|
| Рефлексия
Выявление места и причины затруднения.
| -В чем вы видите затруднения?
Давайте подведём итог нашего урока. По какой теме мы работали?
-Каковы были цели урока? Достиг ли урок их?
-Что повторили на уроке?
Прочитать одно из предложенных произведений: выбрать и прочитать статьи об известных общественных деятелях, подготовить пересказ.
| Соотносят цель и результат учебной деятельности
Фиксируют степень соответствия. Оценивают свою работу.
|
| Домашнее задание
| Составить разные типы текста (на выбор).
|
|